Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Понятие о мышлении. Теории мышления

Мир, окружающий человека, многообразен и многолик. Он находится в процессе постоянного изменения, развития, совершенствования, трансформации. Эту функцию берет на себя сложный познавательный психический процесс – мышление. Мышление позволяет выявить сущность предметов и явлений, их свойства, связи и отношения с помощью различных опосредований.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [2;89].

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 1). Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. В этом мы имели возможность убедиться на примере с бумагой.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

 

Рисунок 1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата [3;45].

Задача мышления состоит в выявлении существенных связей, основанных на реальных зависимостях, в отделении их от случайных совпадений, возникающих в той или иной частной ситуации. В ощущениях и восприятиях вещи и явления даны в случайных, единичных, несущественных проявлениях, то есть в своих внешних соединениях.

Мышление позволяет человеку выйти за пределы чувственного познания, расширить его границы специфическим путем, опосредованно, с помощью умозаключений. Поэтому мышление позволяет глубже постичь суть явлений, вещей, их свойств. Мышление отражает бытие человека в закономерных его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Своеобразным строительным материалом для мышления являются результаты ощущений и восприятий, которые не исчезают, а накапливаются и позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, раскрывать новые свойства, не выделяемые с помощью органов чувств. Мышление сосредоточено на изучении и выявлении абстрактных свойств предметов и явлений и их взаимосвязей.

Выявление существенных связей позволяет человеку перейти от изучения случайного, единичного к общему. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно представляет собой движение мысли, раскрывающее связь отдельного и общего. Следовательно, мышление — это специфическая форма познания мира. Его основные характеристики: опосредованность и обобщенность [4;95].

С помощью мышления человек получает возможность отразить предметы и явления окружающего мира не механически, не непосредственно, а опосредованно через процессы анализирования, синтезирования и обобщения. Основным в мышлении С.Л. Рубинштейн считает взаимодействие мыслящего субъекта с познаваемыми объектами. Выявление взаимосвязи объективных и субъективных условий мыслительной деятельности он считает основной задачей мышления [5;76]. Специфику человеческого мышления С.Л. Рубинштейн видит в том, что оно является взаимодействием мыслящего человека не только с непосредственной, чувственно воспринимаемой действительностью, но и с объективированной в слове системой знаний, общением человека с человеком.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис.2).

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. [6;101]

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

 

Рисунок 2. Основные виды мышления

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысль наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Развитие мышления осуществляется в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Усвоение знаний и развитие мышления С.Л. Рубинштейн характеризует как диалектический процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Освоение знаний требует в качестве одного из основных условий продвинутость мышления, с помощью которого оно осуществляется. В процессе освоения системы знаний у человека формируется логический строй мышления, который служит предпосылкой для усвоения знаний более высокого порядка. Умственное развитие человека совершается в процессе взаимодействия с объективированным содержанием системы общественно выработанного знания. В системе знаний закрепляются итоги общественной практики.

Психология мышления относится к числу интенсивно изучаемых проблем отечественной и зарубежной психологии. Научные разработки проблем психологии мышления начали проводиться со второй половины XIX века и были значительно углублены и расширены на протяжении XX века. Благодаря мышлению познание поднимается на новый уровень, становится осмысленным. Мышление является целенаправленной, сознательной деятельностью человека, направленной на раскрытие существенных связей и отношений, предметов и явлений окружающего мира [7;216].

Исследования позволили выявить роль практических и умственных действий для перехода от чувственного познания к мысленному, роль прошлого опыта, условий, необходимых для овладения средствами мыслительной деятельности, прежде всего, речевыми. Исследованию были подвергнуты также вопросы мотивации мышления, его связи с потребностями, интересами и направленностью личности в целом.

Человеческое мышление - это языковое мышление. Оно совершается в обобщениях, которые фиксируются в словах и речи. Наибольший интерес, как, впрочем, и разногласия, у исследователей различных направлений вызывали: природа мышления, психологические механизмы мышления, процесс понимания, образование понятий, решение мыслительных задач, взаимосвязь с речью и онтогенез человеческого мышления.

Мышление изучается в рамках различных научных дисциплин, что отражает важность и многообразие аспектов, характеризующих мышление. Категориальный ракурс рассмотрения мышления реализуется в гносеологии. Здесь мышление изучается с точки зрения категорий объективного и субъективного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного и т.д. В логике устанавливаются действующие в мышлении законы, правила, формы, операции.

Кибернетика рассматривает мышление в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций, создания устройств искусственного интеллекта. Языкознание изучает речевые формы реализации мыслительного процесса. Науковедение изучает мышление как историю, теорию и практику научного познания. Этология рассматривает формы и уровни развития мышления в животном мире, предпосылки возникновения и развития человеческого уровня мышления [8;153].

Нейрофизиология изучает функционирование и морфологию нервного субстрата мыслительной деятельности. Эстетика анализирует роль и функции мышления в создании и восприятии художественных ценностей. Этот перечень можно было бы продолжать, но важно в данном случае зафиксировать то, чем отличается мышление как предмет психологии от всех выше перечисленных аспектов. Психология изучает мышление как аспект познавательной деятельности, как важнейший психический процесс человека.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. Мыслительная деятельность необходима для усвоения информации и для накопления новых знаний. Следовательно, мышление — это процесс отражения связей и отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Он сопровождается переживанием чувства понимания ситуации. Принципиальное значение для характеристики мышления имеет оценка его результатов с точки зрения истинности, т.е. их соответствия действительности.

Мышление полиморфно, т.е. не сводимо к определенным типам. Оно развертывается во времени и является проявлением активности субъекта. Мышление позволяет ориентироваться в новых данных личного опыта. Можно сказать, что мышление есть процесс функционирования ума, интеллекта, процесс продуцирования и преобразования мыслей. Мысль, в свою очередь, является структурной единицей мышления.

В житейском понятии с процессом мышления соотносится понимание умного или глупого человека. В повседневном словоупотреблении одна из самых распространенных в отношении человека оппозиций — оппозиция «умный — глупый».

Умный человек — это рассудительный, проницательный, смышленый, сообразительный, способный проникать за поверхностную сторону явлений, устанавливать неочевидные и отдаленные связи между явлениями, видеть их причинно-следственные отношения, предвидеть наступление тех или иных событий.

Глупый - это неразумный, недалекий, тупой, бестолковый, поверхностный, не имеющий собственных мыслей.

Ум является важнейшей характеристикой человека, его способностей и достоинств, состояния, в котором он может совершать осмысленные поступки и нести за них ответственность. Ум может быть широким, большим, обширным, ограниченным, глубоким, поверхностным, острым, тупым, вялым, быстрым, медленным, инертным [9;63]. Мышление в широком смысле понимается как активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем мире. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. Являясь субъектным, мышление имеет свои индивидуальные характеристики. В первую очередь, оно различается по степени самостоятельности, гибкости и быстроты мысли.

Мотивация — главная характеристика субъекта деятельности, в том числе и субъекта мыслительной деятельности, основной источник его активности. Выделяют две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижения результатов, не связанных с познанием объекта) и внутренние [10;117].

В зарубежной психологии сложилось большое количество подходов, в которых с большей или меньшей полнотой отражено исследование мышления. Среди них: механистический (ассоцианистский, диффузных репродукций, бихевиоральный), информационный, телеологический, структурный подходы. Наибольшие разногласия между ними возникли в понимании природы мыслительного процесса.

Основными характеристиками механистического подхода являются:

1) перенос объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов на мышление

2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта)

3) реактивность, внешняя обусловленность мышления

4) подмена объяснения процесса его моделированием

5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями. Согласно ассоцианистскому подходу исходными элементами опыта являются чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Основной закон ассоциаций гласит, что сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.).

Представителями этого подхода мышление трактуется как ассоциация чувственных представлений. Согласно ему, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение — через ассоциацию понятий, умозаключение — через ассоциацию суждений. При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие (теория «наложения фотографий»),

В теории диффузных репродукций считается, что чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Понятие — это ассоциация представлений. Суждение - ассоциация понятий. Умозаключение — ассоциация суждений. Основные принципы теории — это диффузная ассоциация и налагаемая репродукция.

В бихевиоральном подходе мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение («речь минус звук»). Мышление отождествляется с «поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт» (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Оно рассматривается как научение и подчиняется законам ассоцианизма. Э.Торндайк считал мышление инструментальным научением, в котором активность ненаправленна, а решение находится случайно в результате положительного подкрепления случайной пробы [11;87].

Информационная теория мышления рассматривает его как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач понимается как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). В рамках данного подхода мыслительные процессы моделируются по аналогии с компьютером, путем анализа информации на «входе» и «выходе». В результате происходит сведение мышления к элементарным информационным процессам.

Телеологический подход в качестве основной характеристики мышления выделяет его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления и делается акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач.

Основными чертами данного подхода являются: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (например, решение задачи); 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому; 3) мышление рассматривается как акт усмотрения отношений элементов задачи.

Вюрцбургская школа рассматривает мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Ими вводится понятие «задачи» и связанное с ней «предоставление цели», а также понятие «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Мышление представителями вюрцбургской школы трактуется как самостоятельный процесс, как особая деятельность, которая имеет не наглядный характер, а представляет собой осознание отношений, независимое от образных представлений. Единицей сознания признается действие, основным понятием — задача. Мысль характеризуется как метод решения задачи [12;56].

В рамках целостного подхода изучается творческое мышление, вопросы структуры и механизмов решения творческих задач. В большинстве своем данное направление представлено теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление понимается как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт понимается как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации определяется как понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Основным методом исследования является рассуждение вслух. Отечественные психологи пытались понять специфическую роль мышления в познании человеком окружающей действительности, в регуляции взаимодействий с ней. В России научная разработка психологии мышления связана с именем И.М. Сеченова. В его основных трудах «Кому и как разрабатывать психологию» и «Элементы мысли» заложены основные положения будущей теории мышления.

В работах П.П. Блонского предпринимались попытки рассмотреть мышление как самостоятельную ориентировку человека по отношению к новым для него впечатлениям. Мышление рассматривалось им как орудие в борьбе за жизнь. Жизненную обусловленность мышления воздействиями объективной действительностью подчеркивал Л.С. Выготский, который рассматривал мышление как аналитико-синтетическую деятельность мозга, осуществляемую с помощью речи. Он подчеркивал, что в процессе мышления человек размышляет, разговаривает с самим с собой и организует свое внутреннее поведение таким же способом, как он организует свое поведение в зависимости от поведения других людей. Л.С. Выготский разработал положение о роли речи в мыслительной деятельности человека [13;93].

Экспериментальное изучение мышления было проведено представителями школы С.Л. Рубинштейна [14;149]. Мышление трактовалось ими как опосредствованное и обобщенное отражение не данных наглядно отношений и зависимостей, предметов и явлений. Мышление рассматривалось как система сознательных операций, направленных на решение задач. С.Л. Рубинштейну удалось доказать, что мышление - это качественно иной, специфический психический процесс. В работах А.Р. Лурии было доказано, что мышление обеспечивается функционированием различных участков коры в их взаимодействии. Основой этого процесса являются сложные динамические системы межанализаторных связей, которые образуются в процессе индивидуального развития и изменяются при изменении условий жизни. Поражение любого звена приводит к нарушению мыслительной деятельности. Эти изменения зависят от локализации пораженного участка [15;38].

Им была также показана возможность компенсации дефектов, перестройка нарушений мыслительной деятельности и ее восстановление. Исследование механизмов мышления позволило более глубоко понять, как происходит переход от чувственного познания к мысленному, а также как возникает и развивается мыслительная деятельность человека.

В процессе мышления явно выступает взаимосвязь мышления и речи. Мыслительный процесс представляет собою непрерывный процесс актуализации знаний. Процесс мышления С.Л. Рубинштейн трактует как движение знания в нем: внутри мыслительной деятельности человека непрерывно функционируют научные знания, которые являются продуктом общественно-исторического развития.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты