КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА XI 1 страницаКОРОЛИ МИРА Гг.
Когда Шотландия жила в любви и мире.
Народная песня конца XIII в.
На меня, как вашего короля, отныне возложен долг поддержания чести и целостности страны.
Георг VI
«Исторические периоды» обычно представляют собой довольно туманное и расплывчатое понятие. Границы эпохи, которую мы называем «тринадцатым веком» в Шотландии, отмечены смертью Вильгельма I и смертью его праправнучки Маргариты — то есть эта эпоха ограничена с одной стороны 1214, а с другой — 1290 г. Этот период как для Шотландии, так и для всей Европы в целом, стал временем наивысшего расцвета Средних Веков. Мощные новаторские движения XI и XII вв. превратились в четкие институты. XIII век проходил под знаком стабилизации, определенности, порядка. По крайней мере, мы можем говорить о порядке в интеллектуальной сфере, хотя в остальном он оставался недостижимым идеалом, так как реальная жизнь была заполнена войнами почти на всей территории Европы. Появились великие национальные государства современного мира, причем их границы приближались к современным очертаниям. Возрастало национальное самосознание, выходящее за пределы фьефов и охватывающее население целого государства, а возрождение в XII в. изучения законов и философских основ права способствовало упорядочению и систематизации новых идей. Фридрих Барбаросса установил твердое имперское правление на территориях Германии и Италии, раздробленных на множество маленьких княжеств. Людовик VI и Людовик VII превратили призрачную и почти что номинальную власть французской короны в реальную национальную силу, которая к середине XIII в. сумела создать подлинно национальное королевство, сильнейшую составляющую европейской политики. Генрих II сделал то же самое для Англии, хотя его грандиозные французские владения — предмет постоянных споров между французской и английской короной — уже породили то соперничество, которому суждено было привести к главным и самым страшным событиям в истории позднего Средневековья. Еще до этого в Шотландии Давид I, прекрасно осознавая конечную цель своих усилий, основал национальную монархию, территория которой еще не совпадала с границами современной Шотландии, но тем не менее представляла собой сплоченное и единое Шотландское королевство. Древняя империя, Соединенные Штаты Христианского мира, навсегда ушла в прошлое. Со времен Карла Великого она была не более чем политическим идеалом, но теперь исчез и сам идеал. Идея империи возродилась к концу XII в. благодаря Генриху VI, ставшему господином обширных территорий от Твида до Южной Италии, и породила мечты о государстве, которое включало бы в себя не только Западную Европу, но и Византийскую империю. Однако в 1197 г. Генрих VI умер, и затаившиеся силы вновь вышли на поверхность. Тем не менее всё еще существовало единство, преодолевавшее все границы, власть которого покоилась не на мирском могуществе, а на представлениях о священничестве, — единство общего образа мышления и культуры и, в самом широком смысле слова, общей духовной жизни. Силы, в которых воплощались эти представления, можно разделить на три вида. Во-первых, уже сложилось рыцарство и связанные с ним культура и искусство, особенно литература, так как французский язык оставался языком межнационального общения. Кроме того, существовала международная наука, по мере развития которой возникали университеты — крупные организованные школы, местные и национальные по своей структуре, но интернациональные по языку и личному составу. А над двумя этими силами главенствовала интернациональная Церковь, в первой половине XIII в. достигшая наивысшего могущества при Иннокентии III. Долгое соперничество императоров и Церкви, казалось, уже закончилось победой первого начала. Но