КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Высветление олифыОлифа высветляется на солнце. Для этого в эмалированный лоточек налить олифу глубиной около 3 см, сверху накрыть стеклом или марлей (закрепив резиночкой). Поставить на солнечное место. Через 2 недели олифа высветлится, и затем темнеть уже не будет. Пленку, образовавшуюся сверху, проколоть, олифу слить в стеклянную емкость, а пленку выбросить. · в плотно закрытой посуде олифу на солнце не выставлять – может взорваться. Олифление После окончания икону просушить не менее 2-3 дней.
1. Перед началом работы необходимо проверить, закреплены ли ассист, надпись и орнамент (если они на золоте), и опушь. 2. Удалить с поверхности иконы пыль и соринки-ворсинки, провести в помещении влажную уборку. 3. На горизонтальную поверхность положить икону и крестообразно налить небольшое количество олифы, разровнять рукой. · Олифа густеет быстрее или медленнее в зависимости от влажности и температуры помещения, от времени года (с марта по июнь – самый сухой воздух), от качества доски и олифы, от пигментов (они по разному «пьют» олифу). · При благоприятных условиях требуется 4-5 часов, чтобы красочный слой достаточно пропитался олифой. 4. Налитая на икону олифа тотчас начинает впитываться в грунт, образуя на поверхности живописи в разных местах матовые островки. В это время необходимо каждые 15-20 минут разравнивать олифу; в течение часа-полтора можно доливать олифу, потом нежелательно. Часа через два матовые островки перестанут появляться, и олифа будет лежать ровным слоем и постепенно густеть, но необходимо продолжать ее разглаживать, пока она не «встанет». Важно не упустить этот момент! Если налито лишнее, собирать рукой и – в баночку, иначе процесс загустения растянется на более долгое время. Признаки того, что олифа «встала» (через 5-8 час.): олифа по консистенции становится похожей на густой мёд, и не сразу исчезает след от пальца. 5. Убедившись, что олифа достаточно «встала», приложить прямо к живописной поверхности лист гладкой бумаги (кальки), которая не оставляет никаких ворсинок, пригладить рукой, чтобы бумага пропиталась олифой (на лузге в уголках промокнуть отдельно). · если олифы слишком много (бумага «плавает»), перевернуть бумагу другой стороной и промокнуть еще раз; · некоторый тонкий слой олифы необходимо оставить на живописи, чтобы при полном высыхании не наметились прожухшие (матовые) места; § руки во время работы вытирать бумагой или калькой. 6. До тех пор, пока оставленный тончайший слой олифы маслится, за иконой нужно следить, чтоб не упустить самый ответственный момент – фиканье, т.е. разглаживание олифы перед самым ее затвердеванием. Мельчайшие пылинки, постоянно наполняющие воздух, оседая, могут застыть на твердеющей пленке олифы в виде блестящих бугорков, что придает ей неприятную зернистость. Следует, особенно на последних стадиях застывания олифы, через каждые 15-20минут энергично проводить ладонью от края до края иконы во всех направлениях. При этом засыхающая олифа под ладонью начнет издавать звук, похожий на тот, который возникает, когда мокрое стекло вытирают тряпкой или бумагой – «фик», «фик». Именно отсюда произошел термин «фикать», то есть разглаживать твердеющий покрывающий слой. Если мастер не упустил этого момента и успел вовремя «профикать», то застывшая пленка будет гладкой и блестящей. 7. Через 30минут осторожно проверить на полях, остается ли след от пальца: если да, то трогать икону после этого нельзя, т.к. можно испортить ее глянцевую поверхность, нанеся матовые полосы, которые уже не исчезнут. 8. Икона кладётся на просушку, но чтобы на нее не садилась пыль (закрыть колпаком, коробкой и тд). В иконописных мастерских существовало особое помещение для олифления, куда входил только мастер. Этим исключалось излишнее движение пыли. Первоначальное просыхание пленки происходит через 2-3дня, полное – через месяцы. 9. Если на следующий день появились матовые пятна (олифа «просела»), то это возможно исправить. Для этого взять минимальное количество олифы (лучше «снетка» - олифу, снятую накануне с иконы) на палец и нанести очень тонко на всю поверхность иконы. Или наносить олифу полосой, растягивая ее ладонью, насколько хватит, затем снова нанести полосу и так далее, пока не покроется вся поверхность. Исключение: если икона очень большая, а пятно маленькое, то можно смазать только пятно (но так, чтобы не было стыков между «старой» и «новой» олифой). Для таких случаев при снятии излишков олифы хорошо сохранить первую кальку, положив ее в целлофановый пакет и завязав. Тогда матовые пятна можно пригладить этой калькой быстрыми движениями, затем разровнять. Через 15мин снова «пофикать» (где золото не надо – на нем всегда олифы достаточно). Если был пропущен момент затвердения олифы – в одних, более тонких, слоях она затвердела и присохла к живописи, а в других осталась еще подвижной, то эту ошибку исправить намного сложнее. Пересохшие места олифы окажутся потом более высокими островками по сравнению с остальной поверхностью и сильнее потемнеют. Их необходимо убрать. В этом случае снимают досуха оставшуюся загустевшую олифу и наливают свежую. С ее помощью начинают оттирать пальцем присохшие места. Там, где пленка еще свежа, она растворяется и оттирается более-менее удачно, но где она успела крепче присохнуть, неизбежно употребление скальпеля и не исключена возможность повреждения живописи. Когда все пристывшие места пленки удалены, оставшуюся свежую олифу досуха снимают, икону хорошо просушивают, и места, требующие поправок, протирают срезанной долькой чеснока, чтобы краска не соскальзывала, и исправляют повреждения живописи. Дают свежей краске просохнуть и снова всю икону олифят (лучше на следующий день). · Если олифа была снята не полностью, то после просушки могут появиться «грибы» (олифа собирается морщинами). Этот недостаток можно исправить только через несколько лет, после полного высыхания олифы,- снять наждачной бумагой эти места и покрыть снова всю икону олифой. 10. Иконы со свежей равномерной и тонкой пленкой олифы достаточно долгое время выдерживали в тепле (иногда, напротив, выносили «на мороз» – в неотапливаемое помещение) и, главное, на свету – чтобы свежая пленка не потемнела.
· Покрытие иконы слоем олифы в старину считалось самым лучшим и надежным средством для сохранения иконы. Однако, олифа имеет недостаток – она со временем темнеет. Этому способствуют темнота и повышенная влажность помещений церквей с узкими и маленькими оконными проемами, и если их не отапливали. Обычно через полвека защитная пленка становилась темно-коричневой, а сверху на ней накапливался слой свечной и лампадной копоти. Поэтому чтимые иконы через 50-100 лет подвергали промывкам и поновлениям. · Олифить икону лучше в сухую, солнечную погоду.
|