Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Удар "молота". Энергия разрушает поверхность цели и имеет качество упругого толчка




Контакт ударной части с ударной поверхностью в трех тип ударов



РАЗДРАЖИТЕЛЬ

Схема трех причинных связей или простых ответов на внутренний или внешний раздражитель, соответствующих трем качествам удара

Эти связи соответствуют трем типам ударов:

— причина — сила — соответствует удару "молота";

— причина — цель — соответствует "бро­ску" камня;

— причина — скорость — соответствует удару "хлыстом".

Большой мастер может соединить качества этих


трех ударов. Удар такого мастера несет в себе силу молота, точность камня, быстроту и легкость хлыста.

— Как лучше укреплять и закалять руки?

— Боевая техника не может быть эффективной,
если плохо подготовлены ударные части или те
участки тела, через которые может проходить сила.

Вся работа с руками имеет следующие направ­ления:

— изучение техники;

— связь техники с дыханием;

— связь техники с духом;

— соединение с корпусом;

— соединение с ногами;

— соединение техники рук с перемещениями;

— наполнение рук различными качествами;

— укрепление кожи, сухожилий, мышц, костей, сосудов и каналов рук;

— отработка техники на специальных снарядах;

— отработка техники с партнером.

Что касается укрепления и закаливания рук, то этому уделяется большое внимание на протя­жении всей жизни мастера конг-фу. Меняются толь­ко методы и интенсивность.

Хочу перечислить эффективные методы зака­ливания и укрепления рук, которые распространены в школах во-дао. Это:

— массажи;

— упражнения кхи-конг (дыхательная работа);

 

— набивка рук;

— втирание поваренной соли с горячей водой в кожу;



— растирание рук после упражнений "ржавой" водой;

— втирание в кожу рук собственной мочи;

— растирание рук согревающими лекарствами;

— втыкание пальцев рук в горячий песок.

Все это простые, но надежные методы, при­шедшие из древности. Можно использовать любое сочетание этих способов закалки. При системати­ческих занятиях ощутимые результаты в закали­вании рук возможны через несколько месяцев.

Нужно не забывать, что руки хорошо закаляются в самом процессе работы со снарядами, в парных упражнениях и учебных боях.

— Теперь, исходя из полученной информации, хотелось бы сформулировать, что есть искусство боя. Ваша трактовка?

— Жизнь есть борьба. Лесоруб борется с тя­жестью топора, с твердостью дерева, рыбак — с веслами, сетью, морем, рыбой. С чем приходится бороться ученику конг-фу? Прежде всего, он че­ловек. Он борется со своей ленью, усталостью, бо­лезнями, страхом, со злом, с которым приходится сталкиваться, а во время занятий — с болью, же­ланием вдохнуть во время задержки дыхания, со своим незнанием, со скованностью движений и мыс­лей, с проявлениями излишней свободы мыслей и действий. И когда мы говорим об искусстве борьбы, то к описанию всех тактических секретов должны приложить вышеизложенный "несекретный" список проблем, с которыми приходится сталкиваться.

Я знаю немало случаев, когда люди, занима­ющиеся духом и не имеющие никакого отношения


к воинскому искусству, в поединках с мастерами боя не только успешно защищали себя, но даже оказывались сильнее.

Конг-фу — это часть жизни. Часть всегда мень­ше целого. Если человек постиг только секреты боя, он уступит тому, кто познал секреты жизни.

На схеме можно увидеть эволюцию и соотно­шение всех элементов и уровней мастерства.

Ученик должен заниматься и владеть техникой, развивать элементы "земли".

Мастер боя обладает хорошим здоровьем и вла­деет тактикой, а также знает человеческую природу и пользуется энергией "огня" и "воды".

Мастер жизни постиг дух и связан с энергией Неба.

Известны парадоксы, когда ученики выполняли боевую технику лучше, чем мастер, но обыграть мастера в поединке им не удавалось.

Из той же схемы можно понять, что развитие техники приводит ученика, с одной стороны, к здо­ровью, с другой — к тактике боя. Мастер боя, укрепляя свое здоровье и развивая тактику, до­стигает высот духа.

Мастер жизни через дух совершенствует здоровье и тактику.

Из Вашего рассказа следует, что искусство боя состоит из четырех главных элементов. Это дух, здоровье, техника и тактика. С духом бегло разобрались. А как со здоровьем?

— Когда человек нездоров, он не может бежать, ему трудно идти, двигаться... Но есть много скрытых недугов, которые не столь явно проявляют себя,



Связь человеческих субстанций, элементов боя с некоторым» метафизическими категориями


особенно при больших нагрузках. Можно привести пример с подержанным автомобилем. На малых скоростях, да на асфальте он еще тянет. Но вот встретилось бездорожье, и он начинает дергаться, "чихать"...

Практика конг-фу — высшая степень напря­жения тела, ума, дыхания и воли, огромное ис­пытание для здоровья.

Что же такое здоровье? Ответ напрашивается сам собой: нормальная работа всех органов и пси­хики. Но это весьма относительно. Мастера йоги или тхьен никогда не сойдутся во мнении с хорошим психиатром в вопросе, что такое нормальная пси­хика. Может быть, одной из причин большого ко­личества сумасшедших является большое количество психиатров? Можно сказать, что здоровье — это способность легко переносить физические, эмоци­ональные и интеллектуальные нагрузки, быстро при­спосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Здоровье — это состояние, когда человек чувст­вует себя комфортно.

На пути эволюции человека, занимающегося конг-фу, можно выделить три уровня возможного управления своим здоровьем:

— физический (рациональное питание, хорошая работа, систематические занятия спортом, разумный отдых, чистый воздух и т.д.);

— энергетический (правильное дыхание, малое количество пищи, общение с людьми, природой);

— духовный (эффективные медитации, которые приводят к правильному пониманию всего сущего).

Чем больше человек постигает суть духа, тем меньше его здоровье зависит от физических фак­торов.


 


4 Зак. 717



— Что нужно знать о технике для постижения
искусства боя?

— Мы частично уже касались этой темы, когда
говорили о развитии ног, корпуса и рук. Но сейчас
я хочу рассказать о технике не с позиции подготовки
тела и изучения траекторий движений, а в связи
с тактикой.

В школах ближнего боя основная нагрузка в поединках приходится на руки, поэтому есть смысл говорить прежде всего о ручной технике.

По мере того, как ученик продвигается к ма­стерству, он проходит следующие уровни, выра­жающие его способность воспользоваться боевой тех­никой в реальных или близких к реальным си­туациях:

— не успевает сделать ни блока, ни удара;

— успевает сделать только блок или удар;

— блок одной рукой, удар — другой;

— блок, затем удар той же рукой;

— блок одной и удар другой рукой одновре­менно;

— блок и удар одной рукой одновременно;

— только удар или блок — и победа;

— не делает ни блоков, ни ударов и остается непобежденным.

