КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 1. Характеристика уровней новизны и критерии оценки творчества.Характеристика уровней новизны и критерии оценки творчества.
Прообразом способа оценки творчества по новизне послужила статья Г.С. Альтшуллера "Краски для фантазии", в которой приводится шкала оценки научно-фантастической литературы. "Новизна" является первым критерием этой интересной шкалы, а уровни новизны фантастической идеи представлены в следующем виде: Уровни: · Идея (ситуация, сюжет) использована повторно "один к одному" или перекрывается более полной идеей. · Прототип изменен, но нет качественно новой идеи. · Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея. · Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе". Практика использования этой шкалы показала необходимость более внимательного рассмотрения критерия новизны для применения его к любой области творческой деятельности. Обобщенное представление уровней новизны не дает ответа на вопрос: "Как конкретно получить идею соответствующего уровня?". Этому мы уделим внимание ниже. Исследователем М. Гафитулиным, на основании данной классификации Альтшуллера была разработана методика, уточняющая оценку новизны по уровням, но и технология получения новизны соответствующего уровня. Это дало возможность переноса методики оценки и получения новизны в любой области творческой деятельности. Рассмотрим эту методику, поскольку она является достаточно конкретной и объективной. Иллюстрация примеров выполнения одного творческого задания на разных творческих уровнях поможет лучше понять предлагаемую методику оценки творческой деятельности и способов получения новизны. "Творческое задание: Изобразить квадрат". Например, так:
|