КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И способы ее стимулированияСтр 1 из 5Следующая ⇒ 1.1. Определение понятия творчества
Проблема творчества – одна из вечных. Возникнув в условиях античности, она исследуется до настоящих дней, но остается много не решенных вопросов, ибо однозначных ответов на них нет. В разные эпохи смысл творчества трактовался по-разному. Большинство философов и Запада, и Востока в той или иной мере исследовали эту интереснейшую и сложнейшую проблему. Платон и Аристотель, Кант и Гегель, Бердяев и Соловьев. Поиском ответа на вопрос о том, что такое творчество очень интенсивно занимаются психологи – от Фрейда и Юнга, до современных психологических школ. Проблема творчества также всерьез интересует и нейрофизиологов, исследующих процессы работы мозга и пытающиеся объяснить способность мозга к созданию нового. И конечно, творчество интересует всех представителей эзотерических ненаучных или околонаучных школ и течений. Не говоря уже о самих творческих людях. Иными словами, проблема творчества интересует очень многих. Забегая вперед, можно сказать, что такой тщательный поиск обусловлен т.н. «феноменом поиска волшебной таблетки», поиском замечательного и легкого способа придумывать гениальные идеи и создавать эпохальные произведения искусства и тем самым достигать так желаемых многими богатства и славы. В этом подразделе данной работы мы постараемся синтезировать множество определений творчества, изложенных в работах известных исследователей этого вопроса. Начнем с того, что творчество в различных ситуациях понимается как активность, деятельность, вид деятельности, тип деятельности, процесс, форма и многое другое. Различные стороны, аспекты, оттенки выражаются в понятиях: «творческое начало», «творческое мышление», «творческие способности», «творческий потенциал», «творческий поиск», «творческая личность» и т.д. Одна из наиболее характерных точек зрения в 70–80-е гг. XX в. – «творчество – это процесс создания, производства новых материальных и духовных ценностей».[1] В этом определении ключевое слово – «новых». Большая советская энциклопедия дает схожее понятие. «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью».[2]В некоторых работах выделялась такая черта, как «прогрессивность», она характеризовалась как наиболее существенная сторона творчества – создание «более прогрессивного, которое возникает как развитие, приращение, обновление предшествующего». Отдельные авторы не соглашались с такими характеристиками творчества, не считали социальную значимость и прогрессивность - необходимыми признаками. Например, Р.Д. Кондратенко считал, что «творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве, преступлении. В защиту этой точки зрения хотелось бы привести известный в массовой культуре образ творца и комбинатора Остапа Бендера, являющегося блестящим творцом не самых справедливых афер. К слову, данный литературный персонаж подходит под все без исключения критерии присущие творческой личности из классификации Г.С. Альтшуллера[3]. Некоторые исследователи выделяют творчество в узком и широком смыслах. Например, болгарский ученый Г. Гигринов считал, что в широком смысле – творчество – это повседневный процесс исследования человеком окружающего мира, а в узком – процесс «первооткрывательства» и «изобретательства», присущих научному творчеству[4]. Похожие идеи относительно смыслов можно встретить в работах А. Маслоу. Подводя итоги определениям представителей традиционных философских школ, выдели квинтэссенцию определения творчества, учитывающую все точки зрения и сформулированную О.В. Афанасьевой: «Творчество – это целенаправленная теоретическая и практическая деятельность людей, которая приводит к созданию новых, неизвестных ранее идей, теорий, гипотез, методов, новой техники, технологий, новых произведений искусства, литературы и т.д.», но добавляет: «которые способствуют самосовершенствованию личности и развитию общества».[5] Очень интересно отношение к творчеству современных психологических школ. Изучив работы многих известных психологов можно сделать вывод, что феномен творчества они связывают с чем угодно, кроме мистики и стараются найти причины объяснение смысла и природы творчества в бессознательном человека, в его убеждениях и страхах, в стрессах, которыми сопровождается жизнь творческих людей, в попытке «компенсации» некоторых несостоявшихся сторон личностного развития гипертрофированным развитием «творческой» составляющей. Такой подход также имеет право на существование, поскольку из множества противоречивых взглядов может родиться относительно четкое видение ситуации. С очень интересным определением творчества пришлось столкнуться, изучая труды классика экзистенциально-гуманистической психологии Р. Мэя: «процесс творчества необходимо рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как проявление самореализации нормальных людей».[6] Творческий акт Р. Мэй считал встречей - Встречей творческого человека с миром. На понятии встречи он основывает разграничение между талантом и творчеством. «Талант может быть отнесен к явлениям психофизиологическим и, рассматриваться, как нечто, «данное» человеку. Человек может обладать талантом независимо от того, использует он его или нет; талант как таковой, вероятно, может быть дан и «никчемному» человеку. Однако творчество проявляется только в деятельности». То есть творчество без встречи истинным быть не может. Попытки создания произведения искусства без встречи Мэй называет «невротическим искусством». И подчеркнул, что границу между «невротическим» и «здоровым» творчеством объективно провести нельзя. Наличие в творческом акте феномена «встречи», как обязательной составляющей любого истинного творчества. Р. Мэй также делил творчество на два вида, истинное и ложное. Ложным творчеством он называл творчество без «встречи», такое как копирование и действия по шаблону. Истинное же творчество в его представлении характеризовалось наличием «встречи», озарения, инсайда, только при наличии которого, могло родиться что-то новое. Изучение феномена «озарения» и его роли в творческом процессе также занималась Наталья Бехтерева — нейрофизиолог с мировым именем, академик, почетный член десятков научных обществ, руководитель Института мозга человека в Санкт-Петербурге. Вот выдержки из ее работ. «Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения — это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. Как правило, это происходит на ровном эмоциональном фоне: не слишком большая радость или печаль, но и не полное спокойствие. Какой-то оптимальный «уровень активного бодрствования». Дважды в жизни формулы теорий, которые затем оказывались очень жизнеспособны, приходили ко мне именно таким образом. Это т.н. феномен озарения. О нем знают все, кто занят творчеством. И не только творчеством: эта еще мало изученная способность мозга часто играет решающую роль в любом деле. В новелле Стейнбека «Жемчужина» ловцы жемчуга говорят: для того чтобы найти крупный и чистый жемчуг, требуется особое состояние духа, сравнимое с творческим. На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступила извне — из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и «озарился». Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне».[7] Так чем же является творчество? Только ли это создание новых материальных или духовных ценностей? Или это акт встречи сознания человека через бессознательное с коллективным бессознательным, с ноосферой в современном понимании этого термина. Или результат работы мозга человека. Постараемся определить все эти подходы в единое, наиболее всеобъемлющее определение творчества. Творчество – это процесс создания новых, относительно новых или уже существующих идей, материальных или духовных ценностей, посредством инструментов доступных человеческому сознанию, степень оригинальности и гениальности которых характеризуется уровнем новизны, являющейся следствием сочетания интенсивности «встречи» с умением пользоваться инструментами производства материальных, духовных или иных ценностей (талантом). На протяжении всех этой работы, мы будем стараться раскрыть и расшифровать это определение.
1.2. Интенсивность озарений и новизны результата творческого акта, как результат сознательной деятельности человека.
В предыдущем разделе, в воспроизведенном нами определи понятия «творчества», мы упомянули термин «уровень новизны». Этот уровень является неким оценочным критерием, позволяющим нам оценить «творческую составляющую любого действия». Не будем подробно останавливаться на этом термине, поскольку он достаточно субъективен и не может послужить прочной теоретической опорой в наших исследованиях. Если вкратце, то чем больше новизны и оригинальности в результате чьей-либо творческой деятельности, то тем выше уровень новизны. Примитивное копирование существующих материальных и духовных ценностей характеризуется самым низким уровнем новизны, а воспроизведение объектов и предметов, не существовавших ранее в объективной реальности, характеризуется высшим уровнем новизны. Более подробную информацию по этой теме можно найти в приложении 1. Нас в этой работе больше интересует причина появления этой новизны, интересует то, что дает толчок появлению чего-то абсолютно или относительно нового. И т.н. уровень новизны целиком и полностью зависит от уровня интенсивности этого «толчка», или если говорить более привычными терминами – «озарения». Это мы и будем исследовать в данном и последующих разделах теоретической части этой работы. К слову, если взглянуть на проблему исследования интенсивности творческих озарений под углом коммерческой прибыльности, то станет ясно, что задачи подобного рода - составить утвержденную официальной наукой инструкцию по развитию своего творческого потенциала, используя все современные наработки в этой области – это как минимум самостоятельный дипломный проект, а как максимум часть плана по захвату мира. Но если серьезно, попытки исследовать, что же именно влияет на интенсивность озарений и «встреч с объективной реальностью» ведутся уже достаточно давно. Пока официальная наука, посредством философии, пытается прийти к какому-то единому определению творчества[8], психологи[9], исследования ученых в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)[10], представители различных школ, использующих трансцендентные методы познания, исследователи деятельности мозга предлагают нам следующие подходы к объяснению феномена «встречи» и творческого озарения: · Исследователи института мозга человека предлагают объяснение, что возникновение озарений – это результат получения новой информации правым полушария мозга и последующей обработки этой информации левым полушарием. И чем больше у человека развито воображение, чем лучше функционирует правое полушарие, тем интенсивнее будут открытия и озарения. Ключ к успеху по их словам – это тренировка образного мышления и умения обрабатывать образную информацию из абстрактной и всеобъемлющей - в понятную и линейную. · Исследователи в области ТРИЗ, разбирающие результаты работ Альтшуллера, считают, что во главе угла стоит «воображение человека» и чем более нестереотипно мыслит человек, тем ярче и оригинальней будут его способы решения различных изобретательских задач. Представители этого направления советуют решать различные творческие задачи, чтобы приучать мозг человека искать повсюду нестандартные решения и учится направлять свое внимание в области, где решения задач кажутся невероятными, чтобы посредством этого находить необычные и грамотные решения. · Представители различных психологических школ склонны к убеждениям, что интенсивность встречи зависит от работы подсознания человека. В их представлении, подсознание может обрабатывать огромные объемы информации и в обход сознания приходить к каким то решениям и оригинальным идеям, а потом «выталкивать» эти идеи на сознательный план личности. В частности, ключ к успеху на этом уровне – умение давать подсознанию правильные указания и установки, а потом учиться слушать и слышать эту информацию, учится давать ей проход в область сознательного мышления. Можно провести аналогию с «погружением на более глубокие уровни личности» - человек может быть способен открываться для информации, поступающей из предсознания, которая тщательно фильтруется понятийным аппаратом сознания. А может открываться и для информации, идущей из более глубоких слоев личности, отключая сознательные фильтры и давая этой информации право на существование. · Существует также восточные подход к вопросу стимулирования творчеством, который вряд ли одобрит комиссия по Лженауке, но который составляет очень значимую часть общей картины в целом. В частности, это достаточно известные определения, такие как «тонкие тела человека», «душа», «аура» и т.д. Рассмотрим этот вопрос подробно, поскольку он представляет научную ценность в изучении вопроса исследования и стимулирования творчества в человеке.
В чем состоит этот подход. Различные интерпретации информации о тонких телах человека можно найти в работе А.Свияша "Как быть, когда все не так как хочется", в книге американской ясновидящей Барбары Бреннан “Руки света”. Найти первоисточник по данному вопросу представляется затруднительным. По-видимому, эта информация уходит своими корнями глубоко в восточную мифологию. Но попробуем применить эту информацию и посмотрим, дополнит ли она известные нам научные концепции или будет в корне им противоречить. Согласно общей концепции этой мифологии, модели, предложенные в восточных эзотерических школах, утверждают, что человек состоит из физического и еще шести (или семи, по разным данным) разных тонких тел, не видимых обычным зрением. В совокупности тонкие тела человека образуют его ауру. После специальных тренировок многие люди начинают видеть ауру во всем многообразии ее цветов. Кроме того, сегодня имеются специальные фотоаппараты, с помощью которых любой человек может сфотографировать свою ауру в цвете. Правда, фотоаппараты снимают сразу все тонкие тела человека, не делая различия между ними. Между тем эти различия очень важны. Каждое тонкое тело имеет свое название и выполняет определенную функцию: · Атмантическое тело – тело, отвечающее за нашу связь со вселенной (можно вместо термина вселенной использовать термин «ноосфера», но это будет не совсем правильно). Функция этого тела – связь с «абсолютом» и одновременно защита и разграничение между нашей личностью и вселенной. В восточных учениях оно представлено золотой оболочкой, в которую заключены все остальные тела человека. · Будхиальное тело - оно определяет задатки личности, ее склонности, таланты, дарования. Таким образом, таланты даны абсолютно каждой личности. Будхиальное тело сформировано случайным образом, но его энергетические параметры постоянны. · Третье тело человека – Каузальное - причинное, кармическое тело («causal» - причинный). Каузальное тело имеет переменную энергетическую характеристику, его параметры изменяются в зависимости от того, с какими энергиями взаимодействует личность, оно уже напрямую зависит от действий личности. Вибрационные параметры Каузального тела непостоянны, они измеряются суммой действий личности как во время воплощения на различных материальных (физических) планах (Ментальном, Астральном, Физическом), так и вне воплощения, в нематериальных. Три высших, нематериальных тела, которые мы описали, составляют единую, по убеждениям восточных мудрецов «Великую Триаду», «Высшее Я», Душу, основу личности. Душа может эволюционировать или деградировать за счет изменения суммы вибрации Каузального тела. Душа бессмертна и существует до окончания Вселенной. · Вступая в материальный мир, душа (три высших) тела облекается в ментальное тело, тело мысли. Мыслительный процесс происходит в Ментальном теле. Мозг всего лишь «биокомпьютер» - орган по «перевариванию» мыслей, осуществляющий связь Ментального и физического тел, его главная функция – управление физическим телом. Возвращаясь к предыдущей главе можно вспомнить, что подобную точку зрения на работу мозга высказывала Н. Бехтерева, руководитель института мозга человека. · Следующее материальное тело – Астральное, тело желаний, эмоций. Личность облекается в него, вступая в жизнь на Астральном плане. Астральная материя очень пластична и поэтому Астральное тело может быть выстроено усилием воли. Человек может, в определенной степени управлять своими эмоциями. Люди, обладающие, т.н., астральным «зрением», «видят», чувствуют, интуитивно ощущают подлинную сущность человека. · Эфирное тело является «энергетической матрицей» физического тела, которое строится на основе этой матрицы, эфирное тело всегда является совершенным, идеальным образцом и опережает в своем развитии физическое тело ребенка. Эфирное тело – это именно то, что отличает «живое» от «неживого». Эфирное тело имеют люди, животные, растения, микроорганизмы, кристаллы, все это – живые существа. Эфирное тело имеет лед, вода, сохранившая кристаллическую структуру тоже «живая», а «мертвая», некристаллическая вода, не имеет эфирного тела. · И конечно физическое тело – физический уровень, который находится у нас перед глазами, и который мы можем исследовать. Именно на этом уровне находятся наши мысли, к этому уровню обращены наши чувства и ощущения. И на этом уровне мы собираем результаты своей деятельности и с этого уровня мы можем влиять на другие тела человека. Вот, вкратце и вся теория этой концепции. Четвертое, ментальное тело является связующим звеном между душой и телом, как принято считать в учениях различных эзотерических школ. Что же находить выше самого «высшего тела», атмантического тела? Считается, что на уровне атмантического поля каждого человека находится его «предназначение». Понятие предназначения также часто связывают в различных школах с понятием «интереса», т.е. того, что определяет все поведение человека в мире. Раскрыть полную суть этих понятие в данной работе не представляется возможным ввиду двух причин: первая – это полное отсутствие в научных трудах различных ученых разработок по этой теме, а вторая – слишком большой объем философской информации, которая усложнит и затруднит понимание данной работы. Теперь, перечислив все подходы, в том числе антинаучные, можно найти в них общее: 1. Структура личности в психологии уходит в низ в неизвестные и недоступные сознанию структуры личности – измерить глубину и границы возможностей бессознательного, на сегодняшний день так и не получилось. В эзотерическом подходе идет поднятие снизу (с уровня сознания и физического тела) до уровня бесконечности и абсолюта наверху. 2. Озарения и идеи в психологическом подходе приходят из глубин бессознательного, а в эзотерическом подходе – из атмантического плана личности, т.е. из того верха, который проанализировать сознательным умом мы не в состоянии. 3. В психологических школах основной способ получения информации из подсознания – это переключение внимания, расслабление категориального аппарата сознания. В восточном подходе – это расслабление, доверие и приятие. По сути – одно и то же. 4. Наш категориальный аппарат находится в 4-м теле, ментальном. И от него зависит расшифровка идей, приходящий из более высоких планов личности. Исследования сотрудников института мозга человека также подтверждают, что идеи приходят извне и обрабатываются сознанием. Ввиду сложившейся ситуации, можно сделать следующий вывод, используя результаты исследований сторонников всех подходов. Интенсивность озарений можно увеличить, сознательно работая со своими сознательными и бессознательными структурами личности. Лучше всего для этого подходит эзотерический подход, наиболее детально описывающий структуру человека, включая и сознание и раскладывая на составляющие подсознание. Таким образом, убирая помехи на всех планах личности можно превратиться в некий генератор идей, открытий и озарений. Это серьезная и достаточно сложная работа, поскольку структура личности состоит из помех, как таковая, и одна из официально подтвержденных функций человеческого сознания и подсознания – это защита структуры личности от опасностей и сохранение существующей картины мира неизменной. В следующем подразделе, мы рассмотрим известные науке способы стимулирования творческой деятельности, принимая во внимание все аспекты данного раздела.
1.3. Способы и методы стимулирования творческой деятельности.
В этой главе мы постараемся привести в систему существующие наработки и различные упражнения по развитию творческого потенциала человека. Забегая вперед, можно сказать, что основное влияние на творческий процесс оказывает именно сознательный план личности. Поскольку именно те мысли и идеи, которые появляются на уровне сознания, доступны нам для изучения и обработки. Современная наука не может себе позволить заглядывать слишком далеко в те области, эмпирического подтверждения существования которых - не существует. Перед тем, как приступить к изучению различных приемов и способов стимулирования творчества и развития творческого потенциала, выделим сферу интереса, обозначим рамки, в формате которых мы будем предлагать вышеописанные способы. Как мы уже убедились из предыдущих глав, с уверенностью можно заявлять следующее. Существует наше сознание, в которое поступают различные оригинальные идеи, открытия, озарения и существует все, что находится за пределами этого сознания – та область, откуда идеи приходят. И наша основная цель в процессе стимулирования творчества – это усовершенствование работы фильтра, которое пропускает информацию из различных уровней бессознательного. Как настроить этот фильтр, как раскрутить вентиль креатива и как позволить самому себе заниматься творчеством? Попробуем разобраться в том, что же необходимо этого и как стимулировать в человеке творческий процесс. Об этом фильтре очень хорошо писал Р. Мэй, подробно исследовавший феномен озарений[11]. Он рассматривал в своих произведениях опыт Жюля Анри Пуанкаре, известного математика конца девятнадцатого, начала двадцатого столетия. В автобиографии Пуанкаре с удивительной точностью рассказывает, как приходило к нему озарение и как рождались новые теории. Приведем здесь некоторые, наиболее важные тезисы из этой биографии. По его мнению, озарение: a. приходит неожиданно; b. появляется иногда/всегда вопреки теориям, которых мы неукоснительно и сознательно придерживаемся; c. характеризуется остротой происходящего, а также обостренностью восприятия окружающей обстановки; d. характеризуется кратковременностью и концентрированностью опыта, сопровождающегося мгновенной уверенностью; e. характеризуется наличием тяжелой работой над разрешением проблемы перед наступлением «перелома»; f. характеризуется отдыхом, во время которого «бессознательная работа» имела возможность «действовать по собственному усмотрению», что и могло привести к «перелому»; g. характеризуется необходимостью чередования периодов работы и отдыха (при этом озарение часто приходит в момент перехода от одного периода к другому, или, по крайней мере, в перерыве между ними). Из этой автобиографии мы можем сделать несколько очень важных выводов о природе появления озарений. Например, математик утверждает, что открытия к нему приходили после длительной и тяжелой работы над решением какой-либо задачи, и приходили не в период работы, а в момент смены вида деятельности, в момент полного переключения с работы на отдых или на другую работу, никак не связанную с решением предыдущей задачи. Почему так происходит? Очевидно, работая долго и упорно над определенной проблемой, мы бессознательно формируем запрос на получение решения этой проблемы. Формируем посредством сильного эмоционального вовлечения. А наше бессознательное, более тонкие структуры сознания нашей личности ищут ответ и находят его. Но в силу постоянного контроля сознания и нахождения сознания в закрытости, ответ просто не может попасть на уровень сознания. Решение, озарение, открытия приходят позже, в момент расслабления, во сне, в период полного прекращения работы над проблемой, или иными словами, в момент сознательного прекращения контроля над решением той задачи. Таким образом, можно выделить 2 критерия, необходимых для прихода озарения: 1. Сильное эмоциональное вовлечение и погружение в работу, творческий процесс или решение какой-либо задачи. Степень вовлеченности характеризуется уровнем заинтересованности в выполняемой работе. 2. Снижение интенсивности сознательного контроля. По этому поводу можно сказать следующее. Если мы утверждаем, что для повышения вероятности появления творческого озарения необходимо снизить уровень сознательного контроля над ситуацией, давайте разберем препятствия и помехи, увеличивающие этот контроль. Первая и самая главная помеха для творчества – это чувство беспокойства, тревоги, страха. В состоянии стресса, наш мозг не способен снизить контроль над ситуацией, расслабится и доверится творческому процессу. Во время стресса, мышцы напряжены и в голове постоянно происходят мыслительные процессы, занимающие все ваше внимание. И прорваться какой либо информации из бессознательных структур личности крайне сложно. Чем может быть вызван страх и беспокойство? Это могут быть различные опасения по поводу нехватки еды, воды и отсутствия жилья. Любые сильные эмоциональные переживания, связанные со страхом потери (близкого человека, работы, денег, крыши над головой) также являются причиной «творческих помех». Если есть угроза для жизни или выживания – творчество, в нашем понимании этого термина, невозможно. Особо следует разобрать любые страхи, связанные с деньгами. Дело в том, что на бессознательном уровне мы привязали деньги ко всем аспектам выживания в современном мире. Без денег нам нечего будет кушать, негде жить и мы перестанем быть нужными нашим друзьям и т.д. Подобного рода страхи знакомы каждому из нас. Человек никогда не станет заниматься творчеством, рисовать днями напролет картины, создавать великие проекты, творить, если есть опасность остаться без денег. И если у человека много времени занимает неинтересная ему работа – настоящего творчества в его жизни будет очень мало. Как можно устранить эту помеху, связанную со страхом остаться без денег? Первый вариант – обеспечить себе постоянный приток денег из разных, не требующих вашего постоянного внимания источников. В теории инвестирования это называется «пассивный доход», когда человек живет на проценты от своих сбережений и на прибыль бизнесов, которыми он владеет. Кстати, тут можно вспомнить опыт древних греков, у которых официально существовали меценатские стипендии творческим людям, составлявшие уровень среднего заработка обычных горожан. Стипендии начислялись независимо от сделанной работы, просто так, для того чтобы у человека была возможность творить. Именно с появлением подобного меценатства историки связывают начало небывалого роста уровня культуры и науки в стране в то время. Почему бы нам не использовать их опыт? Второй интересный вариант устранения данной помехи и беспокойства – это внушение самому себе, что творчество является лучшим источником для получения дохода. Создать для нашего бессознательного готовую конструкцию, в которой «творчество = выживание». Это процесс небыстрый и лучший способ это сделать – начать зарабатывать творчеством, начать делать то что интересно (поскольку творчество без интереса, как мы выяснили, невозможно) и пытаться этим заработать себе дополнительный доход. Следующей серьезной помехой для высвобождения нашего внимания и ослабления сознательного контроля является чувство утомленности и усталости, чувство грусти и подавленности, эмоциональная переутомленность и все, что препятствует появлению интереса. Это же относится и к первому пункту об эмоциональной вовлеченности. Будучи в состоянии утомления мы неспособны к тяжелой работе и проявлению какого-либо интереса. Разобравшись с помехами на этом уровне, можно пойти дальше в исследовании творческого процесса и выделить третий критерий, характеризующий появление озарений и открытий и открывающий нам информацию о том, как творчество можно стимулировать.
Давайте разберем понятие гениальности. Какие картины мы называем гениальными, какой бизнес можно считать гениальным, какие мы можем вспомнить примеры гениальных решений? Что такое гениальность и из чего она складывается? Можно, условно говоря, выделить 2 составляющие любой гениальности: · Наличие таланта. Под талантом мы понимаем уровень владения средствами производства материальных и духовных ценностей. Синоним слова «талантливый» - слово «профессиональный». Этим словом мы называем человека, умеющего выполнять свою функцию на очень высоком уровне. Пилот профессионален, потому что он владеет знаниями об устройстве самолета, умеет летать на этом самолете, знает всю необходимо теорию, и довел процесс вождения до уровня бессознательной компетенции. Художник, прежде чем создавать гениальные картины очень долго изучает техники работы с краской, дизайнеры долго изучают и достигают совершенства в использовании графических редакторов и т.д. Примеры можно проводить бесконечно. · Озарение, инсайд, создание чего-то нового, не существовавшего ранее. Если бы Леонардо да Винчи просто блестяще копировал чужие произведения искусства, он бы никогда не был признан гениальным художником[12]. Любая гениальная вещь – это вещь, первая в своем роде, не имеющая аналогов на момент создания и потрясающая мощью идеи, лежащей в основании создания этой вещи. Эти критерии гениальности, на самом деле очень сильно связаны между собой. Тут нам придется снова обратиться к автобиографии математика Пуанкаре, в которой он очень точно описал третий обязательный критерий, необходимый для созданий чего-то нового, обязательный для появления озарений: «Комбинация, которая является единственно пригодной (и которая возникает из бессознательного), оказывается, как правило, и самой красивой. Я имею в виду те, что наилучшим образом воздействуют на особого рода восприятие, которое свойственно всем математикам, но о котором не имеют ни малейшего понятия непосвященные.… Из огромного количества комбинаций, слепо создаваемых бессознательным «Я», почти все неинтересны и бесполезны, и именно по этой причине не воздействуют на эстетическое восприятие. Сознание никогда о них не узнает; только некоторым из них свойственна гармония, а то, что за ним следует, сразу становится полезным и прекрасным. Именно они в состоянии разбудить особую восприимчивость математиков, о которой я только что упоминал и которая направляет на них наше внимание, давая им тем самым возможность превращения в сознательные идеи». Постараемся немного развить эту мысль Пуанкаре. Что он понимал под эстетическим фильтром? Попробуем разобрать этот эстетический фильтр на составляющие. Самым главным фактором в данном случае будет реальность осознания идеи тем, кому она приходит. Иными словами – к нам никогда не будут приходить идеи из области того, чего мы не понимаем, что не можем облечь в стройную концепцию и вписать в свою картину мира, как бы интересно нам ни было при этом, и как бы расслаблен не был наш ум. До сознания доходят именно те идеи, которые мы можем обработать логически, последовательно, которым мы можем придать жизнь. Иными словами – если я эксперт в области финансов и экономики я, с гораздо большим процентом вероятности, придумаю идею, как увеличить ВВП в 2 раза за десять лет, нежели это сделает человек, в экономике не разбирающийся. Исследователи, изучающие выдающихся художников XIX века, выявили самый главный страх, который преследовал их на протяжении всей жизни – страх, что они не смогут запечатлеть тот прекрасный образ, который пришел к ним в процессе работы. Тоже самое происходит в области психотерапии. Психотерапевт, общаясь с человеком, может выделить у него какие то отклонения и придумать способы их устранения, только если он разбирается в психологии. Иначе он просто не увидит что людям, пришедшим на прием нужно больше, а что меньше. Следующим, что влияет на то, какая именно идея придет человеку в голову, какой характер будет носить озарение, будут вышеупомянутые убеждения о том, что является «красивым» решением. Формирование эстетического восприятия – это крайне сложная тема. В этом восприятии переплетаются ценности человека, его жизненные установки, его кругозор, его кумиры и образцы для подражания, его жизненные стратегии, которыми он живет и которыми он хочет жить и его нормы морали. Если человек воспитан так, чтобы заботиться о других людях, то идеи о том, как сделать жизнь общества проще ему будут приходить гораздо чаще, чем идеи обогатиться, изящно отняв что-то у другого. Если человек восхищается творчеством какого-либо поэта, рифмы для стихов, которые он пишет и образы, которые он использует, будут приходить такие же, как были в работах поэта. Очень часто, люди, начинающие увлекаться поэзией, с ужасом замечают в своих стихах целые фразы из произведений их кумиров и образцов для подражания. Собственно, овладение инструментарием нужно лишь постольку поскольку оно ведет расширению эстетического восприятия данной сферы деятельности и дает возможность воспроизвести в дальнейшем ту идею, которая появилась на уровне сознания. Таким образом, подводя итоги этой главы, мы с уверенностью можем выделить 3 критерия, необходимых для прихода озарения: 1. сильное эмоциональное вовлечение, интерес к выполняемой работе; 2. снижение интенсивности сознательного контроля; 3. соответствие внутреннему эстетическому фильтру и убеждениям о способностях. На основании этих критерием можно выделить несколько способов стимулирования творческого процесса в человеке. Вот некоторые из них: · Вовлечь человека в решение творческой задачи. Вовлечь, создав условия для удовлетворения определенных потребностей, от самых грубых, физиологических, до духовных и эстетических. Необходимо наличие интереса, только за этим интересом может последовать творчество. Можно найти мотивацию вне выполняемой деятельности, например, пообещав хорошую премию за творческое решение поставленной задачи, либо, можно сделать творческую деятельность самоцелью, превратив ее в игру и предоставив шанс человеку прожить в игре те роли, которые бы он хотел прожить в реальном мире. И найдя творческое решение задачи в игре, он бы удовлетворил свое бессознательное желание играть определенные роли. На этой стадии – очень важно, чтобы у человека появился интерес к выполнению данного задания. Если появится интерес, человек сможет и овладеть инструментами если это крайне необходимо, и, конечно, придумать способ решения данной задачи используя инструменты, которыми он владеет, без затрат и долгого обучения новому. · Научить человека расслабляться, слушать внутренний голос, снимать все внутренние противоречия и достигать внутренней тишины и спокойствия. Отличный вариант – обучение методикам саморасслабления, медитации или хотя бы качественного переключения внимания. Кстати, на бессознательном уровне, поход «покурить» является очень качественным способом полного переключения внимания, возможно именно поэтому курение становится так притягательно для творческих людей. Особо в этом разделе стоит поговорить о различных способах расслабления «извне» на примере влияния употребления наркотиков или спиртных напитков на продуктивность творческого процесса.[13] Действительно, при употреблении наркотических препаратов, или иных препаратов изменяющих сознание, на некоторых стадиях применения наблюдается расслабление внутреннего категориального аппарата, ослабление контроля сознания за окружающей обстановкой. И очень многие творческие люди знали об этой особенности таких препаратов и использовали это в своих целях, чтобы черпать идеи для своих проектов, находясь в наркотическом дурмане. В этом подходе, как ни печально есть доля истины. Если сознательно использовать это расслабление в творческом процессе – можно достичь очень хороших результатов, озарения будут приходить часто. Проблема в другом – чтобы идеи воплощались, нужна воля и чистый ясный ум. Наркотические препараты характеризуются тем, что воли лишают напрочь, о чистом уме и говорить не приходится. Единственное что может сделать творческий человек в состоянии наркотического опьянения – это записать свое озарение в блокнот, чтобы потом, если оно оказалось стоящим – воплощать его в жизнь в ясном сознании. Но у наркотических препаратов есть очень большой минус – они разрушают внутреннюю структуру личности, разрушают понятийный аппарата и человек в буквальном смысле «сгорает», через год-два использования такого «творческого допинга». То, же, но в меньшей степени касается алкоголя и сигарет. Эффект может быть и есть, но организм, мозг и гены разрушаются. Стоит ли наше творчество таких жертв? К счастью, в современном мире придумано так много способов расслабления и полного переключения внимания, что прибегать к помощи таких препаратов кажется бессмысленным и неактуальным. То, ради чего нужно было употреблять наркотики еще сто лет назад - в наше время, легко достигается простым сознательным усилием воли. · Расширение внутреннего представления человека о красоте, морали, правильности того или иного явления. Собственно – это задача Высшего образования и других социальных институтов, поднимающих человека на другой уровень культуры и ценностей. Если задача – развить творчество художников, следует больше водить их по музеям, знакомить с различными произведениями искусства, всячески расширять их эстетическое восприятие окружающей действительности. Тут необходимо очень тонкое и изящное воздействие на уровне ценностей и картины мира человека. Если в системе ценностей работника находится «служение» фирме, в которой он работает, то идеи по улучшению деятельности этой фирмы к нему будут приходить гораздо чаще, чем к остальным сотрудникам. Вышеупомянутое называется рационализаторской деятельностью, об этом подробней будет в следующей главе. · И последнее – если вы хотите чтобы результаты творческого озарения человека были больше, то мало увеличивать интенсивность озарений. Необходимо еще наделить человека инструментарием для воплощения этих идей, родившихся в озарениях. Тогда стимулирование творческой деятельности будет оправдано, и будет носить системный характер. И будет полезно тому, кто осуществляет непосредственно это стимулирование. Также нелишними будут упражнения по развитию интуиции, воображения, образного мышления и логики рассуждений, чтобы сделать процесс обработки идеи сознанием более быстрым и предметным.
В этой главе мы определили суть понятия творчества, что оно из себя представляет и пришли к единому определению, что творчество - это процесс создания новых, относительно новых или уже существующих идей, материальных или духовных ценностей, посредством инструментов доступных человеческому сознанию, степень оригинальности и гениальности которых характеризуется уровнем новизны, являющейся следствием сочетания интенсивности «встречи» с умением пользоваться инструментами производства материальных, духовных или иных ценностей (талантом). Также мы определились с понятием «уровень новизны» и составили классификацию оригинальности творческого решения, чтобы иметь критерии оценки творчества в самом общем виде. После этого мы тщательно разобрались с феноменом «встречи» и составили несколько рекомендаций для разработки методов стимулирования творческой деятельности человека. В следующей главе мы рассмотрим, как влияет внедрение творческого мышления на корпоративном уровне, и проанализируем эффективность первых подобных экспериментов, рассмотрим феномен коллективного творчества и разберем различные способы стимулирования уже коллективных творческих усилий. Также, по результатам анализа, проведенного во второй главе, мы рассмотрим коммерческую выгоду от внедрения творческого мышления на уровне всей организации.
|