Генрих VI, как мы уже говорили, умер в 1197 г., а в следующем году Папой был избран Иннокентий III. И новый Папа, человек тридцати семи лет, обладавший невероятной энергией, незапятнанной репутацией и отличавшийся большой ученостью, особенно в юридической сфере, возродил теорию Григория VII. «Князья обладают властью на земле, священники — на небесах. Князья правят телами, священники — душами. Насколько душа ценнее тела, настолько ценнее священнство царства», или еще: «засегсЫшт возникло по Божественному замыслу, ге§-пшп — по человеческому измышлению». Тем не менее Иннокентию III пришлось столкнуться с большими препятствиями, чем Григорию VII, так как вместо слабых феодальных князей его противниками были сильные национальные короли. Однако он не устрашился их, возводя на трон и ниспровергая монархов, вынудив Филиппа II Августа вернуть жену-датчанку, которую тот ранее прогнал от себя, и принудив Иоанна, короля столь далекой страны, как Англия, признать себя вассалом Апостолического престола, находящимся от него в прямой феодальной зависимости. Он поднял светскую власть папства на такую высоту, что неизбежно наступила реакция. Сам он мог совладать с этой властью, так как в его лице она опиралась на реальную духовную силу. Он возжелал мирского могущества ради духовного благоденствия Европы из самых благородных побуждений и никогда не отступал от этого идеала. В момент опасности он предпочел отречься от союза с Филиппом Августом, но не предал принципы христианского брака и не отказал в защите обиженной и беззащитной молодой женщине. Он вдохновлял стремления Четвертого Латеранского Собора положить предел омирщению духовенства, гумани-зировать законы, способствовать дальнейшему развитию образования. Он поддержал св. Франциска и св. Доминика. Но Иннокентий III допускал и просчеты: Четвертый крестовый поход, начавшийся в 1201 г., который должен был искупить провал Третьего, так и не добрался до Святой Земли. Вместо этого его вожди захватили христианский Константинополь и образовали там недолговечную Латинскую империю, исключительно светское и феодальное по своему характеру. Это событие существенно ослабило восточный форпост христианства. В Англии поддержка Папой своего вассала Иоанна и королевской власти привела его к противостоянию с национальным движением против тирании и значительно снизила его влияние в этой стране. Более того, после его смерти в 1216 г. его преемники продолжали борьбу со светскими правителями, преследуя явно более низкие цели. Они не сумели поддержать принципы, заложенные Иннокентием III. Фридрих II и Филипп II Август были слишком сильны для них. Людовик IX Святой, преданнейший сын Церкви, вступил с ними в конфликт. Тем не менее в самом конце XIII века папство возродилось при Бонифации VIII (1294-1303 гг.), который возобновил притязания Григория VII и Иннокентия III и использовал их, кстати говоря, в защиту Шотландии. Однако Бонифация VIII сверг Филипп IV Французский, и в 1309 г. Папы оказались его пленниками. Попытка вернуть свободу Папам привела к Великому расколу XIV в., значительно подорвавшему авторитет Церкви. Мы уже упомянули другую интернациональную силу. Великое возрождение учености, начавшееся с основания клюнийского ордена в X в., успешно продолжалось на всем протяжении XII в., а образовательная система повсюду проявляла общую тенденцию к стабилизации и организации. Великолепно выразил эту мысль профессор Таут:
«Точно так же как новый институт рыцарства привел к возникновению нового космополитического принципа единения, связывавшего между собой людей разных стран, благосостояния и социального положения в единое военное братство, образование корпораций медиков и ученых объединило тончайшие умы разных стран и рангов в единую профессиональную и социальную жизнь».
Крупные школы, обучение в которых велось на интернациональной латыни и куда приходили люди из далеких друг от друга стран, имели тенденцию возникать там, где преподавали известные учителя. Одним из таких мест был Париж: знаменитый своими философами и теологами, он вскоре превратился в интеллектуальный центр Северной Европы. На юге сходное положение в сфере юридических наук завоевала Болонья. В третьей четверти XII века парижские школы уже приобрели очертания организации в форме гильдии преподавателей с правом принимать новых членов на основе определенной квалификации. Еще до 1200 г. Филипп II Август вывел эту гильдию из-под муниципальной юрисдикции, даровав ей самоуправление. К 1250 г. она окончательно сформировалась как крупная автономная корпорация преподавателей. Сходным образом протекало развитие и в Болонье, хотя здесь исходным пунктом послужила организация гильдии учащихся, а не учителей. Еще до того, как парижские школы успели полностью сложиться в единую структуру, примерно в конце 60-х гг. XI в. от них отделилось некоторое число преподавателей и учеников. Отколовшаяся часть отправилась в Англию и обосновалась в Оксфорде. В 1209 г. в Оксфорде произошел аналогичный процесс, и раскольники основали свою школу в Кембридже. Такие же процессы протекали и в других европейских странах. Эти studia generaiia (крупные открытые школы, доступные для всех желающих) или universitates magistrorum или scholarium (корпорации преподавателей или учащихся), в сущности, представляли собой гильдии, которые либо по молчаливому соглашению, либо позже по праву, пожалованному Папой или светским государем, регулировали допуск к преподавательской деятельности. В Средние Века неквалифицированный человек, дилетант, пользовался всеобщим и глубоким презрением. Рыцарь, ученый, купец, ремесленник в одинаковой степени должны были получить формальный допуск к профессиональной деятельности, предоставив уже принятым членам корпорации доказательства того, что они получили необходимую подготовку. Ту же самую процедуру можно до сих пор наблюдать в допуске к профессии практикующего врача. Facultas docendi, лицензия на обучение, выданная признанным университетом, была действительна во всех европейских странах. Ее типичный текст сохранился, например, в формуле докторского диплома позднесредневекового Абердинского университета: «Мы, префект, вице-канцлер факультета искусств, декан и сенат Академии, секретарь сим документом хотим заверить, что после того как Н. доказал сенату свои знания в науках (медицине и т. д.), он подтвердил докторскую степень, представив прежде доклад и должное сообщение на публичный суд профессоров и экзаменаторов и соблюдя все надлежащие формальности; после этого ему была дана полная возможность для повсеместного чтения, преподавания, толкования и другие всяческие привилегии, которые обычно предоставляются здесь и в других местах снискавшим высокую степень доктора[84]. Посему в большее доказательство сего факта мы заверили сию рукописную бумагу общей печатью Академии». В этих университетах ученость отделилась от монастырских или кафедральных школ, так как их служители, clerici, больше не должны были носить духовный сан; это слово начинает отдаляться от значения «духовное лицо» и обозначать всего лишь образованного человека. Секуляризация становится все более заметной. Учащийся, не сдерживаемый никакой дисциплиной за пределами своей аудитории и воодушевленный хулиганством молодежной толпы, мог пользоваться дурной репутацией как индивидуум (в ту раннюю эпоху было множество Вийонов) и представлять угрозу гражданскому миру в толпе себе подобных. Школяр не ограничивался в штудиях степенным учебным планом, составленным своим епископом: он отваживался изучать произведения язычников, в особенности представителей испанских школ, знаменитых своими учеными (Аверроэс умер в 1198 г., а Маймонид в 1204 г.). Благодаря мусульманам в Европу вернулся Аристотель, принесенный архиепископом Раймондом Толедским и шотландцем Михаилом Скоттом, чтобы занять главенствующее положение во всех отраслях знания того времени. Его формальная логика наложила свой отпечаток на всю средневековую науку, дав, так сказать, новый повод к размышлениям теологии, где Божество стало пониматься как необходимая первопричина. Однако испанские школы — как арабские, так и иудейские — в значительной мере способствовали возникновению ересей, и Южная Европа долгое время находилась под сильнейшим впечатлением от материалистического пантеизма Аверроэса. Волна ересей явилась одной из причин образования религиозных организаций нового типа — нищенствующих орденов. Новая ученость наложила свой отпечаток на их общий кругозор, а борьба Пап со светскими властями привела к тому, что они заняли позицию, сходную с клюнийскими принципами. Ордена, реформированные или созданные в Х1-ХП вв., до некоторой степени пали жертвой собственной популярности, приобретя значительные состояния и тем самым отступив от своих идеалов. Предпринимались различные попытки восстановить их в первозданной чистоте и духовности; однако у Доминика де Гусмана, родившегося в 1170 г. в Осме в Испании, и у Джованни Бернадоне, прозванного Франциском, родившегося в 1182 г. в Ассизи в Италии, родились идеи о новом типе монаха. Франциск Ассизский первым разглядел духовную силу в абсолютной бедности, в общине людей, абсолютно лишенных собственности, не только