КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика традиционной культуры первобытного обществаСтр 1 из 6Следующая ⇒
«То, что по своему происхождению является наиболее ранним, наиболее поздно посчитается разумом» Аристотель Стагирит
Космос той ранней культуры, в которой возникло искусство, во многом нам еще не ведом. Ученые совсем недавно, чуть более 150 лет, стали пристально смотреть в бездну истоков истории, медленно спускаясь вниз все глубже по бесконечной лестнице, ведущей их к тайнам становления человека, общества и культуры (антропосоциокультурогенезу). К началу XXI в. сложилась многонациональная научная традиция постижения этой захватывающей тайны, ибо весь XX век – это период перманентных сенсационных открытий в области культуры каменного века. Такие открытия свершаются и в наши дни. В середине 90-х гг. были открыты новые пещерные галереи на юге Франции, раскопаны стоянки с древнейшим культурным наследием в бассейне р. Лены в Якутии и многих других регионах мира. Многие открытия были делом жизни целой плеяды блестящих энтузиастов и исследователей Франции, Испании, Германии, Чехии, России, США и других стран. Среди них – Б. де Перт, Э.Лартэ, Г.Кристи, Э.Пьет, М.С. де Сатуола, Н.Кастере, А.Брейль, А.П.Окладников, С.Н.Замятнин, А.Леруа-Гуран, О.Н.Бадер, А.А.Формозов, З.А.Абрамова, А.Д.Столяр и др. Новые открытия вносят коррективы в хронологию, периодизацию развития палеолитического общества, меняют представления об уровне культурного творчества человека, о содержании образов раннего искусства и его значении в антропосоциокультурогенезе. Решающим рубежом в стремительной революции человека как биологического вида и становлении общества и культуры считается период мустье[1] (примерно 1000–50 тыс. лет до н.э.). Это была эпоха распространения населения неандертальского типа и вместе с тем появления «человека разумного» (homo sapiens). Последние исследования показали, что неандерталец не только осваивал строительное искусство, создавал каменную индустрию, обрабатывал шкуры, хоронил предков, посыпая их тела красной охрой, но и занимался знаково – символической деятельностью, воплощая содержание общественного сознания того времени. Он использовал для образного воссоздания сцен охоты туши и фрагменты тела зверей (головы, кости медведя, оленя), т.е. создавал «натуральную пантомиму», занимался, по определению А.Д.Столяра, «натуральным творчеством», таившем в себе эмбриональное единство изобразительного и выразительного искусства[2]. Сегодня речь не идет о плавной эволюции от неандертальца к «человеку разумному». Они сосуществовали. Причем прогрессивные индустрии, как отмечал В.М.Массон, порой оказывались делом рук людей, черты которых резко отличались от человека современного типа, и, наоборот, люди, уже утратившие неандерталоидность, часто сохраняли мустьерские традиции при изготовлении орудий, воспроизводства культовых практик (например, в знаменитых медвежьих пещерах)[3]. Таким образом, уже эпоха мустье дает материалы, свидетельствующие о том, что неандертальское население мира представляло собой не примитивных охотников, следующих за добычей подобно волчьей стае, а общество со сложной системой социокультурной самоорганизации. Деятельность древнейшего «человека разумного» охватывает огромный по масштабам период верхнего палеолита – от 35 000 до 9000 лет до новой эры. Однако этот период исторического развития наших предков не является сплошным и одинаковым потоком. Палеолитическое общество пережило несколько грандиозных экологических стрессов и вынуждено было многократно приспосабливаться к резко меняющимся условиям существования, перестраивать социокультурные системы. Его развитие подразделяется на несколько крупных эпох. Вслед за верхним палеолитом (35–9 тыс. лет до н.э.) последовала эпоха мезолита – среднего каменного века (9–5 тыс. лет до н.э.), а затем эпоха неолита – нового каменного века (конец 5 – 3 тыс. до н.э.). Различные типы культуры как адаптивно – адаптирующейся системы исторически трансформировались в связи с изменением природных оснований бытия древнейшего человека, его миграциями, взаимодействиями с другими общностями и внутренними самоорганизационными процессами. Социокультурная адаптация выражалась в разных направлениях деятельности человека: выборе хозяйственной стратегии, бытовой подсистеме и социокультурной адаптации. Охотничья деятельность эпохи верхнего палеолита обеспечивалась эффективным оружейным комплексом. На финальных этапах этой эпохи важнейшим достижением стало изобретение разнообразного дистанционного оружия. Высоко эффективные охотничьи системы имели локально-региональное своеобразие (в полярной, степной, горной, или тропической зонах обитания людей). Человеческий дух воплотился в многообразном вещно-предметном мире материальной культуры (специализированные орудия труда из камня, кости, дерева; каменные выкладки места обитания, многообразные типы жилища для холодного и теплого климата; пушное производство; создание одежды из шкуры, кожи, замши, и многое другое). Была создана развитая общинная система жизнеустройства, где исходной социальной молекулой была малая семья (5–6 человек). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселки (25–120 человек); создавались общие культовые центры в пещерах с их сокровенными ценностями или же «праздничные дома» на открытом пространстве с использованием строительного материала и музыкальных инструментов из костей мамонта (как, например, на знаменитой стоянке Мезин). Духовно-практическая деятельность человека воплощалась в создании таких интеллектуальных форм культуры как мифология, способы ориентации в пространстве по звездам, математика, календарь, «народная медицина», зоологические и геологические знания, символически-обрядовые системы и т.д. Особенно впечатляющим было развитие художественной культуры каменного века. Искусство было частью синкретического культурного комплекса, не отделяясь в самостоятельную сферу. Оно выражало реальное содержание культурного бытия древнего человека в мифологически осмысленной форме. Мифологическая картина мира выражалась в ярких художественных образах. Морфология (строение) мира искусства включала в себя: монументальную живопись и скульптуру; различные формы малой пластики (гравировки, наскальные рисунки, барельефы, круглые статуэтки, геометрическое искусство); первые варианты архитектурных решений; инструменты, связанные с музыкально-ритмическим творчеством; многообразные виды художественного ремесла – пластины, бусы, ожерелья, браслеты и др. Например, в украшениях погребенного в Сунгире (Сибирь) «вождя» только на руках имелось 20 браслетов и множество бус, нашитых на одежду. По мнению американского исследователя А.Маршака, содержание искусства первобытного человека нельзя сводить к охотничьей магии. В нем были представлены картины природы, образы времени (например, в гравировке на роге, представляющей плывущих северных оленей и лосей, из грота Лорте в Пиринеях). Самое значительное количество образов первобытные художники посвятили животным. Зверь, судя по древнейшим изобразительным памятникам, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Художественное изображение зверей достигло абсолюта, неповторимости шедевров[4]. Найдено также более 200 скульптурных произведений, посвященных человеческим образам. Среди них подавляющее большинство – женские статуэтки. Они представляют собой преимущественно зрелых дам. Это видимо, мифологические образы, владычиц зверей, прародительниц, хозяек священного огня, распределительниц пищи, а также хранительниц социального и культурного опыта. В целом, в огромном количестве памятников изобразительного и архитектонического искусства запечатлена эпоха древнейшего героического детства человечества. Как отмечает А.Д.Столяр, «человек палеолита не только впервые открыл возможность творчества и создания художественной картины действительности. Оставленные им изобразительные памятники пережили ледники и тысячелетия, сохранив свою эстетическую силу и выразительность... Шедевры четвертичной эпохи показывают действительную вечность и общечеловеческую значимость подлинного творчества, решавшего важнейшие историко-социальные задачи». В недрах культуры этого времени созидались исключительные по значимости духовные ценности. «Мастерская сознания» – так А.Д.Столяр определил исходную историческо-культурную миссию первобытной художественной культуры. Поскольку искусство упорядочивало систему мировосприятия, регулировало и направляло социально-психологические процессы и образно аккумулировало культурный опыт, постольку, по мнению В.Б.Мириманова, оно «служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе»[5]. Последующая после верхнего палеолита эпоха мезолита – кульминация природных изменений (последствия отступления ледника) и фундаментальная перестройка всей культурной системы (перемена мест обитания людей, создание новых экологических ниш, исчезновение крупных промысловых животных, обретение новых охотничьих стратегий, широкое распространение лука и стрел, одомашнивание ряда диких животных, открытие новых возможностей творчества). В искусстве появились и доминировали мужские образы, изобразительные сцены становились массовыми и динамичными, наметились композиционные приемы, схематизировался язык искусства и обострилась выразительность художественных образов. Культурная практика в целом, сложившаяся в многотысячелетней истории, по мнению М.С.Кагана, представляла собой трехстороннее системное образование, соединившее в одно целое охоту, собирательство и изготовление орудий. Впоследствии в неравномерном и нелинейном ходе истории эти три стороны радикально преобразовывались (собирательство – в земледелие, охота – в скотоводство, а изготовление орудий – в профессиональное ремесло)[6]. Как подчеркивает В.М.Массон, человечество «вышедшее в пору верхнего палеолита и мезолита на новый виток культурогенеза, замерло в стагнации и как бы накапливало силы для нового прорыва, связанного далее с освоением культуры скотоводства и земледелия, начиная с эпохи неолитической революции»[7]. Развитие первобытного общества базировалось на механизме воспроизведения и передачи установленных и освященных традиций, в которых аккумулировался внегенетический опыт бытия. Вследствие этого исторически первый тип культуры, построенный на могущественной и длительной власти традиции, называется традиционным.
|