Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция № 5. Евразийские взгляды казахской интеллигенции (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, А.Букейханов, М.Шокай идр.)




Цель:рассмотреть взгляды и деятельность казахских просветителей.

Задачи: изучитьевразийские убежденияЧ. Валиханова и его исследования

Евразийство в мировоззрении Абая

Евразийские взгляды Ы.Алтынсарина

евразийская идея деятельности и трудах тюркской интеллигенции

Основные понятия:тюркизм, комплиментарность, джадидизм.

Список литературы:

Гумилев Л.Н. Черная легенда.-М.,Айрис-Пресс, 2007.-576 с.

В развитии тюркской мысли в России, в Евразийском регионе с сере­дины XIX века, со времен Чокана Валиханова существенное место занимает национальная казахская мысль. Феномен Ч.Валиханова в конце 1850-х - первой половине 1860-х годов свидетельствует, что мысль европеистской направленности стала развиваться в казахском обществе даже раньше, чем мысль аналогичной направленности у других тюркских народов. Так как Ч. Валиханов, например, старше И. Гаспринского на 16 лет. И когда Ч. Ва- лиханов в 1859-1860-м годах, достигнув известности, жил и творил в Петер­бурге, И. Гаспринский восьмилетним мальчиком еще только начинал свою учебу в традиционном мусульманском мектебе.Каковы были пути развития тюрко-казахской мысли в начале XX века? В каком соотношении находятся воззрения казахской интеллигенции с евро­пеизмом, тюркизмом, с евразийскими идеями?

В 1910 году лидер общественно-политического движения казахского народа Алихан Букейханов опубликовал в Петербурге, в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» обобщающую ра­боту «Киргизы»54. Он указывает, что с началом 1905 года «вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движе­ния». Указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веро­терпимости и вероисповедальной принадлежности» «еще более приподнял настроение». В результате на летних стоянках и степных ярмарках начались «политические съезды», на которых «обсуждались местные нужды и нужды 170 всей киргизской народности», где «киргизы обсуждали и подписывали, по­данные потом на Высочайшее имя, петиции».

В связи с летними съездами казахов 1905 года А. Букейханов характери­зует расклад идейных сил в казахском обществе и отмечает, что в дискусси­ях того времени, в составлении петиции принимали участие представители двух мыслительных течений. С одной стороны, это «интеллигенция, воспи­танная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, видящая счастье родины в здравом претворении плодов западной культуры и считавшая религиозные вопросы второстепенными, при наличии обещанной 17 апреля свободы веротерпимости». С другой стороны, пишет он, «вы­ступала и интеллигенция, воспитанная в духе восточной ортодоксии и национально-религиозной исключительности. Эта последняя выдвига­ла религию на передний план: в мусульманской схоластике она видела и продолжает видеть науку, которой никто и никогда не превзойдет; киргизский народ, и вообще магометан, она ставит выше всех других народов, искренне и сознательно отождествляя религиозное единство с единством национальным»55.

Таков, с точки зрения А. Букейханова, расклад сил в казахской интелли­генции, характерный, надо сказать, не только для казахского общества, но для многих азиатско-сибирских этносов конца XIX - начала XX века. Ис­следователи отмечают, что приобщение традиционных обществ к «западной модели цивилизационного развития приводит к социокультурному расколу внутри формирующихся национальных элит, отстаивающих альтернатив­ные варианты национального самосознания»57. В целом, следует согласить­ся с данной позицией, хотя со второй половины XIX века па востоке Рос­сийской империи происходит не просто «раскол», но формирование новых мыслительных, культурных тенденций, само параллельное сосуществова­ние которых имело глубокий позитивный смысл для развития националь­ной общественной мысли. Важно то, что часть традиционной элиты делала «сознательный выбор» в пользу ориентации «на западную цивилизацию». Именно такой личностью, не случайно попавшей в водоворот истории, а со­знательно сделавшей свой выбор и был A. Букейханов. Он же сам стал и первым интерпретатором путей развития казахской общественной мысли.

Свои оригинальные доктрины евразийства выдвигали в это же время и первые казахские просветители, такие как Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсарин. Молодые казахи могли получить в середине XIX века начальное образование в мектебах, которые имелись при каждой мечети, естественно, только для мальчиков. Следующая ступень обучения — медресе — позволяла продвинуться в изучении арабского языка, древнетюркской и персидской литературы. Создание в Степи русских или «русско-киргизских школ» мотивировалось утверждением здесь русского и православного влияния. Но казахские просветители тянулись не к православию, а к русской культуре. Они не хотели и не могли полностью порвать с исламом. Им были близки как русская азбука, так и арабский алфавит.

Приобщение к современной европейской культуре было возможно для народов прикаспийских и заволжских степей только через русский язык и русскую культуру. Другой великий казахский просветитель Абай Кунанбаев, памятник которому стоит сегодня и в Москве на Чистопрудном бульваре, писал: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Просвещение полезно и для религии (Там же, с. 12.). Говоря о религии, А. Кунанбаев имел в виду, конечно же, ислам, но ислам «рациональный». А так же среди них были казахские общественные и политические деятели, публицисты такие как Ыбрай Алтынсарин, Шакарим Кудайбердиев и др. Ярким представителем своего времени был Мустафа Шокай.

Лекция № 6. Классическое евразийство: предпосылки формирования и развития

.

.Цель: Евразийские идеи Г.В. Вернадского, П.Н.Савицкого, Н.С. Трубецкого и их вклад в развитие евразийских идей

рассмотреть эволюцию евразийской идеи ее практическую реализацию в настоящее время.

Задачи:рассмотреть зарождение евразийской идеи.

Научное творчество первых евразийцев и их вклад в евразийство

Список литературы:

Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010//http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/

Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // «Известия», 25.10.2011 г. //http://www.izvestia.ru/news/504908

Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня //«Известия», 04.10.2011 г.//http://www.izvestia.ru/news/504908

 

Интернет – сайты:

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1084649700

http://www.rg.ru/2011/10/05/evrazes.html

http://www.evrazes.com/about/history

Отцами-основателями евразийства могут считаться два человека Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) и Петр Николаевич Савицкий (1895 — 1968). На определенном этапе к ним примыкали такие известные люди как Г.В. Вернадский, Г.В.Флоровский, П.М.Бицилли, А.В.Карташев, Н.Н.Алексеев и т.д. Евразийцами второго порядка могут быть названы П.П.Сувчинский, П.С. Арапов, П.Н. Малевский-Малевич, В.Н.Ильин (не путать с крайне правым монархистом И.А.Ильиным — злостным противником евразийства), Н.П.Рклицкий, В.П.Никитин, А.Я.Бромберг, кн. Д.Святополк-Мирский, М.В.Шахматов, И.В.Степанов и т.д.

Если первый интеллектуальный толчок движению дал основополагающий труд Н.Трубецкого “Европа и человечество”, то главным идеологом евразийства, его вождем следует назвать именно Петра Савицкого. Конечно, евразийство было сугубо коллективным движением, в общей сложности на протяжении всей его истории оно объединяло вокруг себя множество людей — евразийские митинги и конференции собирали тысячи участников, а влияние их идей распространялось на широкие круги русской эмиграции и даже на значительные секторы спецов и попутчиков. оставшихся в Советской России и принявших советскую власть со значительными оговорками. Но все же в центре всего движения стоял один человек Петр Савицкий, именно он был душой евразийства, его бесспорным лидером, его лицом. Другие видные евразийцы - Н.С. Трубецкой, Г.В.Флоровский, Г.В.Вернадский, Л.П. Карсавин утвердились как авторитеты в какой-то конкретной области — Трубецкой как лингвист, Флоровский как богослов, Вернадский как историк, Карсавин как философ, а к евразийству они примыкали в качестве признанных авторитетов в иных сферах. Савицкий же — несмотря на профессиональную подготовку в географической науке, правоведении, теории международных отношений и т.д. — был собственно евразийцам по преимуществу, евразийцем номер 1, подобно тому как Ленин, являвшийся философом и публицистом, был,в первую очередь, большевиком, а потом уже всем остальным.

Говоря о причинах возникновения Евразийства, многие его оппоненты (в частности — Н. А. Бердяев) утверждали, что оно, хоть и не оригинально по своей идеологии, но возникло исключительно спонтанно, под влиянием катастрофической послереволюционной ситуации . Это верно лишь отчасти. Действительно, многих людей, в том числе и будущих евразийцев, серьезно задуматься над судьбами родины заставили именно Мировая война и революция. Но концептуальная основа Евразийства начала складываться в сознании двух основных его лидеров — П. Н. Савицкого и Н. С. Трубецкого еще до этих событий. Национальный перелом в умах русской интеллигенции назревал уже давно. Трагические обстоятельства первых десятилетий ХХ века только ускорили его наступление.

Евразийство возникло не на пустом месте, оно развилось в русле самобытной и яркой традиции. Своими предшественниками евразийцы считали ту традицию общественной и философской мысли России, для которой "...следует считать характерным отрицание европейской культуры, как общечеловеческой, — пишет К. И. Флоровская, — в частности — утверждение ее непригодности для пересадки на русскую почву; раскрытие самобытности русской культуры и ее независимости от культуры европейской, ввиду того, что русская культура имеет своими истоками византийское православие и родовое самодержавие. К этому направлению следует причислить славянофилов, [Ф. М.] Достоевского, [К. Н.] Леонтьева, [Н. Я.] Данилевского и, в особых поворотах, [Д. И.] Менделеева, [В. О.] Ключевского и многих других." "Если и можно и должно кого-либо считать идеологическими предшественниками евразийцев, то это именно этих людей, так или иначе в своих утверждениях совпадавших с теми или иными утверждениями евразийцев." — заключает К. И. Флоровская .

Предшественником географической концепции П. Н. Савицкого был географ и общественный деятель панславистского направления В. И. Ламанский (1833-1914), основы геополитики России можно найти и в трудах Д. И. Менделеева. Таким образом, Евразийство, несмотря на известные различия, продолжало, в общем, уже сложившуюся и достаточно развитую традицию славянофильской и почвеннической (постславянофильской) мысли (К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский). Историческая концепция Евразийства, — существенное место в которой отводилось истории кочевых народов Евразии, монголо-татарского ига и его оценке, — имела предшественника в лице консервативного мыслителя первой половины ХIX века М. Л. Магницкого (1778-1855), который в полемике с Н. М. Карамзиным говорил и о положительных сторонах последнего явления.

Взгляды кн. Трубецкого на место европейской цивилизации в мире и географическая концепция Савицкого, в основе своей, сформировались еще до революции, на что указывали сами ученые (6).

Евразийство, вобрав в себя наиболее конструктивные элементы предыдущих концепций российской национальной идеологии, и сформировавшись в совершенно новой послереволюционной ситуации, которая предъявляла повышенные требования к носителям русского самосознания, и стало его вершиной, воплотив в себе наиболее полную и вместе с тем современную национальную доктрину России.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты