КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живописные изображения пещеры Ак-Чункур. Киргизия. Мезолит.Пещера находится в одном из самых красивых районов высокого Тянь-Шаня, в бассейне реки Сары-Джаз. Ак-Чункур относится к пещерам карстового типа. Она выщелочена вдоль зоны дробления в мраморизированных беловато-серых известняках. Отсюда ее название «Белая яма». Пещера состоит из 2 ярусов. Ее длина 57 м. Она имеет также большой грот с высокими сводами. Его высота от 1,8 до 2 м. Грот, ориентированный на восток, утром освещается солнцем, и сумрачное пространство пещеры преображается. Рисунки нанесены темно-красной охрой на сглаженной поверхности стен и сводов серо-бежевого цвета. Охра наносилась, видимо, пальцем руки или предметом с плоским концом. Среди рисунков – горные козлы, архары, змеи, антропоморфные изображения. Рисунки людей выполнены в силуэтном стиле. Они монохромны. Размеры их – от 13 до 24 см. Особый интерес представляют рисунки на первом своде грота, где одна над другой, ногами друг к другу, изображены две полные женские фигуры. По силуэту они напоминают палеолитических «Венер». Киргизские «Венеры» столь же миниатюрны (16–18 см), статичны, с подчеркнуто пышными формами женщины-матери, но выполнены они не в скульптурном варианте, а написаны охрой. Выбор места для росписей – на потолках и сводах – тоже соответствует палеолитической традиции живописи и гравировки. Одно из женских изображений на другом своде переплетается с изображением змеи. Существенно, что наряду с женскими изображениями комплекс рисунков включает мужские фигуры, которые в Ак-Чункур доминируют. В культуре мезолита образ мужчины выдвигается на первый план. Заметна здесь и другая мезолитическая тенденция – нарастание схематизма в изобразительных системах. Отметим также, что высокая Азия осваивалась человеком вслед за таянием ледника примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху мезолита. В рисунках Ак-Чункур присутствует типичный для мирового искусства этого времени круг тем и сюжетов: женщина – охотник – звери; ритуальный мужской танец с семью участниками, который напоминает пляшущих лучников мезолитической пещеры Кобыстана на Кавказе; сочетание женских фигур с изображением (или присутствием) серповидного рога (в Ак-Чункур найден рог горного козла, наполненный жирной красной охрой). Сюжет женщины со змеей связан с мифологическими образами лунных богинь. Пещера Ак-Чункур непригодна для жилья. Скорее всего – это святилище. Возможно, что воспроизведение мифологических сюжетов и их изобразительная фиксация на стенах и потолке пещеры включались в исполняемую здесь ритуально-обрядовую церемонию. Такая ритуально-мифологическая система была средством культуротворчества, сохранения во времени и передачи поколениям социального опыта; она выступала адаптивно-динамической системой образного моделирования древним человеком мира и своего поведения в нем. Места для свершения церемоний – необычные, сакральные: от входа в грот открывается волнующая сердце панорама благодатной зеленой долины с молочно-белой вьющейся лентой реки, с широким пространством голубых небес, среди которых царят вознесшиеся к самому небу пик Победы и исполинская вершина Хан-Тенгри (Бога Неба).
|