Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция № 9. Глобализация, евразийство и национальная идея




Цель:изучение проблем глобализации и евразийства в РК

Задачи:развитие евразийства и национальная идея

Главное отличие евразийства Н.А. Назарбаева от предыдущих общественно-политических деятелей и ученых состоит в том, что он предлагает практическую реализацию, которая базируется прежде всего на общем историческом прошлом народов Евразии. В первую очередь, он не считает какой – либо народ объединяющим или своего рода миссионерским, как мы видели в работах других представителей этого направления. Он считает, что объединение народов с общей исторической судьбой, сложившейся и на основе географического фактора в том числе, который повлек за собой этнокультурные контакты, приведшие к формированию единой общности, спаянной затем духовными составляющими, должно быть на равных принципах с сохранением суверенитета. Второе, Н.А. Назарбаев предлагает интеграцию на основе экономического фактора. То есть общие экономические интересы могут объединить больше, чем просто призывы к воспоминаниям о своей истории. Естественно, что в данном случае оказывается прав и Л.Н. Гумилев, так как любое объединение и экономическое в том числе невозможно, на наш взгляд, без комплиментарности народов. Легче договориться тем, кого ты знаешь и кто тебя знает. В подтверждение этого можно привести пример и взаимоотношениям с Россией. Как известно, в 1990-х гг. со стороны России по Казахстану существовала холодность и даже негатив. Несмотря на это, Н.А. Назарбаев сумел «сохранить лицо» и построить конструктивные отношения и всегда отдавал приоритет именно этой стране. В- третьих, он стремится создать не империю, не государство, а союз государств, с добровольных вхождением каждого из участников. Здесь нельзя не учитывать и ту роль, которую играют глобализационные процессы. Как известно, глобализация на обывательском уровне воспринимается как американизация, в которую были вовлечены все народы постсоветского пространства с падением железного занавеса. Как показала практика, в настоящее время минусов от глобализации для нас, для евразийцев было получено больше, чем плюсов. Поэтому, на наш взгляд, идея евразийского союза – это своего рода и защитная реакция на нее. В настоящее время невозможно замкнутся только в своей территории, для того, чтобы сохранить себя. Нужно суметь быть открытым, при этом сохранив свою самобытность и уникальность. И идея евразийского союза в этом плане несомненно может помочь.

Таким образом, Н.А. Назарбаев, в идее о создании Евразийского Союза абсолютно не предлагает создание империи, возрождение СССР с руководящей ролью какого-либо народа. Он предлагает создать проект, который бы объединил народы сначала постсоветского пространства, которые стали близкими друг другу в результате длительного совместного проживания. Со временем, он хотел бы, чтобы это объединение смогло объединить и в целом народы континента Евразии.

Лекция № 10. Современное евразийство:состояние и тенденции развития

Цель:изучение проблем современного евразийства в РК

Задачи:развитие евразийства и тенденции идеи

Таким образом, вся Евразия в вышеупомянутом смысле этого слова представляет собой географически и антропологически некое единое целое. Наличие в этом целом таких разнообразных по своему природному и хозяйственному характеру частей, как леса, степи и горы, и существование между этими частями естественной географической связи позволяет рассматривать всю Евразию как до известной степени самодовлеющую хозяйственную область. Благодаря всему этому Евразия по самой своей природе оказывается исторически предназначенной для составления государственного единства.

Наряду с разрушительными процессами внутриэтнической эволюции существуют созидательные, благодаря которым возникают новые этнические сообщества. Поэтому этническая история человечества не прекращается и, пока на Земле есть люди, не прекратится. Ибо этнос не арифметическая сумма человекоединиц, а “система” [1, с.101].

Общеизвестный пример социальной системы – это семья. Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры.

Эта внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести и является реальным проявлением системной связи, и не может быть определена ни через какие другие показатели.

Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными, причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак. Например, связь новорожденного со старшими имеет определенную направленность и “вес”. О нем заботятся, его воспитывают и учат. Когда он становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняется на противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, став стариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает, что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы. Конечно, не исключено, что этот импульс ограничен для системы высшего ранга, но механизм воздействия от этого не меняется.

Более сложные системы (этнос, социальный организм, вид, биогеоценоз) подчиняются той же закономерности, даже с учетом того, что они построены по принципу иерархии: подсистемы образуют системную целостность – суперсистему; суперсистемы – гиперсистему и т.д. Таким образом, наличие всеобщих связей, создающих динамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно.

Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, т.е. численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей. Резкий выход за определенные пределы влечет либо гибель, либо бурное развитие. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо “многосвязная” система восполняет ущерб перестройки связей [1, с.101].

Лекция № 11. Евразийский проект Н.А.Назарбаева: от идеи к практической реализации

Цель:изучение Евразийского проекта Н.А.Назарбаева

Задачи:развитие евразийства от идеи к практике

Идея образования Евразийского Союза Государств была впервые озвучена Президентом Н.А. Назарбаевым в марте 1994 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Первоначально эту идею лидеры стран постсоветского пространства восприняли настороженно, так как прошло совсем мало времени со времени распада СССР и его слова были многими восприняты как возврат к прошлому, тоталитарному государству и вызвали в какой-то мере испуг и повергли многих в шок. Действительно, период первой половины 1990-х гг. был так называемым парадом суверенитетов, во многих бывших советских республиках национальные движения зачастую скатывались в националистические, шел пересмотр своей истории, восстанавливались «белый пятна» из истории своих стран. Поэтому слова лидера Казахстана естественно, не нашли отклика и своей аудитории на тот момент. Также нельзя сбрасывать со счетов то факт, что Россия периода Президента Б.Ельцина –это на Россия периода Президента В.Путина. В тот момент Россия стремилась попасть в европейское сообщество, «смотрела на запад» копируя и внедряя ценности, идеалы, постулаты демократических стран, «отвернувшись» по сути дела от своих бывших соседей по СССР. Таким образом, самая крупная республика, которая могла бы на тот момент поддержать евразийскую идею не была в ней заинтересована. В данном случае необходимо отдать должное настойчивости и упорству Н.А. Назарбаева, который несмотря на различные перипетии истории все-таки настаивал на этой идеи, которая смогла бы объединить народы 1/6 части суши.

