Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Часть восьмая





1 Хочешь научиться молитве? Все свои скорби и радости обращай в молитву.

2 Хочешь научиться смирению? Научись хранить мир души, когда тобою пренебрегают.

3 Хочешь научиться безпопечительности? Живи там, куда приведет тебя Бог.

4 Хочешь научиться безстрастию? Научись спокойно выслушивать все, что тебе говорят.

5 Хочешь войти в тайну Божества? Преодолей мирское мудрование, и Бог не замедлит открыться тебе: «ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5: 4).

6 Как бычок ни рвется, а все равно возвращается отдохнуть к колышку, к которому он привязан; куда бы твой ум ни уклонялся, все равно ему придется научиться непрестанной молитве, чтобы найти покой в Боге.

7 Этот мир – не мир жизни, как он нам видится. В действительности, это мир смерти, и действительно живых в этом мире очень мало, ибо мертвые обещают мертвым «свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19).

8 Когда монах один, он ищет утешения в Боге; а когда монах не один, он ищет утешения в ближних.

9 Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу, а то – какие мы есть, когда ее закроем.

10 Сначала мы не способны на добро, а потом, по мере очищения сердца, становимся не способны на зло.

11 Разожми руки, которыми ты ухватился за этот ненадежный и обманчивый мир. Вспомни, где ты находишься и куда ты уйдешь.

12 Мягкое и слабое – смирение – прогоняет сильное и жесткое – гордость и диавола.

13 Пища монаха – молитва. Как человек слабеет без пищи, так и монах – без молитвы.

14 Чтобы монашество было плодотворным, оно должно открывать душе все возможности для ее развития.

15 Ты гибнешь от сребролюбия? Тогда не вини деньги, вини свою привязанность к ним, которая «съест плоть вашу, как огонь» (Иак. 5: 3).

16 Тот, кто жалуется, не имеет помощи от людей; кто ропщет, не имеет помощи от Бога.

17 Когда мы живем без Бога, наше сердце подобно железу. Когда мы устремляемся к Богу, наше сердце становится сырой глиной, из которой оно было когда-то сотворено, а затем оно уподобится мягкому чистому воску, на котором отпечатается Лик Христов.

18 Почему люди перестают быть хорошими, когда ты начинаешь с ними жить? Потому что тебе самому нужно много потрудиться, чтобы они смогли жить с тобой.

19 Если ты хочешь быть победителем в духовной брани, не бойся быть многократно побежденным и никогда не отчаивайся в помощи Божией.

20 Если ты всю свою жизнь будешь терпеть поражения в духовной борьбе и умрешь, не успев победить, не сомневайся, – Бог примет тебя победителем: «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4).

21 Предполагать, что источник зла находится в ком-то другом, а не в самом тебе – преступление перед Евангелием.

22 Сердце, живущее этим миром, приспосабливает Евангелие для себя и для этого мира. А сердце, оторвавшееся от этого мира, отдает себя Евангелию, и только такому сердцу Евангелие открывается Само.

23 Невозможно говорить о Боге, когда сердце привязано к миру, и невозможно говорить о мире, когда сердце привязано к Богу.

24 Когда сердце привязывается к этому миру, он удерживает сердце тончайшей паутиной. А когда сердце хочет оторваться от этого мира, его паутина становится стальными цепями.

25 Как солдат всегда готов сражаться, так монах всегда должен быть готов отречься от себя, чтобы принять освящение «истиною» (Ин. 17: 19).

26 Рыба, выпрыгнувшая из раскаленной сковородки и и упавшая в реку, хотя и обожжена жаром сковородки, радуется тому, что упала в воду и избежала гибели. Так монах, который отрекся от мира и избежал его губительного огня, но впоследствии снова занялся мирскими делами, подобен той самой рыбе, которая опять лезет на раскаленную сковородку, чтобы окончательно дожариться.

27 Чтобы стать несокрушимым камнем веры, нужно терпеть все удары зла, потому что только терпение дает прочность, чтобы переносить их, «ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек» (2 Ин. 1: 2).

28 Если ты думаешь, что все твои нынешние усилия в покаянии и очищении сердца совершенно безполезны, верь, что они подобны пшеничным зернам, упавшим в плодородную почву, которые принесут тебе великий урожай, превосходящий все твои нынешние усилия, поэтому вера необходима.

29 Сначала мы разгоняем машину нашей жизни в ложном направлении, а когда успеваем догадаться и понять, что перед нами стена, нам нужно успеть затормозить и повернуть обратно. И очень печально, что многие не успевают это сделать...

30 Зерно, упавшее в хорошую землю, начинает расти, когда тепло солнечных лучей прогреет почву, а дожди умягчат ее. Мы не видим, как зерно прорастает под землей, но с верой ожидаем появления ростка. Это подобно начальному этапу нашей духовной жизни.

31 Когда мы не обнаруживаем никаких всходов после долгого времени, зна чит, почва требует, чтобы в нее внесли удобрения. В духовной жизни это означает, что почва нашего сердца требует отречения от наших земных привязанностей.

32 Когда, наконец, росток показывается на поверхности, мы видим, что он очень слаб и не имеет силы: земля покрыта коркой и сорняками. Тогда крестьянин берет мотыгу, рыхлит землю вокруг ростка, и удаляет сорняки. В духовной жизни наши страсти подобны корке на нашем сердце, а дурные помыслы подобны сорнякам.

33 Только целомудрие дает душе решимость и стойкость во всех испытаниях.

34 Если хочешь всегда быть сытым, ешь всегда только простую пищу; если хочешь всегда быть счастливым, говори всегда только добрые слова: «кто делает добро, тот от Бога» (3 Ин. 1: 11).

35 Если позовут – откликайся, если подвинут – подвигайся, делай лишь то, чего не делать нельзя, прощай всех – и все будут твои друзья.

36 Будь рабом Божиим, но не будь рабом написанной буквы, ибо тот раб Божий, кто таков «в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2: 29).

37 Чтобы понять возвышенные вещи, нужно понять свое ничтожество.

38 Не ищи счастья для себя, и оно обязательно придет к тебе.

39 Если будешь жить своей жизнью, для себя, – твоя жизнь никому не будет нужна, тем более Богу.

40 Чем больше помыслов, тем больше ошибок.

41 Хорошо примерять себя к людям и не примерять людей к себе.

42 Что такое истинная Свобода? Это свобода от дурной деятельности ума в покое мира Христова.

43 Сначала душа должна достигнуть безстрастия, а затем от безстрастия в душе возгорается Любовь к Богу.

44 Представления ума – это его нечистота, постоянно свергающая ум в дурные помыслы и фантазии, и отделяющая его от созерцания Божественной славы.

45 Как умирает тело, так должен умереть и ум, чтобы жить с Богом «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3: 4).

46 Для порочного человека даже здоровье – не в добро, а для доброго – даже болезнь на пользу.

47 Чем больше отсечешь в себе плохого, тем больше оставишь людям хорошего.

48 Когда человек начинает возноситься в мыслях и желаниях, в его жизни происходит упадок, несмотря на все его усилия удержаться.

49 И наоборот, когда человек смиряет себя в мыслях и желаниях, ему в жизни удается сделать много хороших и добрых дел.

50 Ученый закапывается в землю, простец взлетает на небеса.

51 Тот, кто стремится в этой жизни подняться как можно выше, становится ее накипью.

52 Люди разделяются расстояниями, а сердца сближаются состояниями.

53 Самое большое богатство на земле – бедность, потому что бедность не разоряется никогда.

54 Распадаются и гибнут великие империи, а бедный всегда остается бедным.

55 Тогда бедняк радуется своей бедности, когда встречает грабителя.

56 Не соединяйся с собой, а соединяйся с Богом.

57 Чем больше говоришь, тем более холодным делаешь свое сердце.

58 Не ошибись! Ищи свою настоящую родину, которая тебя никогда не предаст, – неизреченный мир Христов: «о горнем помышляйте, а не о земном » (Кол. 3: 2).

59 С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.

60 Многие люди ищут духовных утешений, и лишь немногие ищут Самого Бога.

61 Когда земное наше тело умирает и закрывает глаза, тогда открываются глаза души. Если сможем закрыть глаза души, тогда откроются духовные глаза – истинные глаза Божественного зрения.

62 Внутри духовного человека развивается иная жизнь, иное существо, непредставимое человеку мира сего: облекитесь «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10).

63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его.

64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей.

65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя.

67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи.

68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога.

69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели.

70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу.

71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю.

72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6).

73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку.

74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6).

75 Если начать искать самого богатого, то им окажется самый обыкновенный нищий.

76 Если начать искать самого славного и почетного, то им окажется самый простой и униженный, ибо в духовной жизни все наоборот.

77 Когда отринешь все видимое, будешь всем обладать, но смотреть будешь на все, чем обладаешь, как на пыль.

78 Если хочешь увидеть иной мир, не имей даже соринки в своем глазу. Но что можно увидеть, когда в твоем глазу бревно?

79 Если хочешь познать то вечное, что тебе принадлежит, – не имей ни одной дурной мысли в сердце. Но что можно познать, если твое сердце злобнее и похотливее, чем сердце дикого животного?

80 Замени память о мире безпрестанной памятью о Боге, и сможешь увидеть умственный свет.

81 Всякий плод, вырастающий на земле, есть ложь и суета. Всякий плод, вырастающий на Небе, есть Правда и Истина.

82 Самые горькие земные плоды – блуд и душевная слепота. Самые сладкие небесные плоды – целомудрие и духовное созерцание.

83 Железному сердцу, чтобы оно исправилось, нужны удары молота. Восковому сердцу достаточно мягкого прикосновения любвеобильных рук Бога.

84 Стоит лишь разнять руки – и люди теряются навсегда, но стоит сблизиться сердцам – и люди находят друг друга навечно: «да будут все едино» (Ин. 17: 21).

85 Чистое сердце лишь чистые песни поет. А грязное сердце везде себе грязь найдет: «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1: 15).

86 В миру кость уходит от кости, и плоть разлучается с плотью, а на духовном пути ум соединяется с сердцем и дух соединяется с Истиной.

87 Только успел шагнуть на край земли, – и вот, тебе уже шестьдесят лет. Только успел увидеть край небес – и вот, уже закончилась жизнь: «итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6: 10).

88 Чем дальше от мира, тем чище душа. Чем дальше от дурных мыслей, тем радостней на сердце, соединившемся с Богом, Который избавил «нас от власти тьмы и «ввел» в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1: 13).

89 Звуки песен и мирского веселья для того, кто в поселился в лесу у ручья, веют глубокой печалью. Но еще большей печалью кажутся миру уединенная тишина зеленого леса и лепет лесного ручья.

90 Без слез глядеть на мир невозможно, а он проливает свои слезы над тем, кто скрыл себя под черной рясой.

91 Вникни в То, из чего рождается тишина, прямо здесь и сейчас, ибо другого времени у тебя больше может не быть; «не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5: 6).

92 Вникни в То, что создало тебя, что живет в тебе и что будет жить и тогда, когда ты исчезнешь подобно пылинке.

93 Вникни в То, где ты найдешь покой, где ты никогда не узнаешь смерти, даже если сокрушатся и земля и небо.

94 Если собрать вселенную воедино, то вся она уместится в одном наперстке. Познай ценность своей души, не имеющей никаких пределов.

95 Не соблазняйся веществом и образами мира, ведь дух твой не имеет образа, и он засияет ярче солнца, когда ты познаешь его.

96 У того, кто сидит одиноко в своей келье, какие у него радости?.. Не знает. Какие у него печали?.. Не ведает, «и да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3: 15).

97 Дружба друзей коротка, словно жизнь у бабочки-однодневки. Дружба с тем, у кого чистое сердце, – ценна, но встретить его труднее, чем в пустыне воду.

98 Проповедников добродетелей оглушают аплодисменты, а делатели сердечной чистоты умываются поношениями.

99 Только тот, кто совсем одинок, может любить людей от всего сердца. Только тот, кто совершенно беден, может быть действительно щедрым.

100 Если хочешь жить на земле, невозможно не отречься от Неба, а если хочешь жить на Небесах, невозможно не отречься от земли.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты