КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Золочение на лак мордан.Такое золочение дает более матовую поверхность, использовать его рекомендуется для наружных работ, золочения металлических поверхностей, резного иконостаса и т.д. Мордан – это смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом /сиккативом/ и примесью лаков. Необходимые материалы: -сусальное золото; -золотильные нож и «подушка»; -лак ПФ – 283; -мордан; -беличья « лапка»; -масло сливочное или растительное; -беличьи круглые кисти; -растворители: пинен или скипидар, или уайт-спирит; -наждачная бумага №1200; -плоские синтетические кисти №7-10 (зависит от размера доски); -акварель или пигмент (аури, крон, сурик); -ткань фланель и ватные тампоны.
Ход работы: 1. Подготовить поверхность доски под золочение – с идеальной полировкой под глянец. 2. Затонировать левкас под золото (акварелью на воде), цвет краски – жёлтый или оранжевый. Нанести краску беличьей кистью в 1-2 слоя, не густо, без затеков, хорошо просушить. Отполировать сукном или ваткой до блеска. 3. Следующий слой – лак с пиненом или очищенным скипидаром в соотношении 1:1 (кисть синтетическая). Оставить для просушки на 12 часов, затем отшлифовать наждачной бумагой. Или покрыть поверхность двумя слоями шеллака (поверхность должна блестеть), первый слой сохнет 5 минут, второй – 40минут, затем тоже обработать наждачной бумагой. 4. Слой 100% лака (без разбавления). Покрывать быстро, не возвращаясь на прежние места. Закрыв от пыли, просушить не менее 72 часов – от этого зависит качество золота (чем дольше просушка, тем больше будет блеска, так как лак становится стекловидным). После просушки поверхность должна блестеть, не должно быть соринок. Если не получилось, то отшлифовать наждачной бумагой и снова покрыть лаком. Для увеличения блеска золота, хорошо покрыть поверхность неразведённым лаком 2 раза. 5. Мордан разбавить одним из растворителей в соотношении 1:1. Быстро покрыть поверхность и, меняя тампоны, протереть 2-3 раза, хорошо прижимая – «до скрипа» (золото можно класть на протяжении 12 часов). Если поверхность под золочение небольшая, то можно мордан разбавить 1:2 (время работы сокращается в 2 раза). 6. Через 1-2 часа можно приступать к золочению (на более раннем этапе золото может «тонуть» и потерять блеск). § Для увеличения блеска золота нужно выдержать мордан в течении нескольких часов. § На крупные детали икон, напр., на фон, листы золота накладываются прямо с книжки. § Для золочения фона вначале проложить узкие полоски по лузге, потом поля и средник. 7. Взять лапкой подготовленный листочек золота с подушечки, положить на поверхность и чуть прижать ваткой. Притамповать золото. Последующие листки кладутся внахлест. Нужно притамповывать золото до стыка, а, положив следующий кусочек, притамповать и стык. Притамповывается золото легким постукиванием (сначала легко, затем интенсивнее), держа ватку перпендикулярно к поверхности. Через 5-10минут можно разгладить появившиеся морщинки. В тех местах, где золото не приклеилось, оно отпадет, и на них кладутся «заплатки» (можно приклеивать на «придыхание»). Для окончательной полировки взять чистую ватку и полировать в двух направлениях, швы после полировки становятся незаметными. 8. Тонкое золото кладется в два слоя. Между слоями наносится лак с пиненом в соотношении 1:2. Желательно второй слой золота класть, выждав день или два. Лучше, чтобы стыки листков золота первого и второго слоя не совпадали. 9. Закрепить золото, выждав не менее 12 часов, лаком с пиненом (1:2). Примечания. § Поверхность левкаса по контуру золочения покрыть мелом с водой, тогда легче будет его очистить от прилепившегося золота. Золото по абрису снимается заточенным черенком кисти. § Окончательно мордан высохнет через 3 суток или через неделю. § Золочение иконы на лак мордан не рекомендуется. Эта техника применима для других золотильных работ.
Золотой декор*.
* здесь перечисляются приёмы работы с золотом.
1. Тонировка золота лаками или прозрачными красками. 2. Ассист (об этом см. ниже). 3. Различные эффекты полировки (световая «игра» матовой и блестящей поверхностей; синайский эффект – полировка золота по кругу нимба и т. д.). 4. Цировка или «в проскрёбку». Необходимо для этого покрыть золото более густым, чем обычно лаком с пиненом 1:1, сверху залить краской. Затем проскребсти черенком кисти узор. 5. Роспись по золоту (цветной декор, орнамент чернью). 6. Резьба по левкасу. 7. Наливка (жидким левкасом различных узоров). В этом случае клеевой состав наливаемого левкаса должен быть слабее, чем у основного. 8. Резьба по дереву, резные ковчеги. 9. Накладные объёмные нимбы (вырезаются из дерева). 10. Скань. Это гладкая ленточка с рубчатыми краями, полученная способом сплющивания крученых металлических проволочек (их пропускают через плоские вальцы). Изогнутые по рисунку ленты спаивают между собой. Сканные оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку. 11. Басма. Это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. 12. Оттиск. Изготавливаются специальные матрицы, которыми многократно делается оттиск /по большой поверхности/. Получается эффект, подобный басме. 13. Чеканка. Изготавливаются чеканы с различными формами наконечников. Ими мастер чеканит золото, составляя орнаментальный рисунок. Примечание: Для чеканки и наливки нужен пластичный левкас, поэтому во время приготовления добавить в левкас больше пластификатора – олифы, льняного масла или мёда.
|