Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вместо заключения или совершенствование день за днем




Читайте также:
  1. XII. СУДЬБА НАСЛЕДИЯ: ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  2. В любом случае по каналу связи вместо самой речи передают так или иначе выделенные и квантованные параметры предсказания, интервал и усиление ОТ, параметры возбуждения.
  3. Важнейшие предпосылки и методики заключения сделки
  4. Виды умозаключения по аналогии
  5. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
  6. Вместо введения или совершенство как таковое
  7. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: РОКОВАЯ ОШИБКА ДОКТОРА ФРЕЙДА
  8. ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
  9. Вместо гуру — самоконтроль.
  10. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

«Нет лучше времени, чем настоящее, чтобы отложить то, чего не хочется делать».

Четвертый закон Хетча

Необходимость ежедневного совершенствования.Ну вот и закончилась эта книга. И если вы не просто прочитали ее, но еще и тщательно проработали все рекомендованные упражнения, могу гарантировать что жить вам, как говаривал небезызвестный вождь, стало лучше и веселее. Ибо вы действительно подняли уровень своего экстенсивного — экзотерического — совершенства («по горизонтали»), и даже как бы уже созрели для интенсивного или, иначе, эзотерического саморазвития: «по вертикали» ипрямо в «мир горний» (ментал, астрал и иже с ними). Однако книга, в которой я буду описывать систему соответствующих психотехнологий нейролин-гвистического программирования (и результатов НЛП-моделирования наиболее интересных духовных практик), пока еще только на подходе (так что вам придется немного подождать). А вот что касается экстенсивного личностного роста, то здесь мне придется, во-первых, вас немного огорчить: вы действительно стали совершенней, но отнюдь не достигли не то что полного, но даже возможного для всех и каждого совершенства. И «чисты» от всякой психической мути только лишь процентов на 70—80 (это в лучшем случае!), но уж никак не на все 100 (в таком — стопроцентно чистом — результате экстенсивного самосовершенствования вам бы уже и вовсе не понадобилась следующая книга, ибо когда вся наша Тень выходит на Свет и трансформируется в Персону, само собой наступает Просветление). Однако огорчить я вас собрался только «во-первых», потому что, во-вторых, собираюсь предложить вам систему упражнений еже- дневного самосовершенствования.

Помниться, несколько лет назад, Джон Гриндер приезжал к нам в Россию, и в Санкт-Петербурге провелнебольшой семинар, в ходе которого, естественно, — живая легенда! — вынужден был (кстати — охотно) от- ветить на массу вопросов. Один из них запомнился, ибо кто-то из присутствующих спросил глубокоуважаемого мэтра о том, продолжает ли он свое саморазвитие (под- разумевалось, что Д. Гриндер, как создатель НЛП, про- пустивший через себя всю систему его психотехнологий, уже, наверное, достиг необходимого совершенства). Не гарантирую за точность воспроизводства прямой речи мэтра, но ответ был примерно такой: «Конечно, продолжаю, — ответствовал Д. Гриндер — но, к сожале- нию, куда меньше, чем раньше... Всего полтора-два часа ежедневно!»...



Да, конечно же, вы не Гриндер, да и жизнь наша не всегда дает возможности для того, чтобы каждый божий день выделять аж два часа на самосовершенствование . (хотя лично мне это удается делать уже несколько лет). Поэтому, не зная ваши возможности в плане свободного времени, даю вам в этой главе как бы обязательный минимум психотехнологий, необходимый для того, что-бы ваш личностный рост не прекращался. Три комплек- са техник нейролингвистического программирования (и не только его).

Пересмотр прошедшего дня.Первая из обязатель- ного минимума заключается в ежевечернем перепро- смотре, а точнее, «переделке» прошедшего дня. Для чего вечером, непосредственно перед сном, сядьте или лягте и, расслабившись, как бы прокрутите весь свой прожитый день — как киноленту. Скорее всего (с учетом достигнутого вами уровня совершенства), он был достаточно удачен, хотя, конечно же, в нем присутствовали моменты, когда вы действовали не на «все 100» или даже попросту, как говаривал один мой знакомый, «не промахнулись мордой в грязь» (список не привожу, ибо главным критерием определения подобных ситуаций является ваша досада, горечь или сожаление по поводу того, что произошло). Что ж, тогда приступайте к переделке всех этих случаев несовершенных поведения, состояний и качеств личности (последнее — опосредованно). Возьмите первый из таких моментов, внимательно отсмотрите его, возможно, как бы даже укрупнив, после чего определите (как вы это делали в технике переключения сценария) две точки. До — когда все еще было хорошо, правильно и совершенно, точно отграничив ее от собственно начала сбоя или провала (здесь желательно, захватить триггер — т. е. то самое ощущение приближающегося сбоя или провала). И после — когда вы успокоились и, переключившись, занялись чем-то другим, ощущая, что все опять стало хорошо.



Теперь как бы ножницами вырежьте весь этот фрагмент «кинопленки» вашего дня — между до и после — отправьте его в воображаемый мусорный ящик и тщательно продумайте, какое другое поведение возможно было бы в данной ситуации, дабы все прошло экологично и эффективно. Создайте видеоклип этого поведения — новый фрагмент фильма «Один день имярек» (если надо, добавьте любые необходимые ресурсы), после чего «вклейте» его в «кинопленку», уберите «монтажный стык» и три раза посмотрите, как вы теперь действуете со стороны, т. е. диссоциированно. А после в воображении проиграйте все ваши действа уже из своих глаз, т. е. ассоциировано (тоже три раза), после чего приступайте к переделке следующего несовершенного момента. «Корректности для» привожу алгоритм выполнения данной техники вечернего перепросмотра и переделки прошедшего дня.



1. По завершении дневных забот, вечером, выберите удобное и спокойное место, расслабьтесь и просмотрите в воображении диссициированный «кинофильм» о прошедшем дне.

3. Отметьте все ситуации, когда вы действовали неэкологично, неэффективно и/или не в оптимальном состоянии. Выберите одну из этих ситуаций и отметьте моменты, предшествующие началу поведения или состояния (точка ДО) и его завершения (точка ПОСЛЕ).

4. Мысленно вырежьте данный фрагмент вашего «кинофильма» о прошедшем дне, между точками ДО и ПОСЛЕ.

5. Создайте новый — экологичный, эффективный и/или осуществляемый в оптимальном состоянии вариант поведения в искомой ситуации, «вклейте» его в «кинофильм» и уберите «монтажный стык».

6. Трижды просмотрите получившийся фрагмент (от момента за 5-15 минут ДО момента через 5-15 минут ПОСЛЕ) в диссоциированном состоянии (со стороны) и трижды — в состоянии ассоциированном (видя происходящее как бы из своего тела).

7. Повторите шаги 1—6 для следующей из выделенных вами «неудачных» ситуаций прошедшего дня.

Обучение на опыте других.Теперь о другой психотехнологии, каковую я рекомендую вам использовать для повседневного экстенсивного самосовершенствования. По сути, она в чем-то похожа на предыдущую. Однако отличается от нее тем, что используете не только и не столько «материал» собственных благоглупослей, сколько провалы и неудачи других ваших знакомых, друзей и близких. В результате лично у вас, в бессознательном, как бы накапливаются шаблоны реагирования на еще не случившиеся, но вполне возможные с учетом нашей малоуютной жизни ситуации, и вы переходите из разряда глупцов в разряд умников и умниц. Почему? Да потому, что, согласно очень мудрой китайской поговорке, дурак от умного отличается тем, что первый учится на своих ошибках, тогда как второй — на чужих.

В принципе, желание иметь запас (который, как известно, карман не тянет) реакций на случай всяческих неприятностей имманентно живет в нашей психике — за счет так называемого биовыживательного контура, который заставляет нас быть весьма озабоченным в части информации о сексе, криминале и несчастных случаях (сиречь выживания вида — через этот самый секс, и индивида, т. е. самого себя — через «научение» тому, как не быть убитым и как не стать жертвой несчастного случая). И именно поэтому большинство из нас так любят читать и смотреть нечто любовное и детективно-криминальное, а также жадно совать нос во все происшествия: реально видимые (например, дорожные аварии) и, так сказать, виртуальные (это, например, все TV-передачи типа «Дорожного патруля»). Сие также является причиной того, почему мы так любим подробно расспрашивать о несчастиях знакомых, друзей и близких: как же, и биовыживательного опыта наберешься, и с точки,зрения самооценки ой как приятно, ведь не со мной, опять пронесло мимо... Однако даже у тех, кто занимается анализом чужих ошибок истово и рьяно, не возникают достаточные по своей эффективности, а главное, реально действующие в нужных условиях защитные программы против этих, казалось бы, даже изученных вдоль и поперек напастей.. И более всего потому, что они ограничиваются констатацией происшедшего: безо всякого поиска экологичного варианта поведения в нем и внедрения этого варианта (лучше вариантов) в. собственное бессознательное. Но, например, я, водитель с солидным стажем и опытом, несколько раз объехавший вокруг «шарика» (если использовать суммарный показатель километража, который наездил на всех своих и чужих машинах), стараюсь не проезжать мимо ни одной автомобильной аварии, стремясь при этом не только и не столько помочь (в 90% случаях это не нужно), сколько внимательно проанализировать допущенные ошибки и мысленно проиграть беспроблемные варианты поведения, сиречь вождения — причем для каждого участника ДТП (сначала диссоциированно, а потом ассоциировано).

М. Аткинсон, директор «ВС NLP neuro-Iinguistic programming Institute», у которой я проходил первый свой Мастерский курс, как-то поведала нам, что исключительная вежливость, выдержка и поведенческая компетенция стюардесс авиакомпании «Japan Air lines» (которые неоднократно признавались, так сказать, «лучшими по профессии» на международном уровне) объясняется очень просто: регулярными и довольно таки специфическими тренировками, очень близкими по сути к НЛП. Раз в неделю японские бортпроводницы собираются кружками по семь человек, после чего каждая из стюардесс (но, разумеется, последовательно) рассказывает о самом паскудном пассажире, который ей встретился на прошедшей недели (со всеми подробностями его «аморального» поведения). После чего все стюардессы придумывают свой собственный способ действий с данным паршивцем, и по очереди сообщают о нем своим подругам. Каждый из этих способов сообща анализируется, оптимизируется и визуализируется. В результате все участники такого вот «кружка качества поведения» получают (при семи участвующих) сорок девять (!) вариантов экологичного поведения (семь «нехороших» пассажиров умножьте на семь способов действий — по числу стюардесс). Так стоит ли тогда удивляться исключительной поведенческой компетенции бортпроводниц самолетов «JAL»!

Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы вы поняли принцип нижеприлагаемой психотехнологии — техники создания эффективных моделей поведения на основании анализа чужих ошибок, поэтому сразу жеперейду к описанию е алгоритма (а он куда совершенней тех, о которых вы только что прочитали).

1. Возьмите «за основу» любую неудачу или проблему кого-нибудь из ваших знакомых, друзей или близких.

2. Участливо, но подробно расспросите его об условиях и обстоятельствах, в которых она случилась, выяснив заодно особенности поведения и действий всех участников данной ситуации (между прочим, ваш невольный инструктор охотно расскажет вам о всех сделанных им ошибках — и даже о том, как ему надо было бы поступать).

3. Создайте собственный — эффективный и беспроблемный — вариант поведения в данной неудачной или проблемной ситуации.

4. Представьте данную ситуацию как не проявленный до конца фильм, «вставьте» в него себя вместо того, кто в ней реально участвовал, и просмотрите придуманным вами вариант экологичного поведения трижды диссоциированно и трижды ассоциировано.

5. Обратитесь к своему Управляющему и попросите его определить контексты вашей жизни, в которых этот способ действий может быть применен.

6. Предложите вашему Управляющему взять на себя контроль за «включением» и реализацией данного поведения в выбранных контекстах.

, 7. Осуществите проверку и одновременно пристройку к будущему, представив себе, что подобная ситуация как бы возникла в вашей жизни, после чего в режиме «свободного просмотра», т. е. безо всякого сознательного вмешательства дайте вашему бессознательному показать вам то, как вы будете в ней действовать. Если то, что вы увидели, вас устраивает, закончите работу. Если же нет, повторите шаги 3-6 и(или) получите более подробную информацию о случившейся неудаче или проблеме (шаг 2).

Визуальная репетиция действий и взаимодействий. Последний пункт , вышеописанного алгоритма — насчет «свободного просмотра» варианта своих действий в проблемной ситуации — позволяет нам как бы выйти на третью психотехнологию, которую я вам рекомендую для каждодневного личностного роста в качестве «полноправного участника» программы-минимума. Знаете, как человек, весьма заинтересованный в хорошем функционировании своего тела (а заодно и в его сохранности), я довольно долго занимался восточными единоборствами— каратэ, ушу и (немного) айки-до. Особых успехов не достиг (поздно начал, да и физическая кондиция, особенно в части растяжки, оставляла желать много лучшего, так что дополз только лишь до уровня низшего дана черного пояса). Однако, несмотря на мои не слишком молодые годы, я и нынче ежедневно выделяю не менее часа на выполнение тао лу (комплексов движений, имитирующих различные варианты нападения и защиты), вот только уделяя основное внимание не «силовым» внешним стилям ушу, но основанными на использовании энергии Ци, внутренним стилям Ба Гуа, Синь И и Тайцзи-Цюань. А заодно с наслаждением открываю для себя все новые и новые аспекты безграничной философской и психологической мудрости восточных боевых искусств. Так вот, изучая опыт ниндзя, я с удивлением узнал; что основой их неуязвимости и эффективности, помимо естественного и необходимого жесточайшего физического тренинга, являлась удивительная и очень схожая с энэлперской психологическая подготовка. Например, авторитеты «ночных демонов» утверждали в качестве базового следующий принцип.

Если цель ясна и желанна, а способы ее достижения продуманы, физическая реализация действий по ее достижению выступает необходимым, но уже не слишком важным условием.

Ежели эту фразу перевести на язык нейролингвисти-ческого программирования, то «целевой» аспект вышеприведенного принципа раскрывается через такие модели НЛП, как «хорошо сформулированный результат», «формирование подсознательной готовности к достижению цели» и «создание образа желаемого будущего» иже с ними. А вот с процессуальным аспектом — продуманностью способов достижения — дело обстояло иначе, хотя тоже «вполне энэлперски». Еще задолго до важного поединка (я возьму здесь этот пример, ибо ниндзя делали тоже, но описывать их процедуру сложнее), боец восточных единоборств погружал себя в этакое медитативное состояние, после чего, интуитивно зная, что бессознательному известно будущее, в том самом режиме «свободного просмотра» начинал воображаемую схватку, просматривая ее либо от начала до конца (если удалось победить) — либо до первого поражения или ведущей к нему ошибки. После чего действия, приведшие (в его воображении, а значит с условием знаний бессознательного о будущем, и в реальности) к этому самому поражению, им как бы пересматривались — до тех пор, пока не видел в результате поверженного противника. После чего он выходил на татами или на «место встречи, которое изменить нельзя» буквально обреченным на победу! Так что во имя вашего же собственного совершенства советую вам сделать такие вот — несколько выходящие за рамки всего, что описано мною по поводу техник ресурсной репетиции, генератора нового поведения и etc — визуальные просмотры (отчетливо репетиционного плана, ведь репетиция — это всего-навсего подготовка) по поводу своих будущих (точнее — предстоящих) действий и взаимодействий постоянной своей практикой. Тем более важной, что даже в прекрасной психотехнологии постановки целей на обобщенной линии жизни, которая описана в этой книге, данный момент оказывается как бы упущенным, а точнее, целиком и полностью отданной на откуп бессознательному. Алгоритм выполнения данной психотехнологии — техники визуальной репетиции действий и взаимодействий — выглядит так.

1. Определите конкретную значимую для вас и реально предстоящую ситуацию действий или взаимодействий.

2. Закройте глаза, расслабьтесь (это необходимо для того, чтобы ваш мозг пришел в, так сказать, «первично-медитативное» состояние) и позвольте вашему бессознательному (попросите его об этом) показать вам то, как все будет происходить (диссоциирование).

3. Просмотрев фильм до конца, вернитесь на первый же визуальный «стык», резко ухудшающий действия или взаимодействия, остановите «просмотр», как бы укрупните изображение и внимательно изучите то, что произошло.

4. Придумайте экологичный выход из данного проблемного момента (экологичный способ поведения), «вставьте» его в демонстрируемый вашим бессознательным «фильм» и по три раза просмотрите это новое — сначала диссоциирование, а потом ассоциировано.

Продолжайте «свободный просмотр», аналогичным описанному в п. 4 способом, перерабатывая все обнаружившиеся проблемы и нарушения в предстоящих действиях и взаимодействиях. 6. Закончив, по три раза — сначала диссоциированию, потом ассоциирование просмотрите ВЕСЬ «фильм».

Переработка негативных сценариев. Есть в вышеизложенном один важный момент, который буквально вынуждает меня обратиться к еще одной психотехнологии. Дело в том, что в некоторых случаях нам.как бы не удается осуществить адекватную замену проблемного момента — да зачастую так, что с маниакальным упорством он воспроизводится вновь и вновь. Мне лично очень хорошо запомнилось, как лет пятнадцать тому назад, работая со взятыми из психосинтеза и используемыми в нем для личностного роста символическими картинами, я никак не мог справиться с одной из них, а именно Вывести воображаемый парусный корабль из гавани и отправиться на нем в далекое плавание. Пред-ставший в моем сознании порт, из которого я выводил этот корабль, был плохонький (типа ялтинского), а само судно огромным и многомачтовым (навроде самого большого в мире парусника — барка «Седов»). Так что меня все время либо разбивало о мол, либо вообще выбрасывало на берег.

Чисто психологически все это было вполне понятно: я был не готов еще оставить «тихую гавань» привычной, но уже, увы, не слишком доходной деятельности консультанта по управлению персоналом, и отправиться «в свободное плавание» в качестве абсолютно независимого (не в том смысле, что, мол, от тебя ничего не зависит) энэлпера. Однако понимание это ничуть мне не по-могло, и на то, чтобы все-таки выплыть, я угробил не менее двух недель визуализаций. А вот сейчас, хорошо зная психотехнологию, которую я описываю далее, справился бы с этим за считанные минуты.

Итак, в случае, если вы прочно застряли на каком-то проблемном моменте, мы имеем дело с двумя.визуализациями, ибо налицо:

• что-то, что вы хотели бы, чтобы оно случилось (экологичный способ разрешения проблемной ситуации), но боитесь, что это не произойдет (и да-же просто видите, что не происходит), но боитесь, что это не произойдет (и даже просто видите, что не происходит), — назовем это образом позитивным;

• что-то что вы не хотели бы, чтобы оно случилось (имеющийся затык), но боитесь, что это произойдет (и видите, что происходит) — назовем это негативным образом.

Раз так, во-первых, сделайте эти образы диссоциированным (как бы выйдя из себя и оставив себя там, если происходящее вы видите как бы из своих глаз — сие обычно характерно для негативного образа). Во-вторых, войдите в позитивный образ (как бы впрыгните в него, ассоциируясь с собой Там и Тогда) и посмотрите оттуда на образ негативный — зачастую он просто исчезает уже на этом, втором шаге. Если же нет, то, в-третьих, выйдя из позитивного образа, войдите в образ негативный — вполне возможно, что образ этот сам собою улучшиться или вам не захочется действовать этим самым негативным образом. Теперь перейдите в позитивный образ и опять посмотрите на образ негативный — очень может быть, что уж теперь-то он исчезнет. Если же все-таки нет, то, в-четвертых, выйдя из позитивного образа, просто разделите образ негативный на два опять-таки образа: один, в котором вы соберете весь «негатив», и другой, в котором окажется весь «позитив» (уверяю вас, что нечто положительно есть в любом, пусть даже самом плохом, образе), после чего проделайте заново мои «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих»,

Привожу полный общий алгоритм данной техники позитивации опыта.

Делается она так.

1. Представьте в своем будущем:

что-то, что вы хотите, чтобы произошло, но боитесь, что это не произойдет;

что-то, что вы хотите, чтобы не произошло, но боитесь, что это произойдет.

Создайте два соответствующих образа.

2. Вышагните из них, если в каком-то из образов вы видите все происходящее как бы из своих глаз.

3. Войдите в позитивный образ (того, что вы хотите чтобы произошло) и посмотрите на негативный образ (того, что вы не хотите чтобы произошло). Что происходит? Он исчез?

4. Если нет или не до конца, попробуйте войти в негативный образ и посмотрите, что происходит. Возможно, у вас исчезает желание это сделать. Или негативный образ становится более позитивным. В любом случае отследите, как изменяются ваши чувства и действия.

5. Теперь выйдите из этого ранее негативного образа и опять войдите в позитивный. Обратите внимание на возникающее в вас чувство комфорта и исчезновение негативного образа.

6. Если после того, как вы вошли в позитивный образ, образ негативный все-таки сохранился, выйдите из, «позитива», разделите остаточный негативный образ на два позитивный и негативный, и повторите шаги, описанные в пп. 3—5,

Основываясь на этой психотехнологии, вы, кстати, можете воспользоваться техникой редактирования образов будущего и «почистить» это самое будущее. Для этого достаточно просто мысленно подняться над своей Обоб-щенной Линией Жизни, пройти в будущее и, внимательно изучив его, определить, нет ли там негативных образов, фильмов и картин. Все обнаружившееся вы можете доста- точно быстро переработать по технике позитивизации опыта. Однако точно так же, как с будущим, эта психотехнология может работать и с прошлым, с негативными событиями и обстоятельствами, случившимися Там и Тогда. Единственное отличие состоит в п. 1 инструкции, поскольку здесь, в технике редактирования образов прошлого, вы будете вспоминать из вашего прошлого

• Что-то, что случилось с вами, но не понравилось вам

• Что-то, что могло или должно было произойти вместо этого и что понравилось бы вам

Последующая процедура не отличается от вышеописанной.

Возвращениев бытие. Ну а теперь расскажу вам о втором комплексе обязательной для ежедневного исполь- зования психотехнологии «текущего» (надеюсь, не вяло) экстенсивного самосовершенствования. В основе ее лежит нечто весьма грандиозное: буддийская випасана, которая, по утверждению адептов, ее практиковавших, вполне могла привести человека к Просветлению (о том, что это такое, вы узнаете из следующей книги). Наша, однако, задача в контексте означенной психотехнологии куда как проще, хотя по-своему тоже грандиозна: вернуть вам (или усилить в вас) ощущение жизни в полном и истинном ее осознании, т. е. без попыток втиснуть великолепие человеческой жизненедеятельности в прокрустово ложе привычных для вас оценок и категорий (хорошо — плохо, правильно — неправильно и т. п.). Дело в том, что в нашей жизни мы можем пребывать как бы в трех зонах этого самого осознания. Внешней — это когда мы видим, слышим и ощущаем окружающий мир. Внутренней — когда мы в основном ощущаем, но при некотором усилии еще и видим и слышим только свое тело и процессы в нем. И средней — это когда мы размышляем по поводу первого или второго или просто занимаемся мысдеблуди-ем, как правило, включающим оценки и обвинения (не важно — по поводу себя, других, жизни и мира). Именно в данной зоне пребывает большинство существующих в этом мире людей — существующих, а не живущих, так как жить можно только лишь во внешней и внутренней зоне, ибо они суть подлинное восприятие мира, тогда как средняя зона является только лишь мыслями по его (восприятия) поводу. Не случайно индийские мудрецы, снисходительно улыбались на обвинение в том, что они якобы не живут, а медитируют, ибо в своих медитациях они как раз-то и жили, познавая мир от и до (нам это не дано, ибо вместо того, чтобы пристально, до конца и полного понимания, изучать нечто во внешней или внутренней зонах осознания, мы привычно и трусливо убегаем в среднюю зону своих скоропалительных выводов и оценок, а также основанных на них негативных чувств и суждений). Этот — подлинной жизни — момент удивительно тонко, точно и конкретно подмечен в известной дзенов-ской притче (По: Вон Кью-Кит. «Энциклопедия Дзен»). «Наставник винаи Юань поинтересовался у Чжаоч-жоу: «Вы продолжаете заниматься духовным воспитанием?» — «Постоянно занимаюсь этим» «Каким же образом?» «Когда подносят рис, я ем; когда подступает усталость, я засыпаю», ответил Чжаочжоу». — «Все так поступают. Получается, что все занимаются духовным воспитанием, подобно вам!» — «Не совсем». — «Почему?» «Когда приходит время трапезы, они не просто едят; их тяготят разные мысли. Когда наступает час для сна, они не засыпают; их заботят бесчисленные поиски выгоды».

И как вам это? По мне, так не в бровь, а в глаз. Кстати, любителям ортодоксальных религий (на случай, если таковые найдутся среди читателей моей книги), сообщаю, что, например, по преданию, пророк Мохха-мед утверждал: «Один час созерцания перевесит шесть лет богослужений (Хадис)». Так вот, именно такое вот медитативное созерцание я вам и предлагаю.

Знаете, насколько горько порой наблюдать за глупостью людей, упускающих возможность насладиться собственным бытием! Причем не на работе, где бытийст-венность эта как бы, исходя из поверхностно понимаемой сути «трудовой деятельности», отходит на второй план (хотя вообще-то это глупость). На отдыхе, где, как говорится, сам бог велел просто наслаждаться жизнью. Например, ежегодно мы с женой отдыхаем в Крыму в прекрасном, обладающем уникальным парком, огромным пляжем, очень неплохими процедурными, довольно уютными, хотя и тесными номерами и даже вполне сносным питанием санатории «Днепр»1. Едем мы туда на поезде, и сразу после того, как он отходит от перро1 Точнее не отдыхаем, а отдыхали, ибо оказалось, что, например, некоторые из наших отечественных, чисто российских санаториев, находящихся в славном городе Анапе, превосходят этот самый «Днепр» по всем показателям, кроме парка и крымских красот. Но там я теперь только лечусь, точнее, балую свое тело процедурами, а отдыхать теперь, увы, предпочитаю зарубе-жом: и комфортнее, и спокойней... на, я оставляю Москву и все связанные с ней проблемы Там и Тогда, чтобы сполна насладиться Здесь и Теперь путешествия. Болтаю с проводниками, выхожу на каждой остановке, осторожно принюхиваюсь к выносимым местным населением яствам, и даже что-то из них покупаю, дабы побаловать себя чем-то, не входящим в мой привычный рацион. Или даже просто пялюсь в окно или валяюсь на полке в купе (разумеется — СВ, но не понта ради, а комфорта для), читая какую-нибудь средней руки дребедень, до которой у меня дома просто бы не дошли руки.

Словом, живу, .наслаждаясь тем самым мигом (каждым), который, как известно, и называется жизнью (очень я люблю эту песню). А рядом, в соседнем купе, едут два, не постесняюсь этого слова, идиота, которые вместо того, чтобы пребывать в этом прекрасном Здесь и Теперь, умудрились сразу же вылететь в туманное Там и Тогда. И вместо того, чтобы получать кайф от путешествия, ждут не дождутся конечной станции, тем более терзая себя идиотскими вопросами «А не опоздает ли поезд? А найдем ли мы такси и сколько оно будет стоить? А будет ли в этом сезоне хорошая погода? А поселят ли нас в удобный номер или нет? А не случиться ли чего дома?». Идиотскими, потому что поезд придет точно тогда, когда придет. Такси будет, если будет. Стоить оно будет столько, на сколько вы сговоритесь. Погода будет такая, какая сложится. Номер будет удобным прямо пропорционально вашей наглости и коммуникабельности и также размерам и качеству подношений администрации. Дома случится только то, что случится. Так чего ради тогда загодя копья ломать, выдирая себя из прекрасного и вполне реального Сегодня ради прозрачного Завтра или ушедшего Вчера (как любят говорить японцы, Вчера уже было, Завтра еще не наступило, так что остается только Сегодня)?

Как вернуть себя в Здесь и Теперь? Да как раз за счет нижеописанной психотехнологии, которой, право, стоит посвятить все время, когда вы не заняты какой-либо деятельностью или чем-нибудь не увлечены (в общественном транспорте, в очереди, на скучном заседании, etc). Делать же вам надлежит следующее.

Отпустите свое внимание и позвольте ему блуждать во внешней зоне. Затем всякий раз, когда оно на чем-то остановится или будет чем-то привлечено, всмотритесь или вслушайтесь в то, что остановило ваше «attention», но не просто так, а как бы с детским изумлением и любопытством, одновременно проговаривая про себя: «Сейчас я замечаю и осознаю...» (розетку, блеск лампы, гудок машины за окном, скрип открываемой двери и т. д. и т. п.). Делайте это не какое-то строго определенное время, а просто — пока не надоест. А после сразу «нырните» во внутреннюю зону, последовательно перебирая все ощущения в теле, которые привлекут ваше внимание, с одновременным проговором фразы: «Сейчас я замечаю и осознаю...» (бурчание в животе, дрожание в левой икре, мурашки в области таза — и т. д. и т. п.). Когда вам и это надоест, опять вернитесь во внешнюю зону (и побудьте в ней до тех пор, пока хочется).

Такой вот цикл, иногда именуемый циклом «контакт — уход» проделайте не менее трех раз, после чего как бы отпустите себя и с интересом понаблюдайте, куда теперь рванет ваше внимание. Очень может быть, что оно направится в среднюю зону, но зона эта к данному конкретному моменту уже будет как бы куда как более пуста (на треть, на половину...). Потому что многие из глупых мыслей и беспричинных негативных эмоций, живущих как раз в данной, отнюдь не золотой, середине и мешающих вам наслаждаться благолепным великолепием Великого Здесь и Теперь, не дождавшись вам, уберутся восвояси. Почти как в анекдоте: «Однажды к нему, в голову пришла мысль. Но не застав никого дома, тихо удалилась».

На всякий случай привожу алгоритм использования этой техники осознания «Здесь и Теперь».

2. 1. Расслабьтесь и направьте свое внимание во внешнюю зону осознания (внешний мир). Фиксируйте все, что его привлечет, сопровождая эту фиксацию словами «Сейчас я замечаю и осознаю...». Делайте это до тех пор, пока не надоест. Переместите свое внимание во внутреннюю зону осознания (собственное тело). Фиксируйте все, что его привлечет, сопровождая данную фиксацию словами «Сейчас я замечаю и осознаю...». Делайте это до тех пор, пока не надоест.

3. Проделайте цикл «Контакт (внешняя зона осознания) Уход (внутренняя его зона)» не менее трех раз.

4. Отпустите ваше внимание и понаблюдайте за тем, что произойдет. При его спонтанном возвращении в среднюю зону осознания (мысли + чувства) оцените, как вы теперь относитесь к тому, что там варится, и вообще — как себя чувствуете и о чем думаете.

Развитие полноты осознания. Скажите, а не хотели бы вы, помимо полноты бытия, обрести кое-что еще? А именно три совершенно уникальные способности. Спокойного присутствия — где угодно и когда угодно. Наслаждения от пребывания в бесконечном Здесь и Теперь вашей жизни. И незамутненный «пылью ложных страстей» (Дзен) взгляд на действительность? Еслида (а какой дурак скажет нет?), то тогда вам нужно дополнить вышеописанную психотехнологию еще одной техникой. Дополнить потому, что и сами по себе упражнения осознания «Здесь и Теперь» могут, в конце концов, привести вас к обретению всех этих трех ну просто потрясающих способностей. Однако, вы можете значительно ускорить процесс их (способностей) «заполуче-ния», ежели начнете регулярно практиковаться в описанной в прекрасной книге Дж. Кабат-Зинна «Куда бы ты ни шел — ты уже там» технике «остановки мгновения» (название мое, так как я немного дополнил эту психотехнологию, а Кабат-Зинн вовсе ее никак не называл). С учетом того, что я уже довольно обстоятельно обговорил основные моменты осознания «Здесь и Теперь», позволю себе привести только лишь алгоритм данной техники.

2. 1. Приобретите или одолжите на достаточно продолжительное время наручные электронные часы с сигналом. Настройте их так, чтобы они подавали этот сигнал каждые полчаса кроме, разумеется, времени вашего сна.

3. Всякий раз, где бы вы не находились и чтобы не делали, по сигналу прекратите (приостановите) любую деятельность и сами себе ответьте на. вопрос: «Я «Здесь и Теперь» или уже улетел (меня унесло) в какое-то «Там и Тогда»?

4. Вернувшись в «Здесь и Теперь» как бы укорените себя в текущем моменте, ответив опять-таки себе самому на четыре вопроса:

«Что я вижу прямо сейчас?» (всмотритесь и увидьте)

«Что я слышу прямо сейчас?» (вслушайтесь и услышьте)

«Что я чувствую прямо сейчас?» (вчувствуйтесь и ощутите)

«Что я думаю прямо сейчас?», (вдумайтесь и непредвзято оцените, чем заняты сейчас ваши мысли).

Саморефрейминг внешних и внутренних проблем.И еще одно. До тех пор, пока вы не укрепилисьв таком вот «нейтральном» восприятии мира, займитесь-ка по-зитивацией всего, и вся, что вам встречается в жизни. То бишь превращением этой жизни буквально в райский сад. Поверьте: это вполне возможно — в том случае, когда вы сделаете своей постоянной практикой техники внешнего и внутреннего рефрейминга.

Что это такое? Да всего-навсего умение находить хорошее в плохом, как бы меняя «рамку» (фрейм) рассмотрения того, что произошло. А буде жизнь ваша регулярно подвергает нас новым испытаниям и в целом протекает в не слишком благоприятной среде обучиться такому вот «позитивирующему» изменению, «рамки», право же, стоит — всем и каждому.

Условно саморефрейминг можно, подразделить на внутренний (субъективных проблем) и внешний, (проблем объективных). В первом случае он используется как средство своеобразной, регуляции самооценки (постоянно подвергаемой ударам извне), а во втором — как способ изменения видения проблем или ситуаций с неблагоприятного на благоприятный. Общие схемы этих двух видов саморефрейминга таковы (По: Т. Мужицкая, А. Герасимов. «Как научиться видеть позитивные стороны жизни или рефрейминг в быту». В кн. «Вестник НЛП», выпуск 2/2000).

Субъективный (внутренний) саморефрейминг осуществляется' по формуле:

Я _________________________ . Зато я ._______

Например, «Я ленивый, зато основательный»; «Я трусливый, зато осторожный»; «Я толстый, зато покладистый» и т. п. Данную форму саморефреминга можно делать как в целом для имеющихся или кажущихся недостатков личности (и тогда он становится самостоятельным психотерапевтическим приемом), так и (обязательно) во всех тех случаях, когда возникшая реакция на внешнюю или внутреннюю ситуацию оценка самого себя ощутимо снижает общую самооценку (кстати, подобный саморефрейминг хорошо «работает» в «острых» диалогах, например, «Ты неряшлив!» «Зато обаятелен!»).

Объективный (внешний) рефрейминг делается по другой формуле:

X есть Y. Но это и хорошо. Потому что_______

Например,

«Погода сегодня дождливая. Но это и хорошо. Потому что прибьет и смоет всю пыль»;

«Запад откажет нам в помощи. Но это и хорошо. Потому что, наконец-то, мы будем надеяться только на свои силы и поддерживать отечественного производителя»;

«Моя жена тиран. Но это и хорошо. Потому что при другой жене я бы совсем разленился и разболтался».

Устранение негативных чувств. Надеюсь, вы поняли что именно сможете приобрести в результате такой вот практики в осознании. Да-да, именно это ощущение внутренней благодати и спокойной удовлетворенности собой и происходящим. Так же ничем не прерываемое пребывание в гармонии с миром. То есть то самое «железобетонное спокойствие, когда психика не колышет» (О. Куваев). Однако для того, чтобы все это пришло и произошло, вам надобно еще немного почиститься от негативных чувств, которые укоренились в вас и стали некими шаблонами привычного реагирования на мир. И ситуативных (т. е. обусловленных ситуацией) эмоций, каковые тоже давно уже превратились в программы и программки пессимистической оценки себя и окружающего. Все это мы обозначим как третий комплекс психотехнологий ежедневного совершенствования.

Шаблоны негативныхчувств. Что касается шаблонов негативных чувств, то здесь речь идет именно о неких как бы выученных вами и ставших привычными способах реагирования буквально на все действительно крупное, что происходит с вами. Представьте, например (но после представления этого немедленно, скажите «стерто—стерто—стерто—стерто», дабы то негативное, о чем вы сейчас подумаете, не запрограммировало вас), что в вас, тихо и мирно притормаживающего у светофора, внезапно врезается следующая за вами машина. Скажите теперь, что вы в этом случае ощутите? Чувство собственной неполноценности? Беспомощность? Депрессию? Страх? Гнев? Или глубокую обиду на жизнь? Так вот, то, что вы ощутили в этой воображаемой ситуации, и есть один из шаблонов ваших чувств. Один, но не единственный. И все эти шаблоны вам, право же, стоит проработать, дабы обрести незамутненный страстями взгляд на все без исключения происходящее.

Зачем? А чтобы не смотреть, а видеть. Опять-таки представьте себе, что по каким-то причинам вы можете наблюдать небо только как отраженное в озере. А теперь скажите, при каких условиях вы сможете, скажем, рассмотреть в этом случае луну — полно и точно? Правильно — только тогда, когда гладь этого озера тиха и безмятежна. Поэтому как даже легкое беспокойство отражающий поверхности уже исказит картину верной спутницы Земли, а глубокое волнение и вовсе превратит ее образ в хаотическое мелькание световых пятен. А бу-де все ваше восприятие и представляет собой не бесстрастное зеркало, но пристрастную и подвижную отражающую весь этот мир зеркальную поверхность, работа по устранению всего, что его (восприятие) искажает, является ну очень важным направлением собственного совершенствования.

Работа эта будет вами совершаться как бы «в полевых условиях» — то есть после того, как вы уже «влетели» в негативное чувство, пессимистическую эмоцию или унылую оценку происшедшего.

В части шаблонов негативных чувств я рекомендую вам следующую психотехнологию — комплекс техник избавления от чувств-ярлыков. Заранее прошу прощения за пространное (но с изменениями и оттого без кавычек) цитирование данных материалов (По: М. Джеймс, Д. Джонгвард. «Рожденные выигрывать»).

НеполноценностьЕсли у вас возникает чувство неполноценности, попытайтесь преувеличить свои чувства, поступки и действия.

Расскажите себе, какой вы глупый и неполноценный. Посмотрите глупо. Утрируйте выражение вашего лица, «посадив» на него глупость и неполноценность. Ведите себя глупо и абсурдно, просто двигаясь по ком нате.

Теперь измените свои ощущения на противоположные.

Взгляните на себя в зеркало и скажите себе прямо в лицо: «Я в порядке» (или что-то другое, ваше, но «из той же оперы»),

Произносите это громко каждый день в течение недели и про себя каждый раз, когда увидите свое отражение в зеркале или в оконном стекле. Проделывайте это, пока у вас не появится ощущение «Я в порядке».

Спросите себя: «Что меня убедило в том, что я был не в порядке?»

В течение двух дней замечайте все случаи, когда вы унижаете самих себя. Затем, в течение двух последующих дней, прерывайтесь всякий раз, когда вы начнете унижать себя. Также наотрез откажитесь принимать унижения от других.

Составьте список всех тем и областей, в которых вы компетентны. Не пренебрегайте любыми моментами своей жизни, в которых вы полноценно реализуетесь.

Начните собирать «золотые» ярлыки и вручайте себе «золотой» ярлык каждый раз, как вы исполните что-нибудь уверенно. То есть, как минимум, обязательно говорите себе: «Я сделал это хорошо». И как-то хвалите и поощряйте себя.

Беспомощность

Начните это упражнение с того, что сосредоточьтесь на осознании нашего реального психологического возраста (а он может не соответствовать физическому).

Посмотрите на себя в зеркало в полный рост. Проверьте, как вы выглядите в фас, в профиль, со спины.

Далее продолжайте изучение себя, постепенно спускаясь от макушки к ступням.

Осуществите подробный осмотр лица. Рассмотрите свою кожу, черты лица, волосы и т. п., какие они есть на самом деле.

Соответствует ли ваше представление о себе тому, как вы выглядите на самом деле? Заметили ли вы что-нибудь, что вы не замечали в себе ранее? Это вызвало у вас улыбку или заставило вас нахмуриться?

Вы ощущаете себя ребенком или понимаете, что вы взрослый мужчина/женщина?

Теперь определите, в каких областях своей деятельности вы излишне зависимы или беспомощны.

С деньгами? В принятии решений? В выборе одежды? В чем?

С кем вы чувствуете себя беспомощным? С кем — знающим? В чем состоит отличие?

Какие преимущества вы получаете от того, что ведете себя беспомощно? Это позволяет вам манипу- лировать кем-нибудь? Или это «избавляет» вас от чего-нибудь?

Если вы чрезмерно зависите от поддержки окружающих, вообразите обратное.

Представьте себе ситуацию, в которой другие зависят от вас. Представляйте это, как минимум, несколько раз в неделю.

Когда вы почувствуете себя готовым перейти к действию, начните постепенно делать то, что вы себе представляли.

Затем попытайтесь расширить область своей компетенции. Попробуйте «примерить» и испытать новые действия добровольно участвовать в решении каких-то общественных проблем, планировать и осуществлять путешествия, принимать решения, которые давно того требуют и делать что-нибудь для себя — то, что вы обычно позволяли делать за вас другим.

Безупречность

Если вы чрезмерно озабочены качеством вашей работы, машины, одежды, дома и т. д. (каковое: не соответствует), выполните упражнения, в которых вы будете утрировать свою навязчивую идею совершенствования.

Например, если вы стараетесь держать все в совершенном порядке, преувеличьте ваши действия, поднимая пыль, возбужденно перекладывая с места на место вещи и якобы пытаясь навести порядок. Доведите это до абсурда (но так, чтобы потом все-таки можно было прибрать).

Теперь, после демонстрации симптомов вашей безупречности, выразите их словами: «Посмотрите, какой я безупречный. Я восхищаюсь собой, потому что я безупречный. Я могу управлять людьми потому, что я безупречный человек. Никто не может упрекнуть меня, такой я безупречный». Опять-таки доведите ваши словеса до абсурда.

Когда вы почувствуете, что вами снова движет ваша идея совершенствования, повторите это упражнение, утрируя свое поведение и свои оценки. И рассмотрите следующие вопросы:

В какой старой записи моей памяти говорится, что я должен быть безупречным?

Мне это кто-то сказал или я сам об этом узнал?

Каких чувств я избегаю, стараясь быть безупречным?

Как влияет моя идея совершенствования на то, как я использую свое время и свою жизнь?

Что действительно важно делать безупречно? А что не так уж и важно?


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.05 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты