КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование в качестве цветных эмалей силикатных композиций на основе смальты и цветного бисераВ настоящее время в распоряжении художников-эмальеров находится широкий спектр цветных художественных эмалей отечественного и импортного производства для создания произведений искусства, как в сфере ювелирного дела, так и в рамках эмалевой живописи и прочих видах декоративно-прикладного искусства. Однако выпускаемые промышленностью горячие художественные эмали имеют ряд недостатков: существенные ограничения по возможности использования цветовых решений и физико-химическим свойствам. Надо отметить, что художественные эмали, выпускаемые промышленным способом имеют стандартные цвета и обычно не допускают смешивания друг с другом. Значительным препятствием для творческой работы и обучения является относительно высокая стоимость и дефицит в розничной торговле горячих эмалей. Если для создания ювелирных изделий, особенно из благородных металлов применение дорогостоящих зачастую импортных эмалей экономически оправдано, в следствии высокой стоимости изделия в целом, то для широкоформатной эмалевой живописи желательно, чтобы стоимость расходных материалов (эмаль, подложка) была сопоставима со стоимостью материалов для других видов живописи и графики. Исходя из этого, разумно предложить использовать в художественной практике наряду с классическими эмалями промышленного производства некоторые силикатные цветные составы со сходными физико-химическими свойствами, имеющие более доступную стоимость и позволяющие расширить художественные возможности горячего эмалирования. Немаловажным достоинством этих материалов является также отсутствие вредных примесей свинца и мышьяка, присутствующих во многих художественных эмалях промышленного производства, а также повышенная химическая устойчивость экспериментальных эмалей, по сравнению с большинством известных цветных художественных эмалей, что позволяет производить очистку непокрытых эмалью медных поверхностей от окалины в растворах органических кислот. Экспериментальные эмали на основе смальты и бисера могут быть использованы как в качестве непосредственно горячих художественных эмалей, так и в качестве прочной и тугоплавкой подложки для эмалевой живописи. Это не только придает новые потребительские свойства уже известным материалам, но и значительно обогащает декоративные возможности эмалевой живописи и перегородчатой эмали. В частности, применение эмалей на основе цветной смальты и бисера позволяет получать сложные цветовые переходы и цветовые эффекты в виде мозаичной структуры эмалевого покрытия. Экспериментальные эмали могут содержать включения цветной смальты, что позволяет получить контрастные цветовые переходы, не разграниченные перегородками. Кроме того, экспериментальные эмали на основе смальты и бисера хорошо сочетаются с горячими эмалями, выпускаемыми промышленностью. Их дополнение промышленными эмалями позволяет добиться художественного эффекта невоспроизводимого при применении лишь эмалей, выпускаемых промышленностью. Использование цветной смальты и бисера в качестве эмали имеет исторические аналоги. Так, например, в средневековой Франции для изготовления перегородчатых эмалей по меди и томпаку использовали цветную смальту из римских мозаик [5]. А Ростовская финифть делалась до начала 20-го века на подложке из расплавленного белого бисера [6]. Однако в литературе фактически отсутствуют какие-либо конкретные сведения относительно использования этих материалов в качестве художественной эмали. На базе Кафедры Материаловедения СпбГМТУ были проведены научные исследования по использованию цветных художественных смальт и бисера в качестве горячей эмали по меди. Ниже приводятся технологические рекомендации по использованию экспериментальных художественных эмалей для создания перегородчатых эмалей и росписи надглазурными красками.
|