частной, но и общественной. Носившие грубую шерстяную рясу, монахи должны были жить случайным подаянием. Вскоре после 1200 г. он собрал вокруг себя общину, разделявшую его идеалы. В 1210 г. Иннокентий III признал последователей Франциска новым орденом, и к 1223 г. их число так возросло, что Папа Гонорий был вынужден дать им устав. К 1226 г., году смерти Франциска Ассизского, серая ряса этих Меньших Братьев, Fratres Minores, стала известной во всем христианском мире и даже за его пределами, а так как долгое время они сохраняли сочетание строгой бедности и бесстрашной преданности Божьей воле с радостной верой, благодаря которой они заслужили имя Божьих Шутников, вскоре они стали представлять собой серьезную миссионерскую силу. Доминиканский орден основывался на иных принципах. Этот орден Отцов-Проповедников, Черных Братьев, был основан в 1216 г. для ведения миссионерской деятельности против южных ересей и получил первый толчок от устава монахов-каноников, то есть монахов, способных выполнять обязанности приходских священников. В 1220г. они приняли принцип нищенства св. Франциска. Оба ордена были, в сущности, миссионерскими организациями. Это обстоятельство привело к тому, что доминиканцы стали во главе организованной инквизиции (которой со временем суждено было приобрести столь зловещую славу); оно же послужило причиной глубокого интереса обоих орденов к учености. Еще в 1221 г. доминиканцы основали в монастыре Сен-Жак в Париже (поэтому во Франции доминиканцы именовались якобинцами[85]) крупную теологическую школу, и очень скоро у нее появился францисканский соперник. Кульминацией схоластической философии явилась «Сумма Теологии», написанная доминиканцем Фомой Аквинским (1225-1274), которая представляет собой законченное приложение принципов Аристотеля к Символу Веры, а францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) явился одним из основоположников современной науки. Новые ордена завоевали всеобщее уважение. Оно дало им в руки власть, а вместе с ней — и все искушения власти. Оно дало им благосостояние и все его соблазны. Им суждено было испытать, как и большинству остальных орденов, моральный упадок в XIV в., в эпоху Великого Раскола и черной смерти. Однако на всем протяжении XIII в. они представляли собой силу, проводившую в жизнь новые важные принципы и идеалы[86]. Развитию науки в университетах, религиозному пылу монахов сопутствовал бурный расцвет искусства. Это был век прекрасной архитектуры. Великолепные образцы зодчества создавались еще в XI в., но открытие французами стрельчатой арки придало искусству новые возможности и новую силу. Сооружение хоров собора Нотр-Дам-де-Пари пришлось на 1194 г. В том же году началось строительство Шартрского собора, в 1211 г. — Реймского. Эти великолепные здания привлекали к себе другие виды искусства, особенно скульптуру и витражное стекло. Шартрские статуи обладают благородным совершенством, несравнимым даже с греческими и египетскими образцами, а витражи той эпохи отличаются поистине удивительной красочностью. Живопись в более общем смысле слова началась для современной Европы с произведений Симабю, родившегося около 1240г. Наряду с архитектурой и связанной с ней скульптурой главным искусством того времени оставалась литература. Здесь (оставляя вне поля зрения латинские произведения, среди которых были подлинные шедевры) гегемония французской литературы проявлялась столь же ярко, как и в области архитектуры. Песни о подвигах (chansons de geste), величественные эпосы, повествующие о стародавних войнах, все еще оставались популярными, но уже начали уступать место рыцарским романам — длинным и запутанным повествованиям, полным приключений, но уделявшим большее внимание психологии, чем непосредственному действию. Истоки рыцарского романа следует искать в героических «жестах» и провансальской лирике. Им начинали подражать, хотя и с небольшим запозданием, писатели, создававшие свои произведения на местных языках. С севера пришло кельтское влияние, натолкнувшись во Франции на восточные и провансальские мотивы. Еще в середине XII в. Гальфрид Монмутский заложил (на латыни, а не на французском) основы великой артуровской легенды, литературного цикла, распространившегося по всей Европе и воплотившего самую суть рыцарской традиции и коренящихся в ней мистических ценностей. Абстрактная доктрина рыцарской любви была выражена в начале XIII в. Гийомом де Лоррисом в «Романе о Розе», который вместе со своим сатирическим придатком, позднее добавленным Жаном де Меном, оказал сильное влияние на всю позднейшую литературу Средневековья, а во многом и Возрождения. Провансальская лирика трубадуров сошла на нет вследствие подавления охватившей весь Юг альбигойской ереси. Однако вдохновленные ею северофранцузские писатели конца XII и начала XIII в. продолжили дело своих учителей, и вскоре ее влияние достигло Германии и Италии,где она способствовала возникновению блестящих школ местной лирики. Именно в этой традиции получил свои первые литературные навыки крупнейший представитель всей средневековой литературы и один из величайших мировых писателей, Данте Алигьери, родившийся в 1265 г., через пару лет после битвы при Ларгсе, и написавший свои первые произведения в начале 80-х годов XIII в. Именно на этом времени заканчивается повествование нашей книги. В тот год, когда Данте встретил Беатриче у реки Арно, родился Роберт Брюс.
Для Шотландии три четверти столетия, последовавшие за смертью Вильгельма I, совпали с царствованиями «королей мира» и ознаменовались возвратом к постепенному процессу консолидации и развития, которым была отмечена первая половина XI в. Сразу оговоримся, что этот мир представлял собой понятие относительное. Для людей, живших на рубеже XIII-XIV вв., во времена жестокой войны за национальную независимость, окончившейся только в 1328 г., и другой, столь же ужасной, но менее славной, войны, протекавшей в страшные годы несовершеннолетия Давида II, — для этих людей, обращавших свои взоры в прошлое, XIII столетие казалось золотым веком покоя и безмятежности. Конечно же, и тогда вспыхивали внутренние междоусобицы, но они не шли ни в какое сравнение, скажем, с войнами Дугласов при Якове II и казались короткими вспышками по сравнению с войнами XV-XVI вв. Случались и внешние войны, но скорее опасные, чем серьезные, а кроме того, в итоге они приносили Шотландии успех и уважение. Отдельные беспорядки никогда не достигали такого размаха, который мог бы помешать прогрессу, а Александр II и его сын были умными правителями, пекущимися о благе своей страны, проводящими в жизнь идеалы, отличавшие деятельность лучших представителей дома Стюартов — Якова I, Якова II, Якова IV, — и, что немаловажно, обладавшими большей удачей. Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что оба Александра были подлинными национальными лидерами. То качество, которое мы называем лидерством, состоит в способности лидера пробудить в людях стремление к высшим идеалам и веру в собственные силы, заставить их любить не только себя, но и нечто большее, и стать тем человеком, который воплотит все их чаяния, которому они могут доверить свои жизни и на чью дальновидность они могут положиться. Этим качеством в полной мере обладали Давид I и все три короля по имени Александр — и страна откликнулась на их призывы. Прежде чем подошла к концу третья четверть столетия, долгий и постепенный процесс консолидации, начавшийся еще в 843 г., завершился и Шотландия превратилась в единую нацию, которая была абсолютно своеобразной и вместе с тем стала неотъемлемой частью Европы. Разнородные составляющие слились воедино, и Шотландия обрела способность противостоять во много раз превосходящим силам противника, когда она вновь объединилась под началом подлинного вождя... ибо исторический период, которому посвящена эта книга, представляет собой эпоху эволюции Шотландии Роберта Брюса. Александр II был еще очень молод: ему не исполнилось и шестнадцати лет. Это был рыжеволосый юноша с ясным умом и сильной волей, с гораздо большим чувством ответственности, чем у его отца в молодости. Сверх того, он вообще отличался гораздо более сильным характером, чем его отец. Примечательно, что он обладал тем даром личного обаяния, умения нравиться людям, который составлял столь яркую черту в характере Якова IV. Его знатные вассалы — гэлы, норманны, англы и бритты — верно и преданно служили своему королю. Его Церковь с готовностью пошла ради него на противостояние с Папским Престолом, и, как Давид I, он был королем простонародья: латинские стихи, которые цитирует Фордун, называют его «миром для народа, вождем бедных» (pax plebis, dux miserorum). Многие короли так никогда и не удостоились столь лестных эпитетов. Через два дня после смерти отца он был коронован в Сконе. На церемонии присутствовали семь крупнейших ярлов королевства — ярлы Файфа, Стратерна, Атола, Ангуса, Ментейта, Бухана и Данбара. Он не был сразу признан всей Шотландией, ибо летом следующего же года на севере страны вспыхнул очередной мятеж в пользу соперничающей ветви; в действительности — обеих соперничающих ветвей, так как их представители, похоже, объединились: во главе восстания встали Дональд Бан, очевидно, брат последнего претендента из рода Мак-Вильямов, того самого Годфри, который был убит в 1212 г., и некий Кеннет Мак-Хет, родословная которого не вполне ясна. Скорее всего, он происходил из дома Лулаха, а отцом его, вероятно, был Дональд, плененный в 1156 г. Они привели с собой союзников из Ирландии, но даже при таких обстоятельствах это восстание, похоже, было с самого начала обречено на провал и было сразу же подавлено ярлом Росса, Ферхаром Мак-ан-т-Сагайртом[87]. Оба вождя мятежников были убиты, а их головы отосланы королю. На юге также началась война — не война с Англией, а английская война. К тому времени южный сосед Шотландии оказался в катастрофическом положении. В 1214 г. Иоанн попытался вернуть себе утраченные французские владения своего отца, но победа Филиппа II Августа при Бувине разрушила все надежды английского короля, и он вернулся на родину, где столкнулся с гневом своих несчастных подданных, а его неспособность к управлению государством сделала для объединения норманнского правящего класса (отныне отрезанного от Франции) с саксонскими массами больше, чем какие-либо другие события или процессы со времен Вильгельма Завоевателя. Священники, бароны, горожане, селяне — все население Англии по понятным причинам проклинало Иоанна, и теперь чаша терпения переполнилась. В начале 1215 г. бароны предъявили королю свои требования. Он проигнорировал их, и в мае вассалы начали войну. К июню они вынудили его подписать Великую хартию вольностей, которая должна была служить уздой для королевской власти. Однако Иоанн обратился к своему сюзерену Иннокентию III, и Папа, не осведомленный обо всех подробностях борьбы, счел себя обязанным поддержать сам принцип королевской власти и оказать помощь своему вассалу: он освободил Иоанна от клятвы, данной им по принуждению. Это означало войну, и войну широкомасштабную, так как Иоанн использовал награбленное добро, чтобы набрать армию иностранных наемников (ructarii et alii satellites, как их называет Фордун, что можно перевести как «буйные прихлебатели»). Английские лорды обратились за помощью к королям Франции и Шотландии. Александр II откликнулся на призыв, и в октябре 1215 г. перешел границу с сильным войском. Бароны Нортумберленда, помнившие мудрое правление его деда, собрались и принесли Александру клятву верности; даже йоркширские лорды, давние противники его отца и прадеда, последовали примеру своих соседей, а бароны южных провинций приветствовали Александра как желанного союзника. (Как явствует из сообщений английских хронистов, на всем протяжении своего царствования шотландский король пользовался одинаково высокой популярностью как у себя на родине, так и в Англии.) Иоанн пришел в бешенство; он поклялся «выбить рыжего лисенка со своей земли» и к середине зимы двинулся на север со всеми своими всадниками-чужеземцами, сжигая все города (будь то в Северной Англии или в Южной Шотландии), какие только попадали в его руки. Разграблению подверглись Берик и Роксборо, Хеддингтон и Данбар. Опустошения производились с неимоверной жестокостью, свойственной нраву Плантагенетов в его худших проявлениях. Говорят, Иоанн поощрял тех, кто истязал евреев, и собственноручно запалил Берик. Александр отступал, но не успел спасти эти города, и остановился, поджидая Иоанна, в Пентлендсе, прикрывая Эдинбург; однако Иоанна победили собственные грабежи. Он дотла разорил эту страну, так что его армия начала голодать, и он был вынужден отступить, разграбив Колдингемский приорат. Шотландцы преследовали англичан до Камберленда, и дикари из западных провинций жестоко отомстили Иоанну: участь Колдингема постигла Холмкалтрем. Английские лорды, за неимением другого наследника, кроме малолетнего сына Иоанна, предложили корону принцу Людовику Французскому, сыну Филиппа Августа. В мае принц с войсками высадился в Кенте, где принял оммаж от большинства английских баронов. В июле наступление начал Александр. Он взял Карлайл, а затем, укрепляясь по пути отрядами английских баронов, двинулся через всю Англию к Дувру, разграбив владения нескольких роялистов, не тронув только церкви и другие религиозные сооружения, но заботливо обходя владения вельмож, воевавших против Иоанна. По пути шотландский король взял приступом Линкольн, главный оплот роялистов. Французы, шотландцы и англичане совместно оккуппировали Лондон, и Людовик, Александр II и английские бароны поклялись не вести с Иоанном никаких сепаратных переговоров, а Александр принес Людовику присягу за свои английские фьефы. Иоанн попытался отрезать шотландцам путь на родину, разрушив мосты через Трент, большую реку, разделяющую Англию примерно так же, как Форт Шотландию. Однако в октябре он тяжело заболел — то ли от яда, то ли от чревоугодия, то ли от морального потрясения — и умер в Ньюарке. Его смерть коренным образом изменила политическую ситуацию в Англии. Ранее английские бароны предпочли французского принца Иоанну, но даже при таких обстоятельствах их сторонники относились к этому решению скрепя сердце. Теперь законным королем был мальчик девяти лет, явно неспособный продолжить тиранию отца. Восстание немедленно прекратилось. Ярл Пемброка, занимавший пост маршала Англии, короновал мальчика в Глостере, причем Генрих III принес вассальную клятву за Англию своему сюзерену — Папе Римскому. Собрание баронов назначило Пемброка регентом, считая соглашение о незаключении сепаратного мира автоматически расторгнутым вследствие смерти Иоанна. И действительно, Александр II вернулся в Шотландию. Принц Людовик со своим войском все еще находился в Южной Англии и был склонен требовать выполнения обещаний, заманивших его на остров. В мае 1217 г. его английские союзники обратили оружие против него, а папский легат отлучил от Церкви всех его сторонников, в том числе и Александра. Людовик не сложил оружия, но потерпел тяжелое поражение под Линкольном, а его флот был уничтожен юстициарием Иоанна Губертом де Бургом. Александр вновь двинулся на соединение со своими союзниками, но узнав, что они не нуждаются в его помощи, отвел свои войска, и в начале осени Людовик и Пемброк заключили мир. В договор был включен пункт, согласно которому этот мир распространялся и на Шотландию, если Александр вернет захваченные им земли. Шотландский король вступил в войну в качестве союзника английской народной партии и взял только Карлайл. Поэтому он вернул город, признал Генриха III и в декабре был восстановлен во владении своими английскими фьефами. Тогда же с него было снято отлучение. Сама ситуация с отлучением Александра имела и другие, весьма неожиданные последствия, так как шотландские прелаты отказались следовать приказаниям Папы и настаивали на своем праве допускать короля к причастию. Вследствие открытого неповиновения на Шотландию был наложен интердикт, и шотландская Церковь смогла помириться с Апостолическим Престолом, только внеся приличный вклад в папскую казну. Кто-то даже написал на эту тему латинский стишок, выдержанный в очень резких и саркастических тонах. Спустя пару лет скончался законный наследник Александра II и действительный держатель английских фьефов, его дядя Давид. Двое из трех сыновей Давида уже сошли в могилу, а третий, Иоанн, еще не достигший совершеннолетия, унаследовал не только владения его отца, но со временем и английские ярлства Честер и Линкольн. Теперь он был единственным представителем династии по прямой мужской линии, за исключением самого короля. Он женился на дочери Лльюэллина Уэльского и умер, не оставив детей, в 1237 г. У Александра II было три сестры. Все они были не замужем, и две из них находились в Англии. У Иоанна Хантингдонского было четыре сестры: потомки двух из них станут со временем Джоном и Робертом, королями Шотландии, заслужившими диаметрально противоположные оценки шотландского народа.
|