Первая и последняя ситуации по форме похожи, но различны по содержанию. Между этими уровнями лежит вся жизнь.

Осязаемая, удобная и гармоничная техника дол­жна быть:

— простой и экономной;

— универсальной и хорошо связываться;


— отработана на снарядах, а затем с партнером
до автоматизма;

— связана с дыханием и духом;

— не вредной для вашего здоровья;

— стабильной по форме;

— устремлена к бесформенности;

— направлена на спокойствие вашего духа. Помните: техника сама по себе не приводит

к победе, она лишь помогает духу. Основными по казателями техники являются: сила, скорость, точ ность.

— Что есть тактика боя в конг-фу?

— Тактика — это способ логического пocтро-ения картины боя, извлечения пользы из своей силы и слабостей противника, использования ха-рактера местности, времени и других обстоятельств Она непременно должна предполагать возникно-вение непредвиденных ситуаций, которые могут пол-ностью изменить ход событий.

Тактика боя реализуется через технику защиты и нападения. Эти действия могут быть сознатель-: ными или рефлекторными.

Давайте рассмотрим схему реализации тактики конг-фу. Посредством сознательных и бессознатель-ных действий создается база для духовного рав: новесия, благодаря которому правильно протекают все психические процессы во время боя. Видно что на низком уровне мастерства в бою преобладают бессознательные действия. Чем выше мастерство тем больше сознательной работы. На уровне аб-солютного мастерства тактика трансформируется в чистый дух.




Условный рефлекс ДУХ небо


Связь некоторых элементов боя с триграммами


Связь логического мышления, духа, сознательных и бессозна­тельных действий с триграммами и элементами боя На пути к мастерству, продвигаясь от логического построения структуры схватки к использованию только условных рефлексов, бой в целом обретает все более сознательный характер. Больше становится атакующих действий по отношению к защитным не из-за роста агрессивности, а благодаря высокой опережающей способности


Что такое сознательные действия? Осознание данной ситуации как момента, включающего в себя все пространство и время — есть высшее пони­мание жизни. Если в поединке осознаются постав­ленная задача (прошлое), действие противника (на­стоящее), свои необходимые действия (будущее), а также удерживается во внимании все пространство боя, то такие действия можно назвать сознатель­ными.

Бессознательные действия в бою — когда удерживается внимание только на точке атаки или защиты противника.

Напоминаю, что все эти разделения условны и относительны. На самом деле любое бессозна­тельное действие включает в себя элемент сознания и наоборот.

Защита — женское начало (ам), нападение — мужское (зыонг). На схеме видно, что начинающие изучать конг-фу всегда больше защищаются; мастера реализуют тактику через нападение. Мастер всегда опережает, поэтому его защита тоже есть нападение.

Дух и тактика — диаметрально противополож­ные элементы. Сильный дух может разрушить любой замысел противника, а очень удачная тактика может помочь превзойти сильного духом противника. То же самое можно сказать о паре других противо­положных элементов. Защита и нападение могут противостоять друг другу в зависимости от их со­вершенства и энергетического уровня.

Хочу закончить тем, что сама со себе тактика не ведет к мастерству, но, сочетаясь с техникой и духом, она помогает в бою.


Рекомендации по ведению боя

Сохраняй спокойный свой дух.

Удерживай дыхание в дан-дьене.

Мягкость — твой друг, твердость — твой враг.

Никогда не жди начала — начинай.

Начинай спокойно отходить.

Заметь, как стоит противник, чтобы выбрать способ вхождения в контакт.

Заполняй внимание противника двумя руками и ногой, но пользуйся при этом всем тем, что ты имеешь.

Имей намерение продолжать атаку при его от ходе.

Будь готов уступить его силе.

Атакуй не только корпус и голову, но еще и руки, ноги противника.

Не позволяй, чтоб к тебе прикасались.

В любом же твоем прикосновении должна быть огромная сила, направленная на победу.

Если противник идет на тебя быстро, иди на него еще быстрее.

Принимая всю полноту боя, выжидай слабости противника.

Скрывай свои намерения.

Скрывай качества впереди поставленной ноги. Скрывай качества сильной или слабой руки. Если противник сильнее — побеждай его ды-

ханием.

Если противник выносливее — побеждай его

скоростью.



Если противник быстрый — побеждай его по­ниманием.

Если противник умный — побеждай его пу­стотой.

Если противник с ножом — будь ветром.

Если противник с палкой — будь водой.

Если противник с мечом — будь молнией.

Если противник без оружия — просто будь.

Направляй силу противника на него самого.

Не гордись своими ударами.

Не гордись своей защищенностью.

Цени свое понимание.

Оставаясь спокойным, желай того же другим.

— Чем отличается тактика боя мастера конг-
фу от тактики обычного человека?

— Сама по себе тактика является абстрактным
понятием в конг-фу, так как это всего лишь замысел,
который необходимо реализовать в непредсказуемой
ситуации. Осуществление тактики зависит в боль­
шой степени от определенных качеств духа.

Тактика реализуется благодаря обобщающей спо­собности духа. Только в этом случае она может быть реальной и гибкой.

Нематериальная тактика воплощается в жизнь только с помощью материальной техники.

Духовным носителем техники является рефлекс или конкретизирующая способность духа.

Заметьте, осуществление тактики зависит от мужского (зыонг) обобщающего элемента духа и женского (ам), конкретизирующего его свойства.

Теперь видно, что высокие знания в области воинских искусств, хорошая память, прекрасное во-


ображение помогают сформировать интересную так­тику, но она может оказаться неосуществимой. По­этому хороший полководец доверяется только хо­рошо обученным солдатам.

Тактика боя мастера конг-фу отличается от так­тики новичка в равной степени как и их технические уровни, обобщающие и конкретизирующие способ­ности духа.

— Какова эволюция тактики в вашей школе?

— Как техника, так и тактика в нашей школе имеют три ступени:

— техника или тактика, основанная на форме;

— техника или тактика, основанная на каче­стве;

— техника или тактика, не имеющая ни оп­ределенной формы, ни определенного качества.

Эти ступени соответствуют метафизическим по­нятиям: Земля, Человек, Небо.

— Какие еще элементы техники, кроме ударов и блоков, существуют в школах ближнего боя?

— В системах ближнего боя есть множество других технических элементов, но все они являются результатом соединения или развития четырех бо­евых состояний рук:

— бьющая рука (дань таи),

— ловящая рука (бат таи),

— давящая рука (гат таи),

— прилипающая рука (зинь таи).

Для того чтобы лучше понять качества пере­численных состояний рук, можно обратиться к триг­раммам.



Итак, бьющая рука соответствует триграмме "земля" . В полете она невесома, как Земля в космическом пространстве, но в момент контакта должна стать очень тяжелой и жесткой, как падение на землю. Триграмма "земля" обоз­начает пассивность, исполнение, самоотдачу, по­этому удар должен обладать уступчивостью, внут­ренней пустотой и зависеть от состояния противника, а не от желания бьющего.

Ловящая рука соответствует триграмме "огонь"

. В "Книге перемен" триграмма "огонь"

обозначает ясность и способность к сцеплению. Сле­довательно, ловящая рука должна обладать чет­костью действия, обжигающей внешней формой и внутренней пустотой, помогающей ловить против­ника в любой точке пространства.

Давящая рука соответствует триграмме "вода" . Вода опасна расплывчатостью формы, неизвестностью внутреннего содержания. Направ­ление и уровень силы давящей руки должны быть загадкой для противника. Давящая рука может при­водить в смятение даже сильного человека.

Прилипающая рука связана с триграммой "небо" . Небо лишено материальности, но об­ладает максимальной духовностью. Липкие руки очень подвижные, легкие, стремительные, способные предвидеть и находить, сдерживать и догонять.

Как я уже говорил, техника рук и ног — это связь с любым из четырех состояний рук. Бросок, например, можно выполнить только с использо­ванием липких или ловящих рук. Удар ногой в ближнем бою проводится вместе с применением давящих, бьющих или прилипающих рук. Любая


техника будет эффективной, если все четыре боевые состояния рук легко превращались одно в другое

— Как овладеть ударами по болевым точкам?

— Один мастер как-то сказал, что если удар сильный, то все тело противника становится одной болевой точкой.

Удары по точкам лучше всего отрабатывать при помощи различных станков и приспособлений или со своим партнером в комплексе с приемами, а не отдельно. Изучение законов рефлексотерпии при этом является необходимым условием, ведь мало знать место укола или удара, нужно еще знать время активности каждой точки.

Но я хочу вас все же разочаровать. Настоящая работа по активным точкам возможна лишь при высокой степени мастерства, так как ваш противник не будет стоять на месте, и активно мешать вам

Думаю, что сначала лучше изучать удары по бо-левым зонам. Такая работа может дать реальный успех

— Какая еще существует техника ног, кроме стоек, перемещении, ударов и блоков?

— Кроме перечисленных в арсенале ножной техники конг-фу есть еще много других технических действий: подсечки, подножки, зацепы, обвивы,тол-чки, надавливания, заламывания, отрывание от зем-ли, увод ноги, сопровождение ноги.

Все эти действия в системах ближнего боя вы-полняются с использованием рук.

Ножную технику можно классифицировать и по другим признакам:

— на какую ногу противника направлено дей-



ствие (впереди стоящую, сзади стоящую, мягкую, жесткую);

— какой ногой выполняется действие (впереди стоящей или сзади стоящей, мягкой или жесткой);

— как выполняется действие (на месте, в шаге вперед, в шаге назад);

— когда выполняется действие (противник на месте, идет вперед или отступает назад).

— Кто в бою может иметь преимущество: ма­
стер техники рук или мастер техники ног?

— Как известно, технический уровень не играет
решающей роли в реальном поединке. Когда дей­
ствия совершаются в напряженном режиме, то пер­
венствует дух, так как техника теряет свое со­
вершенство при высоких скоростях и жесткости.

Если рассматривать технику рук и технику ног по физическим качествам, то можно увидеть сле­дующее:

руки — более легкие, быстрые, точные, уни­версальные, но слабее и короче ног;

ноги — более тяжелые, более сильные, менее подвижные, чем руки.

Я считаю технику рук без использования ног и технику ног без рук ограниченной и лишенной гармонии.

Итак, правильная техника имеет формулу:

техника = руки + корпус + ноги + дыхание + дух

В дополнение к сказанному хочу отметить, что говорить заочно о чьем-либо преимуществе нельзя, так как в жизни обстоятельства бывают сильнее человека.


— Как чувствует себя мастер конг-фу в опас­
ной ситуации?

— Вот другой вопрос: "Как чувствует себя опыт­
ный моряк на море перед штормом, в шторм и
после него". Приходилось ли вам видеть, чтобы
он бил себя в грудь, хвастаясь, что шторм ему
нипочем? Можете ли вы представить, чтобы моряк
прятался за спины товарищей? В этом смысле у
моряка и мастера боя много общего. Воин не боится
сражений, хотя его пронизывает холод возможной
смерти.

Если у воина сильный дух, то в опасных си­туациях дух не покидает тело, как полководец не покидает свое войско. Если дух слабый, то он по­кидает тело, которое без духа не способно к со­знательным действиям.

Страх присущ всем. Нужно говорить о степени страха, зависящей от силы духа.

— Как в вашей школе трактуется понятие "скорость"?

— Скорость — очень обширное понятие. Из физики нам известны абсолютная и относительная скорости. В конг-фу существуют понятия: быстрота, своевременность, полезность, которые в чисто фи­зическое понимание привносят ситуационную или психическую окраску. В боевом аспекте понятие "скорость" стремится к понятию "скорость взаи­мопревращения ам и зыонг (инь и ян)".

Хочу отметить то, что для мастера, стойкого духовно, скорость имеет совсем другой смысл и измерение, чем для обычного человека.



Из формулы скорость =расстояние/время

видно, что

скорость пропорциональна отношению пройденного расстояния к затраченному времени. Применительно к ближнему бою эта формула не подходит из-за ничтожно малых величин расстояния и времени.

В прктике воинского искусства известно, что большие мастера всегда опережают своего оппо­нента, независимо от его действия. Часто движения мастера кажутся мягкими и более медленными, чем у противника, но он всегда первым достигает цели. Все дело в том, что у него выше психологическая скорость, а физическая может быть и такая, как у соперника.

Что же такое психическая скорость? На пре­дельно малых расстояниях в ближнем бою некоторые различия скоростей двух противников ничтожны по сравнению с различиями их психических со­стояний, времени реагирования на действия про­тивника, времени выбора действия и времени вклю­чения механизма действия.

Психическое время является суммой промежу­точных отрезков времени в механизмах реагиро­вания и действия, которое и определяет психическую скорость.

Психическая скорость — понятие относитель­ное и зависит от внутренних возможностей человека и внешних обстоятельств.

— Вы изучали конг-фу вин-сюань (вин-чун). Роль "липких" рук в этой системе?

— Вин-сюань (вечная весна) это особый стиль воинского искусства, который создала женщина, ма-


стер шаолиньского направления конг-фу. Учителя вин-сюань основными качествами мастера считают мягкость, быстроту, прямолинейность, хитрость равновесие, большую силу, чувствительность, ин туицию. В техническом смысле это стиль ближнего боя. В нашей школе используются многие методы вин-сюань. Другие школы также берут на воору-жение принципы этой системы.

В вин-сюань существуют три формы исполь-зования рук, которые приводят к трем основным качествам: качество бьющих рук, качество липких рук, качество сплетающих рук.

Как камень разрушает ножницы, так бьющие руки разрушают прилипающую способность рук про-тивника; как ножницы режут бумагу, так липкие руки сковывают работу сплетающих рук; как в бумагу заворачивают камень, так сплетающие руки обезвреживают бьющие руки.

Такое разделение условно. На самом деле в любой момент мастер использует одновременно все три состояния рук.

Липкие руки помогают воину "слышать" на

мерения противника и удерживать выгодную по-

зицию на нужной дистанции; сплетающие руки -

сковывать противника и не давать ему развивать

атаку, бьющие руки — быстро атаковать и контр-

атаковать противника.

— Существует ли в системе во-дао методика
разбивания предметов?

— В некоторых системах конг-фу используются
упражнения по разбиванию кирпичей, досок, кам-
ней, изделий из глины. Делается это в целях спе-



ДУХ Сплетающие руки

Тактика

ТЕЛО Бьющие руки Техника

Энергия

Лип кие руки чувство дыхание

Игра камня, ножниц и бумаги помогает понять связь "бьющих" "липких" и "сплетающих" рук


циальной подготовки ударных частей тела, отра­ботки правильной техники удара, развития бес­страшного духа воина.

В иных школах единоборств не практикуют си­стемы упражнений по разбиванию предметов, но занимающиеся периодически сдают специальные эк­замены-тесты.

В нашей школе нет ни упражнений, ни эк­заменов, но каждый по собственному желанию мо­жет изучать этот предмет, так как существует спе­циальная теория удара, которая объясняет с позиции древней философии процесс передачи силы, раз­рушения предметов.

Bo-дао является путем созидания, а не раз­рушения.

Поэт из множества слов создает свое произ­ведение, музыкант соединяет в гармоническую ме­лодию отдельные звуки, художник, используя раз­нообразие красок и их оттенков, творит полотно... Так и мастер конг-фу.

Разрушение никак не увязывается с идеалами человека дао. Древняя мудрость гласит: "Что сна­ружи — то внутри". Если человек разрушает ка­мень, энергия разрушения входит в него самого. С годами у такого человека может выработаться комплекс оценки окружающего мира с позиции сво­их кулаков. Но я имею в виду крайне негативное проявление. Если заниматься правильно, то все от­рицательные стороны данного метода упражнения в конг-фу должны быть уравновешены духовностью.

Можно ли, не вступая вфизический контакт с человеком, определить его силу и бойцовские качества?



— Словами силу не объяснить, не понять умом.
Ее можно только ощутить. Она становится реаль­
ностью, если есть точка ее приложения. Поэтому
не путайте силу и напряжение. Если человек спо­
коен, то нельзя оценить его физические данные.
Если человек говорит или движется, то можно понять
его дух.

— Какое значение имеет гибкость в воинских искусствах?

— Гибкость — одно из важнейших физиче­ских качеств, необходимых для совершенствования в конг-фу. Она обеспечивает свободную циркуляцию в теле энергии и крови, является результатом мяг­кости, поэтому зависит от духа. На физическом уровне гибкость поддерживается благодаря растя­жению, сжатию, скручиванию, вибрации, напря­жению и расслаблению. Сама по себе она не влияет на качество реального боя (в отличие от пока­зательного) , но помогает свободе движений, поэтому может влиять на ход поединка косвенно. Это на физическом уровне. На более высоких ступенях мастерства все физические качества имеют меньшее значение, чем энергия и дух.

ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА

— Учитель, для многих слово "медитация" со­
держит в себе много тайн и премудростей. По­
нимаю, что оно может стать самостоятельной те­
мой целого трактата. Но если попытаться вкратце
объяснить, то что это такое?


— Начнем с того, что слово "медитация" пришло
из латинского языка, где обозначало "размышление".
А сейчас в общепринятом употреблении за ним
стоит "умственное действие, цель которого — при-
ведение психики человека в состояние углублен-
ности и сосредоточенности; сопровождается телесной
расслабленностью, отсутствием эмоциональных про-
явлений, отрешенностью от внешних объектов.."

Но я хочу сделать акцент вот на чем. Этот символ "духовности" привнес в западную культуру много путаницы с тех пор, когда им стали заменять чисто восточное понятие "дхьяна" (санскрит). Дхья-на — это третья из четырех ступеней управления духом индийской йоги. Вьетнамское "тхьен", ки-тайское "чань" и японское "дзэн" являются про-изводными от "дхьяна". Разница между западными и восточными терминами, которые, в принципе, сходны (это определенная степень размышления, вхождения в свой внутренний мир, отрешенность от внешнего), заключается в том, что медитация предполагает полную свободу, вплоть до полета воображения, а дхьяна является составной орга-ничной частью восточной психотехники с опреде-ленными принципами, этапами и упражнениями хотя и здесь возможно творчество.

— Чем отличается тхьен от кхи-конг?

— Тхьен (медитация) и кхи-конг (дыхательная
работа) не являются собственными упражнениями
конг-фу, так как они имеют духовную (тхьен) и
оздоровительную направленность (кхи-конг). Тем
не менее многие школы воинских искусств поль-
зуются этими системами. Собственная же внут-



Медитативная поза лотоса (по-вьетнамски "нгой-тхьен") Позволяет собрать максимальную энергию-кровь в области дан-дана, что является главным условием для оттока избыточной энергии и крови от головы вниз, и помогает успокоиться духу В обычном состоянии голова человека относится к зыонг (ян). Зародыш ребенка в чреве матери обращен головой вниз, поэтому он имеет "плюс" внизу. Рождаясь, человек обращается "плюсом" вверх. В позе лотоса, как и у зародыша, "плюс" внизу. Это :оответствует гексаграмме "рассвет"


ренняя работа конг-фу (нгой-конг) органически со­четает боевую технику, дыхание и дух.