В чем заключалась причина возрождения евразийской идеи Н.А. Назарбаевым? Он, как мудрый политик, понимал какое наследство досталось ему в наследие от СССР. В Советское время Казахскую ССР называли лабораторией дружбы народов (как известно многие народы обрели здесь свою вторую Родину). Поэтому он, как никто другой, прекрасно понимал, что националистическая идея приведет в тупик. Необходим был стержень вокруг которого можно было объединить весь народ Казахстана и идея евразийства очень хорошо соответствовала для развития суверенного Казахстана. Вторая причина лежит в политических реалиях. Как известно, после распада СССР был образован СНГ. Подписывалось много документов, но реально они не выполнялись. Как отмечает Н.А.Назарбаев «СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает инте­грацию стран-участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосударственного объединения, которое бы действовало на более четких принципах» [Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // «Известия», 25.10.2011 г. ].

Главное отличие евразийства Н.А. Назарбаева от предыдущих общественно-политических деятелей и ученых состоит в том, что он предлагает практическую реализацию, которая базируется прежде всего на общем историческом прошлом народов Евразии. В первую очередь, он не считает какой – либо народ объединяющим или своего рода миссионерским, как мы видели в работах других представителей этого направления. Он считает, что объединение народов с общей исторической судьбой, сложившейся и на основе географического фактора в том числе, который повлек за собой этнокультурные контакты, приведшие к формированию единой общности, спаянной затем духовными составляющими, должно быть на равных принципах с сохранением суверенитета. Второе, Н.А. Назарбаев предлагает интеграцию на основе экономического фактора. То есть общие экономические интересы могут объединить больше, чем просто призывы к воспоминаниям о своей истории. Естественно, что в данном случае оказывается прав и Л.Н. Гумилев, так как любое объединение и экономическое в том числе невозможно, на наш взгляд, без комплиментарности народов. Легче договориться тем, кого ты знаешь и кто тебя знает. В подтверждение этого можно привести пример и взаимоотношениям с Россией. Как известно, в 1990-х гг. со стороны России по Казахстану существовала холодность и даже негатив. Несмотря на это, Н.А. Назарбаев сумел «сохранить лицо» и построить конструктивные отношения и всегда отдавал приоритет именно этой стране. В- третьих, он стремится создать не империю, не государство, а союз государств, с добровольных вхождением каждого из участников. Здесь нельзя не учитывать и ту роль, которую играют глобализационные процессы. Как известно, глобализация на обывательском уровне воспринимается как американизация, в которую были вовлечены все народы постсоветского пространства с падением железного занавеса. Как показала практика, в настоящее время минусов от глобализации для нас, для евразийцев было получено больше, чем плюсов. Поэтому, на наш взгляд, идея евразийского союза – это своего рода и защитная реакция на нее. В настоящее время невозможно замкнутся только в своей территории, для того, чтобы сохранить себя. Нужно суметь быть открытым, при этом сохранив свою самобытность и уникальность. И идея евразийского союза в этом плане несомненно может помочь.

Таким образом, Н.А. Назарбаев, в идее о создании Евразийского Союза абсолютно не предлагает создание империи, возрождение СССР с руководящей ролью какого-либо народа. Он предлагает создать проект, который бы объединил народы сначала постсоветского пространства, которые стали близкими друг другу в результате длительного совместного проживания. Со временем, он хотел бы, чтобы это объединение смогло объединить и в целом народы континента Евразии.

Практическая реализация началась с 1990- х гг. например, в 1998 году была утверждена программа «Десять простых шагов навстречу простым людям», многие положения которой уже реализованы. В 2000 г. был создан Евразийское экономическое сообщество, в которое вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. С учетом глобального финансово-экономического кризиса был создан Евразийский банк развития и Антикризисный фонд. Логичным продолжением этого в 2010 г. стал работать Таможенный союз в формате трех стран: Беларуси, Казахстана и России. В формате Таможенного союза трех стран быстро возникают отраслевые ассоциации производителей. Также работают Евразийский медиафорум, Евразийская ассоциация телевидения и радио, евразийские фестивали кино и театра, различные конференции, молодежные форумы.

Как отмечает Н.А. Назарбаев, «таможенный союз Казахстана, России и Беларуси — это первая на пространстве всего СНГ действительно добровольная и равноправная форма интеграции. Она впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего. Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем, в чем я абсолютно уверен, в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире» [Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // «Известия», 25.10.2011 г.].

Таким образом, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в настоящее время сумел вывести идею евразийства на иной уровень. Рассматривая его точку зрения, нетрудно заметить эволюцию евразийской идеи, которая произошла с момента ее возникновения и озвучания. Именно он сумел воплотить и реализовать эту идею в практическом плане, несмотря на все препоны и трудности с которыми сталкивался.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты