КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивационный профильРисунок №1
Как и ожидалось, наибольшее влияние на рационализаторскую и творческую активность оказывают материальные, информационные и моральные факторы. В целом, система рационализаторской деятельности на ФГУП УЭМЗ находится в развитии. Мероприятия, реализованные в настоящее время, позволили ежегодно увеличивать количество поданных рацпредложений в среднем более чем на 50%. Годовой экономический эффект от их внедрения превысил 1 млн. рублей. А создаваемая на заводе система управления творческой активностью и рационализаторской деятельностью является по ряду параметров одной из лучших в России и позволяет реально и значимо повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.
2.4 Использование новейших методов организации творческого процесса в рабочем коллективе
Достижения отдела отделу ИИС, в лице начальника Чайкова М.Ю. на ФГУП УЭМЗ, безусловно, заслуживает высочайших похвал. Пока в стране неуверенно или с апломбом говорят про инновационный менеджмент, один отдельно взятый завод, опираясь на наследство советской эпохи, разработал и внедрил отличную высокоэффективную систему инновационного управления бизнес-организацией. Однако даже методы, используемые специалистами по увеличению рационализаторской активности, в условиях современной реальности выглядят немного нелепо и по-детски наивно. На сегодняшний день существуют методики работы не только с бытовой рационализаторской деятельностью внутри организации, но и методики стимулирования изобретательской активности, методики коллективного творчества, использующего эффект синергии. Нам наиболее интересно последнее, как наиболее мощное, результативное и по уровню новизны близкое к четвертому уровню, уровню создания принципиально новых и не имеющих аналогов достижений и изобретений. В этом разделе мы рассмотрим методику коллективного творчества, разберем плюсы и минусы и выявим наиболее сильные и слабые стороны. Предметом изучения этой главы можно назвать «Метод Cинектики»[17]. Это наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Если выразить суть максимально кратко – это продвинутый уровень мозгового штурма. Согласно определению, мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Особенностью работы синектической группы является ее эмоциональная сплоченность. Как правило, профессиональные синектические группы проходят полноценное командообразование, и их деятельность постоянно координируется опытным психотерапевтом, тренером или просто грамотным организатором, знакомым со всеми приемами этого метода. Давайте разберемся, как происходит процесс синектического штурма. Начинается все с того, что собирается группа людей из 10-15 человек, пьет чай, тепло общается, выполняет различные психологические упражнения на сплочение и командообразование. Потом ведущий озвучивает проблему или задачу, стоящую перед участниками группы. Задача носит изобретательский характер, чтобы ее решить нужно раздвинуть рамки познания и создать что-то принципиально новое. После того, как задание озвучено, берется один из психологических инструментов стимулирования творчества, построенный на 3-х китах (3-х необходимых для прихода озарения условий из первой главы данной работы) – вовлечении в работу, возбуждение интереса участников, затем ослабление сознательного контроля над решением задачи путем использования различных, несвязанных с решением задачи аналогий. Например, для создания способа покраски мебели один из участников процесса может ассоциировать себя с мебелью, вживаясь в образ и представлять, что его красят разными способами, а другие участники будут предлагать, интересовать его мнением и т.д., но кажущиеся на первый взгляд бредовыми, действия, существенно снижают инерцию мышления, а это именно тот эффект, которого мы добиваемся. В группе находится от 10 до 15 человек, а значит эстетический фильтр каждого участника хоть немного, но пропускает информацию из бессознательного, а в совокупность получается достаточно много интересных вариантов решения творческой задачи, а один из вариантов может быть будет использован. К тому же, особое эмоциональное состояние участников группы заразительно и приток идей в таком пространстве происходит легче, поскольку убирается много помех. К тому же, в данной ситуации можно наблюдать удивительный синергетический эффект, выражающийся в том, что мысли одних людей находят отражение в картине мира других людей, давая жизнь новым идеям, как искры, попадающие на сухую бумагу, дающие жизнь яркому огню. [18] Автор данной работы состоял лично в одной синектической группе и эмпирическим путем выявил механизмы ее работы и провел небольшой SWOT-анализ эффективности работы данного метода для целей стимулирования творческого процесса. Результаты SWOT-анализа можно представить в виде следующих выводов: · Участники синектических штурмов, по какой то одной теме, должны быть одновременно специалистами в этой области и иметь очень широкий кругозор. Наилучший вариант сбивки группы – группа из нескольких узких специалистов в одной области, нескольких в другой, нескольких специалистов в области маркетинга, юриспруденции, и нескольких ярких и позитивных людей, возможно не специалистов вообще, но плодотворно влияющих на общее эмоциональное состояние. · Происходящие штурмы должны фиксировать на видео, чтобы потом имелась возможность извлечь идеи, высказанные кем-то в разгаре творческого спора. · В команде должен быть организатор, следящий за эмоциональным фоном и хронометражем, управляющий творческим хаосом и создающий почву для создания идей · Команда должна быть сбита, и внутри команды не должно быть разногласий по поводу вознаграждения. В противном случае, возможны ссоры, непонимание и плохой эмоциональный фон. Нужна справедливая система поощрений за участие в синектических штурмах. Таким образом, вспоминая примеры с «творческим клубом» УЭМЗ, можно сделать вывод, что в клубе состояла практически сбитая команда по синектике, однако потенциал ее не был использован, поскольку клуб оставался местом «приятного времяпрепровождения». Используя технологии организации синектических штурмов, предприятие могло бы выйти на гораздо более высокие уровни прибыли. И это дает нам основание для материала, изложенного в следующем разделе данной работы.
2.5 Введение в CP-management
Забегая вперед, следует отметить, что данный термин был впервые придуман и воспроизведен автором данной работы, он не имеет никакого четкого описания, предмет и объект нигде в работе четко не отражены, была предпринята лишь попытка донести смысл данного термина до читателей этой работы. Задача автора работы – сделать так чтобы этот термин и эту науку признала мировая общественность. Изучив материал, изложенный выше, можно сделать вывод, что CP-менеджмент – это совокупность методов, приемов и способов управления творческой энергией и творческим потенциалом человека. Но этот вид управления кардинально отличается от всех других разновидностей менеджмента. Отличается он в первую очередь тем, что для человека такое управление в радость. Не секрет, что человек испытывает в моменты творческого озарения радость, удовольствие, гордость и целую гамму положительных эмоций.[19] А все мы являемся зависимыми от эмоций, наш мозг устроен так, чтобы воспроизводить именно те эмоции, которые есть в нашей жизни. Если человек постоянно систематически чему-то радуется, то человеческий мозг снова будет создавать условия возникновения новой радости, если грустит – новой грусти. Мозг – это великий стабилизатор[20], создающий для нас гарантии завтрашнего дня. Попробовав радость творчества, один, другой, третий раз, это войдет у человека в привычку, он будет испытывать радость от осознания своей причастности и своей полезности для компании, будет снова и снова генерировать рацпредложения, открытия, идеи, станет для организации неиссякаемым источником инноваций, идущих снизу. Руководителю, CP-менеджеру необходимо только создать условия для возникновения свободного творчества в организации, создать грамотную мотивацию и работник начнет создавать потрясающие по своей простоте решения (поскольку ему снизу виднее, что в бизнес-процессе работает не так), работодателю останется только подсчитывать прибыль организовывать поощрения таким «золотым работникам». К тому же работник начинает испытывать благодарность к своему работодателю и модель антагонистических отношений «работник-работодатель» сходит на нет, давая место «команде». Существуют, конечно, минусы развития и интенсификации творческой активности в рабочем коллективе. Люди, несколько раз получившие удовольствие от творческой работы, предпочитают такую работу рутинному выполнению каких то мелких бытовых поручений, не требующих использования творческого потенциала.[21] Но эта проблема легко решается передачей монотонных и нетворческих обязанностей на качественный аутсорсинг, высвобождая ресурсы, бесценные творческие единицы. Благо, современное общество находится в состоянии непрерывного поиска механизмов автоматизации бизнес-процессов и успешно их находит. Грамотному руководителю остается только воспользоваться этими инструментами, механизмами, технологиями, добавив в повседневную работу каждого сотрудника элементы творчества «по науке», организуя на предприятии благоприятный климат для изобретательства и рационализаторства по примеру завода УЭМЗ г. Екатеринбурга. Организовав «творческую подсадку» рабочего коллектива на изобретательство и рационализаторство, работодатель получит преданный и надежный коллектив, любящий свою работу, знакомый не понаслышке с миссией и стратегией компании, дающий хорошую материальную отдачу и самостоятельно способного решать сложные творческие задачи. Остается только создавать условия для творчества и наращивать объемы прибыли, выходя на первые позиции в отрасли, создавая новые рыночные ниши, двигая общество по пути прогресса и процветания.
Заключение На сегодняшний день, сложилась ситуация, когда от того, насколько гибким будет предприятие в период нестабильности в экономике, настолько больше у него будет шансов пережить все экономические и внутренние коллапсы. Мы живем в очень непростое с точки зрения экономики время. Недалек тот день, когда вся мировая финансовая система, построенная на долларе США и на кредитных мульти-деньгах, рухнет, и в наследство нам достанется очень непростое время становления новой экономики. И от того, насколько предприятие способно меняться, от того, насколько велик совокупный творческий потенциал организации будет зависеть ее дальнейшая судьба. Что же касается обычных людей, то всем нам нужно учиться грамотно использовать тот практически безграничный творческий потенциал, доступ к которому сейчас имеют лишь единицы. Именно в творчестве, в раздвигании рамок рационального находится спасение человечества в целом, именно нестандартные решения смогут вытянуть нас из воронки, в которую катится вся наша цивилизация. Возможно, в перспективе, мы столкнемся с такими ситуациями, что придется использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы сохранить наш вид, чтобы выжить. Или – в ином случае, если все будет хорошо, добавив к нашему и так совершенному внутреннему компьютеру творческое мышление, мы, с помощью этого компьютера создадим на земле идеальное общество и положим конец системе, построенной социальном расслоении и эксплуатации. Как бы утопично это не звучало. В данной работе мы провели исследования в области стимулирования творческого процесса и выявили различные методы и способы активизации творчества, индивидуального или коллективного, разобрались с понятием «творчество», выявили критерии оценки творчества, подробно и детально изучили феномен «встречи», ответили на вопрос о влиянии разных факторов на интенсивность и новизну «встречи», на основании проведенных исследований, сформулировали несколько способов стимулирования творческого процесса в человеке. Также, в данной работе мы рассмотрели вопросы практики внедрения стимулирующих процессов творческой деятельности в рабочем коллективе, рассмотрели и проанализировали новейшие методы организации творческого процесса в рабочем коллективе. На основе проделанной работы, мы пришли к следующим выводам: - Творческим потенциалом человека можно и нужно управлять. Гениальность – это не более чем совокупность человеческих талантов, по-другому именуемых профессионализмом и совокупностью творческих озарений разной степени интенсивности. - Существует всего три необходимых условия, достаточных для появлений творческих озарений: это интерес к выполняемой работе, выражающийся в уровне вовлеченности в процесс, ослабление контроля сознания над процессом создания каких-либо ценностей, и наличие эстетического фильтра, пропускающего открытия и озарения на уровень сознания. И от уровня проработанности этих трех условия зависит интенсивность «встреч» и во многом зависит гениальность изобретений. - В современных рыночных условиях существует ниша, которую можно заполнить такой дисциплиной как СP – management, или «Основы управления творческой энергией и творческим потенциалом». Спрос на данную информацию будет велик, поскольку, как говорилось во введении к этой работе - самым ценным ресурсом в XXI веке являются идеи, их носители и те, кто их воплощает.
|