Задача тхьен — посредством направления ума, чувства и воли на внутренний или внешний объект отрабатывать вход, пребывание, выход по отноше­нию к определенным временным и пространствен­ным ситуациям и состояниям — реальным или во­ображаемым. Тхьен обязательно подчиняется об­щему направлению психической практики, а не является обособленной деятельностью. С другой сто­роны, выполнение любого упражнения или действия, когда используется концентрация внимания на оп­ределенном объекте (дыхании, траектории движе­ния, цели действия, циркуляции энергии, удержании равновесия, психическом состоянии, предмете или его качестве), в какой-то степени является ме­дитацией. По мере того как ученик осваивает тех­нику тхьен, понятнее становятся слабые сигналы, исходящие из внутреннего или внешнего мира. Ма­стер медитации хорошо "слышит" свой организм, других людей, влияния Вселенной, своевременно принимает сигнал о начинающейся болезни, когда еще не требуется больших усилий, чтобы наладить здоровье. Медитация есть тренировка всех духовных сил человека, путь к вершинам любого искусства, к управляемому здоровью, ключ к пониманию самой жизни.

Кхи-конг — это система работы, направленная на достижение способности управления циркуляцией кхи. Вот некоторые аспекты кхи-конг:

— отработка непрерывности и ритмичности вдо­ха и выдоха;



— отработка фаз: вдох, задержка, выдох, за­держка;

— очищение энергетических каналов;

— оздоровление внутренних органов;

— достижение способности направлять кхи в любую часть тела, а также концентрировать ее там или выводить оттуда;

— вывод кхи из тела и взятие кхи из про­странства;

— увеличение выносливости к кислородному го­лоданию при интенсивной работе или длительных задержках дыхания.

Тхьен, кхи-конг и ной-конг, используемые в конг-фу, имеют много общего. Например, кхи-конг и ной-конг можно определить понятием "тхьен", так как в этих системах используется концентрация внимания. В свою очередь, тхьен можно назвать ной-конг, так как это тоже внутрення работа. По­нятия "кхи-конг" и "ной-конг" отчасти взаимоза­меняемы. Говоря же об отличиях этих трех систем, мы должны помнить о том, что они являются эле­ментами различных традиций.

— Что такое дан-дьен, который вы определили как корень дерева энергии?

— Хочу начать ответ на этот вопрос с не­большого отступления.

Чем отличается жилой дом от нежилого? Внешне мало чем. Но давайте заглянем вовнутрь. Зайдем сначала туда, где живет хороший хозяин. В этом доме тепло, светло, уютно, все на своих местах. Одним словом, здесь можно жить счастливо. А вот


покинутое помещение — холодно, сыро, везде пыль и паутина. Здесь нет жизни.

И еще одно отступление. Что такое рука му-зыканта и рука обыкновенного человека. Для му-зыканта его рука — огромная ценность. Каждый день он заботится о ее состоянии, оберегает от травм, выполняет специальные упражнения для по вышения качества ее работы. Обычный же человек особенно не заботится о своих верхних конечностях Он даже забывает о них и вспоминает лишь тогда, когда они сами напомнят о себе.

Теперь о дан-дьене. Китайцы называют эту об-ласть тела "дань-тянь". Этот термин дословно пе-реводится как "поле киновари", то есть место, в котором собирается энергия красного цвета. Для обычного человека дан-дьен является местом, ко* торое можно сравнить с запущенным, заброшенным жильем. Для мастера конг-фу — это дом хорошего хозяина и рука хорошего музыканта.

Существуют три главных дан-дьена и еще целый ряд неглавных. Три главных — это нижний (в области пупка), он еще называется жизнеобесце-чивающим; средний, или эмоциональный (в области солнечного сплетения); верхний, или духовный (в области макушки головы).

Большинство школ конг-фу развивают только нижний дан-дьен. Такое можно объяснить тем, что именно этот дан-дьен совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники Кроме того, энергия и структура нижнего дан-дьена являются наиболее доступными для изучения. В нашей школе изучают все дан-дьены. Но поскольку



нижний дан-дьен является корнем дерева энергии, я буду говорить именно о нем.

Итак, что же такое дан-дьен? Это:

— область на три пальца ниже пупка;

— центр тяжести человека;


 

— система органов, расположенных в данном месте;

— система энергетических каналов и кровенос­ных сосудов данной области;

— система нервных структур области пупка;

 

— функция хранения кхи;

— функция очищения энергии и крови;

— функция регулирования уровня энергии и крови в организме;

— центр силы, дыхания и воли;

— система условных рефлексов, приобретенных в процессе упражнений ной-конг;

— система рефлекторных связей с определен­ными техническими действиями, мыслями, состо­яниями, поступками.

Теперь нетрудно заметить, что дан-дьен является очень сложной системой, и нужны годы, чтобы сделать его совершенным, то есть таким, в котором достигнута гармония тела, энергии и духа. Иными словами, совершенный дан-дьен находится в здо­ровом теле, полон жизненной энергии и хорошо управляется духом. Сила его зависит от творческого потенциала личности, а не является результатом хороших физических задатков, хотя и они много значат.

Исключительно важным моментом в процессе изучения и развития дан-дьена , на мой взгляд, является осознание того, что дан-дьен, в принципе, может развиваться, а это — результат длительного направления мысли и дыхания в пупковую область.

— Как же следует в конг-фу развивать нижний
дан-дьен?



— О, здесь вы вторгаетесь в святая святых каждой школы конг-фу. Человек, постигший ис­кусство владения дан-дьеном, может лечить, об­ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития дан-дьена. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни. В нашей школе проблема дан-дьена решается с помощью суммирования трех ощущений — телес­ного, энергетического, психического. Наглядно это ощущения движения диафрагмы, ощущения про­хождения воздушной или тепловой волны в область дан-дьена и ощущения зрительного центра, вни­мание которого также направлено на нижнее энер­гетическое поле. Связь этих трех уровней дости­гается в упражнениях ной-конг. Тем не менее любое упражнение конг-фу связано с работой и ощущением нижнего энергетического центра. Нужно учиться всегда чувствовать свой дан-дьен, как беременная женщина свой плод. Все помыслы и действия жен­щины в таком качестве направлены на ребенка, которого она ждет. Так вот, дан-дьен — ваш ре­бенок. Только этот ребенок всегда будет в вас. Он вырастет, станет сильным, выносливым, мудрым, но придет время — и он умрет, умрет вместе с вами.

Пользуясь упрощенной схемой энергетических связей дан-дьена, можно понять, что он не является чем-то обособленным, а есть результат сложных


отношений между внешним и внутренним мирами. Если этот энергетический центр развит, то любой из указанных на схеме канал связи работает в двух направлениях. Когда, например, в системе: пищеварения появляется избыток энергии, то он попадает в дан-дьен. И наоборот, любой орган или функция при необходимости могут подпитаться от нижнего центра. Дан-дьен напоминает резервуар, в который подают и из которого забирают энергию одновременно все системы, связанные с ним. Простейшим упражнением для развития нижнего поля энергии является выполнение любого техни-ческого действия или дыхания, главное внимание при которых направлено на ощущение диафрагмы

— Что значат для конг-фу энергетические ка-
налы тела?

— Как я уже говорил, передний (функциональ-
ный) срединный канал, задний срединный канал;
(канал управления) и полый канал позвоночника]
соответствуют тройному стволу дерева энергии. По
лый занимает особое место в йоге и конг-фу, так
как перед человеком, который сумел провести энер-
гию в этом канале от копчика до макушки головы,
открываются огромные физические и психические
возможности.

Канал функции и канал управления связаны практически со всеми органами, каналами и си-стемами организма. Поэтому, действуя на любой срединный канал, мы можем влиять на все функции а если работать с различными участками этих ка налов, то можно избирательно управлять любой функцией или органом.



Двенадцать парных энергетических каналов со­ответствуют ветвям дерева энергии. Они имеют связь с внутренними органами, отсюда и произошли их названия. Каналы связаны в замкнутую систему со строгой последовательностью изменения мужского и женского качества: центробежный канал руки переходит в центростремительный ручной канал, который, в свою очередь, соединяется с центро-бежным каналом ноги, тот переходит в ножной центростремительный, связанный с центробежным каналом руки, и так далее. Движение энергии (кхи) по каналам зависит от внешнего влияния и внут­реннего устройства энергетической системы. По­этому, при работе с энергией обязательно учиты­вается время года, время суток, различные при­родные влияния, фаза Луны, расположение планет, индивидуальные особенности и внутреннее состо­яние человека. Главными внешними факторами, влияющими на состояние человека, являются энер­гии Солнца и Луны. Причем Солнце определяет только уровень кхи в организме, а движение энергии по каналам осуществляется благодаря вращению Земли вокруг своей оси. Луна же своей массой воздействует на кровь и лимфу человека, а ночью, особенно в полнолуние, влияет отраженным (пас­сивным) светом на подсознание и пассивные пси­хические качества человека. Система связей Земли с Солнцем, Луной, планетами и звездами определила главные энергетические ритмы на Земле — ча­совые, суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые, семилетние, двенадцатилетние и др. Очень трудно учесть влияние на человека всех этих ритмов в каждый момент, поэтому следует выполнять любое


упражнение в определенное время с известными параметрами. Лучшее время для занятий: полдень, полночь, восход, заход солнца, время максимума и минимума энергии почек.

Максимальная активность энергетических каналов

 

Каналы Ам, зыонг Руки, ноги Время, час

 

легких ам руки 3 - - 5
толстой кишки зыонг руки 5 - - 7
желудка зыонг ноги 7 -
селезенки ам ноги 9-
сердца ам руки 11 -
тонкой кишки зыонг руки 13-
мочевого пузыря зыонг ноги 15-
почек ам ноги 17-
управителя сердца ам руки 19-
трех обогревателей зыонг руки 21 -
желчного пузыря зыонг ноги 23-
печени ам ноги 1 -

В таблице указано время максимальной энергии в каналах. Минимальная энергия отмечается в сле­дующие два часа и в противоположное время суток. Следует помнить, что время здесь берется астро­номическое. Его можно определить в точке зенита солнца, которая соответствует 12 часам. Это фак­тическое время по сравнению с местным даст не­обходимую поправку.

Я не касаюсь анатомии меридианной системы,



так как она весьма объемна и требует высокой точности. Могу лишь отослать вас к любому учеб­нику рефлексотерапии или точечного массажа. За­мечу, что знание всех каналов тела обязательно, так как без этого нельзя изучить медицину и внут­реннюю работу конг-фу.

— Как в конг-фу практически работают с энер­
гетическими каналами?

— Работа с энергетическими каналами является
главной темой системы кхи-конг (работа дыхания).
Чистота каналов, как и чистота кровеносных со­
судов, является важным условием хорошего здоровья
и положительным фоном при развитии определен­
ных жизненных и боевых качеств человека, за­
нимающегося конг-фу.

Работа с любым каналом представляет собой ощущение:

— полноты в канале;

— пустоты;

— тепла;

— холода;

— движения кхи;

— покоя;

— перехода одного канала в другой;

— активных точек;

— связи канала с соответствующим органом;

— связи энергетического состояния канала с определенным физическим или психическим состо­янием;

— связи позы тела и энергии канала;

— связи дыхания и энергии канала.

Этот этап характеризуется некоторой пассив-


ностью работы, так как здесь нужно учиться "слу­шать" и "видеть" энергию.

На следующем этапе происходит обучение уп­равлению энергией:

— проведение на вдохе кхи по любому каналу в дан-дьен, а на выдохе — из дан-дьена по тому же каналу;

— проведение энергии в дан-дьен и из него сразу по трем каналам ам или зыонг рук или ног;

— проведение энергии по всем каналам руки или ноги одновременно;

— проведение кхи по костям;

— проведение кхи по всему телу;

— использование любого движения тела как "насоса" кхи.

Три последних пункта в некотором смысле яв­ляются вершиной кхи-конг. В упражнениях кхи-конг важным моментом будет связь позы тела, движения диафрагмы, ощущения кхи, контроля естественности и непрерывности действия, фаз дыхания и постав­ленной задачи. Нужно найти в любом упражнении конг-фу пространство для работы с главными ка­налами тела. По мере усвоения принципов кхи-конг необходимо стремиться к образованию единой энер­гетической системы организма с совершенным уп­равлением.

— Что такое дерево духа?

— Буддизм за многовековую историю собрал под свои знамена огромное число мудрецов, ре­зультатом деятельности которых явилось велико­лепное теоретическое наследие. Все школы и на-



правления непременно пытались изложить свою кон­цепцию духа. Но так как речь здесь идет о конг-фу, то я бы хотел обозначить лишь те проявления духа в человеке, которые имеют важное значение в во­инских искусствах. Это:

— чувственное восприятие,

— память,

— мышление,

— представление,

— сосредоточение,

— рефлекс,

— интуиция.

Головной мозг — корень дерева духа, спинной мозг — ствол, а нервы — ветки.

— Как можно развить свой дух?

— Во многих философских системах понятие духа является антиподом понятию материи. До сих пор в науке не угасли споры о первичности одного из них. В конг-фу проблема иная: как достичь равновесия между телом и духом? Казалось бы, ответ на этот вопрос найден давно и сформулирован в выражении: "В здоровом теле — здоровый дух". Но у меня по этому поводу есть, по крайней мере, два замечания. Во-первых, такой дух ничем не отличается от духа животного. Во-вторых, такое утверждение подчеркивает первичность материи, что проблематично. Школы воинского искусства всегда были и есть школами жизни, этим объясняется крайний практицизм конг-фу. Тем не менее ду­ховные ценности для мастеров-практиков представ­ляют огромное богатство, которое они бережно хра­нят и приумножают.


В школе Тхьеу-лам фат-сон изучают и развивают следующие элементы духа:

— чувственное восприятие,

— память,

— мышление,

— представление (воображение),

— сосредоточение (ментальное усилие),

— рефлекс (безусловный, условный),

— интуиция.

Перечисленные элементы характеризуются спо­собностью к гармонизации, соединению, организа­ции, оформлению и развитию материи. Теперь под­робнее о каждом из них.

Чувственное восприятие является результатом работы пяти органов чувств. В конг-фу развивается и совершенствуется для более тесного контакта с внешним миром, для уменьшения потерь необхо­димой информации и сокращения времени восп­риятия внешних объектов. Важнейшую роль в во­инских искусствах играют зрение, слух, осязание. Осязание можно развить до такого уровня, что оно частично будет способно заменять слух и зрение. Большие мастера при помощи тактильной чувст­вительности могут "считывать" всю информацию о противнике.

Память — это способность фиксировать на ма­териальном уровне всю информацию, поступающую в мозг. Такая фиксация возможна благодаря из­менению структуры клеточного строения мозга под воздействием электромагнитных сигналов, поступа­ющих в кору головного мозга. Информация за­писывается по принципу временных связей и ка­чественных признаков.


5 Зак. 717


Мышление есть способность оперировать любыми элементами чувственного восприятия, элементами любого условного языка, памятью и на их основе создавать небывалые комбинации, не подчиняясь законам пространства и времени. Мышление имеет две формы: образное и знаковое (языковое). Мыш­ление способствует поиску более совершенного спо­соба решения жизненных проблем, но часто при­водит человека к потере контакта с природой.

Донося информацию до сознания, чувственное восприятие может ответить на вопрос: "какой есть?", память — на вопросы: "что было?", "где было?", "когда было?", мышление — на вопросы: "что бы­ло, есть, будет?", "как бывает, как не бывает?".

Если чувственное восприятие работает только в настоящем времени, что соответствует образу точ­ки, то память отвечает за информацию близкого и далекого прошлого, что соответствует образу ухо­дящей линии; мышление обитает в прошлом, на­стоящем и будущем, а эти три категории дают образ бесконечной линии.

В конг-фу память и мышление играют большую роль в накоплении жизненного и боевого опыта, в сознательном продвижении по дороге жизни, в упорядочивании всей имеющейся информации, в выделении главного и отбрасывании второстепен­ного, в решении задач будущего, когда еще есть время подумать.

Представление. Это способность создавать любые образы из сферы чувственного восприятия при от­сутствии информации от соответствующих органов чувств. Развитое представление может помогать в изучении определенных явлений внешнего и внут-


реннего миров, в направлении духа в необходимое русло, в снятии напряжения, страха, усталости.

Сосредоточение (ментальное усилие). Это спо-собность удерживать в состоянии покоя или дви-жения информацию, полученную от чувственного восприятия, памяти, мышления, представления, в отдельности или различных сочетаниях. Сосредо-точение является основой любой внутренней работы в йоге и конг-фу.

Рефлекс. Важный элемент искусства боя. Бла-годаря условным рефлексам представляется возмож­ность предельно быстро, точно и сильно реагировать на конкретную ситуацию, а не тратить время на принятие верного решения. Качество приобретае-мого рефлекса зависит от силы раздражителя, ко-личества повторов данной информации и уровня сосредоточения во время ее приема, а также от количества структур, принимающих участие в при-обретении навыков. Рефлекс обозначает отражение Свет, отраженный от гладкой поверхности, является рефлексом этой поверхности. Рефлекс в конг-фу — это непосредственное реагирование на раздражитель, при котором время ответа стремится к нулю бла-годаря прямому прохождению энергии от органов чувств через рефлекторную цепочку к мышцам обходя звено осознавания ощущаемого.

Интуиция. Это чувство, органом которого яв­ляются тончайшие психические структуры в мозге человека. Может быть природным даром, но может развиваться в упражнениях ной-конг. Интуиция в конг-фу есть рефлекс без участия пяти физических органов чувств, когда человек реагирует на не­ощутимое намерение другого.



Интуиция мастера непосредственно участвует во всех жизненных процессах. Она помогает пости­жению тончайшей сути бытия; способствует ус­пешному поиску света в бесконечном мраке земного существования; позволяет проникнуть в тайные ла­биринты духа; дает возможность говорить о себе, не подражая другим, а о других, не подражая себе; направляет наше внимание на дыхание Вселенной и на вибрацию элементарной частицы. Интуиция — это квинтэссенция духа, прямой контакт с энергиями пространства и времени.

Все перечисленные элементы духа развиваются по необходимости при помощи тхьен (медитации). Нужно помнить, что путь к духу более медленный, чем путь к энергии и своему телу. Вот поэтому в мире так мало духовных боевых школ. Но все-таки даже малый успех в этой области — это большой успех в конг-фу и во всей жизни.

— Какая самая высокая ступень постижения духа?

— Сам по себе дух не имеет формы, но, со­прикасаясь с элементами материального мира, об­ретает некоторую материальность. В этом случае люди склонны приписывать ему некоторые качества материи, которая становится как бы живой. Познать же чистый дух возможно только в случае мак­симального отстранения всех материальных влияний на человека и полного слияния с тонкими его виб­рациями, что достигается в медитациях.

Вьетнамский буддизм или дао-фат (путь Будды), который изучается в нашей школе, является хи-наянским. Хинаяна проповедует личный путь спа-


сения человека. Это значит, что в цепочке бес­конечной эволюции человека первым звеном будет совершенствование себя. Говоря о буддизме, я не хочу смущать ваши умы понятиями "нирвана" или "смерть". Напротив, я хочу указать на тот факт, что мастера во-дао и дао-фат всегда направляли взоры учеников к свету, к жизни, хотя в этих системах и выработалось определенное отношение к смерти. Пока мы на Земле, мы должны жить земной жизнью, пока мы среди людей, мы должны оставаться людьми, пока есть над нами Небо, мы должны помнить о вечном.

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, пред­лагаю несколько стихов-медитаций древних вьет­намских мастеров дао-фат, взятых из старинных рукописей.

Осознание тела и духа

Осознай неподвижность материи и духа.

Тайное волшебство превращений из них со­здает

Десятки тысяч вещей.

"Хыу ви" и "во вий"* появились оттуда.

В этом мире явлений столько,

Сколько песчинок на дне Ганга,

Все невозможно познать.

Хотя много этих явлений и на Земле, и на Небе,

* "Хыу ви" и "во ви" — реальный и нереальный миры. Совер­шенный человек не должен разделять жизнь на эти два мира.


 


Но в чем-то они похожи.

Общее у них то, что все они не имеют

Постоянной формы (подвержены переменам).

И неясно, откуда они произошли,

Но все же ясны процессы существования их.

Рождение, старость, болезнь и смерть

Так как человек подвержен рождению,

Старости, болезни и смерти,

Он не свободен.

Но если он все же пытается вырваться

Из этих оков, он еще больше становится их рабом.

Если ты приходишь в храм или совершаешь обряд,

Чтобы освободиться — ты чудак.

Ты хочешь спросить? Тогда закрой рот и помолчи.

* * *

Конкретной сущности мир не имеет Ни есть, ни нет. Тот, кто понимает это, Постигает суть Будды.

Тишина и покой, как в лунную ночь на горе Лан Зя...*

Пустота, как одиночество лодки на море... Если правильно понять, что такое нет вещи,


Что такое нет нет вещи и что такое есть,*4 То можно стать свободным.

Конкретное и абстрактное

Путь (дао) по сути не имеет происхождения. Но его происхождение является Сущностью всех вещей.

Если вещь абстрактна, то ее сущность аб­страктна,

И ясно, что нет есть нет.

Тело и дух

Тело как крепкое дерево. Дух как чистое стекло. Дерево нужно поливать, Стекло нужно чистить от пыли. Тело не совсем как дерево. Дух не совсем как стекло. Нечего поливать, Не на что садиться пыли.

Ответ монаху Фан Зунг

Не спрашивай "да или нет?". Изучая и постигая дао, забудь о его проис­хождении.


 


* Лан Зя — гора на юге Индии, где любил сидеть Будда.


* Смысл понятий "нет — нет", "нет — есть" иногда трактую! так: отсутствие отсутствия является наличием.


Если искать дух в пространстве,

То трудно определить его суть.

Как можно сажать одно дерево кустами?

Небо и Земля видны на конце волоса.

Солнце и Луна вместимы в семя.

Очень полезно видимое глазами

Как бы иметь в руках.

Кто знает Человека и Бога, Восток и Запад?

Учите этому учеников

Тело человека как молния: есть и нет. Деревья весной зеленеют, а осенью увядают. Если достичь совершенства в тхьен,* То можно всегда оставаться спокойным, Не смотря на наличие плохого или хорошего. Процветающее и увядающее Это капли росы на траве.

Характер

Характер это лишь пустота. Не смотри на характер, как на корень. Если познал внутри пустоту, Тогда поймешь и характер. Драгоценный камень духа Не обуглится даже в огне. Распускающиеся цветы души влажные, не сухие.

* Тхьен — медитация во вьетнамском буддизме.


 

— Как в конг-фу практически работают со стихиями?

— Человек состоит из тех же элементов, что и Вселенная. Микрокосмос и Макрокосмос подобны по своему строению. Одной из высших задач во-дао является соединение этих двух миров. Но сначала нужно познать эти миры в отдельности. Познание двух бесконечных миров представляется очень труд­ной задачей. В конг-фу непосредственно вступают в контакт с внешними стихиями с тем, чтобы найти их подобие в себе.

Работа со стихиями имеет три основных на­правления:

— работа с формой стихии,

— работа с энергией стихии,

— работа с качеством стихии.

— Как практически можно развить в себе ка­чества огня?

— Дух, сердце, скорость, умение, стиль "дра­кона", задержка дыхания после вдоха — элементы огня в конг-фу. Все они подобны огню. Но форма его непостоянная. Если некоторое время наблюдать за пламенем свечи или костра, то можно понять, какой должна быть форма огня внутри вас. Это ученик должен постигать без помощи учителя.

Когда человек выполняет работу, то огонь себя проявляет нагреванием.

Процесс дыхания связан с другим качеством огня — окислением.

При повышении уровня огня во время работы меняется качество тела (оно размягчается) — это плавление.

Когда старые рефлекторные связи вытесняются



Схема взаимосвязей основных состояний элемента "огонь" с триг­раммами

новыми или в теле образуется очаг интенсивной энергии — это горение.

Когда в организме удерживается высокий уровень давления крови — это кипение.

Когда внутренняя энергия может выходить на­ружу — это свечение.



Когда, благодаря действию огня, тело быстро сбрасывает лишний вес — это испарение.

Если организм способен резко изменить все па-раметры — это качество взрыва.

Существует практика отработки боевой техники в контакте с огнем. Во многих школах конг-фу обязательными являются упражнения со свечами В этих упражнениях выполняются определенные удары по пламени свечи так, чтобы она гасла или издавала характерный звук. Таким образом осу-ществляется связь внешнего огня с внутренним и боевой техникой.

Небо — внешний огонь.

Человек — внутренний огонь.

Земля — техника боя.

Так, при помощи боевой техники Небо и Земля: соединяются в Человеке. Техника боя рождает гар-монию.

— А упражнения с водой применяются в конг-фу?

— В человеческом организме элементами воды являются: кровь, лимфа, почки, мышцы, сила, страх правая нога... Чтобы познать качества воды, не-обходимо знать три ее энергетических уровня: уро-вень над водой; уровень на поверхности воды; уро-вень в воде. Силовые линии на этих уровнях на-правлены следующим образом.

В работе с водой отшлифовывается переход из плотной среды в менее плотную и наоборот, а также изучаются силы сопротивления. Качества, приоб-ретенные в такой работе, необходимы для понимания

некоторых аспектов боя. Кроме этих трех уровней



ВОЛНА вода-огонь

нужно знать пять основных форм энергии воды, применяемых в конг-фу. Эти формы связаны с пятью первоэлементами.

Упражнения с водой выполняют, наливая ее в большие тазы, заходя по пояс в речку, стоя под дождем или водопадом. Ученик, прошедший систему таких упражнений, приобретает большую силу, мягкую энергию, становится подвижным и выносливым.

— Как в конг-фу работают с элементом "де­рево"?

— Дерево — символ жизни. Оно обладает уп­ругостью, устойчивостью, способностью проникать, соединяет в себе Землю и Небо, так как питается соками Земли и энергией Неба. Сама структура дерева является образцом здорового организма. Энергия здорового дерева способна лечить человека. В различных школах магии, йоги, конг-фу суще­ствуют методы подпитки человека энергией от де-


вода-вода ВОДОПАД

Связь пяти основных энергетических состояний воды с пер­воэлементами

рева при непосредственном контакте или при по­мощи медитации.

Упражнения с деревянными снарядами и при­способлениями также являются работой с элементом "дерево".

Нужно помнить, что живое дерево обладает ду­хом, поэтому контакт с ним помогает решать не только материальные, но и духовные проблемы.


 


 


 




Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты