КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные черты — части лицаЛицо — наиболее выразительная часть тела. Это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок человека, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Для испытуемых, рисующих голову в последнюю очередь, обычно характерны нарушения в межличностных отношениях. Лицо может быть расценено как социальная часть рисунка. Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях. Такой рисунок — графическое проявление избегания проблемы. Поверхностность, настороженность и враждебность характеризуют социальные контакты индивидов такого типа. Мы сталкивались также с опусканием черт лица в рисунках "нормальных" I субъектов. Робкие, несмелые, склонные к уходу от проблем индивиды часто сильно затушевывают черты лица, подчеркивая контур головы (значимость "Я" и сильное стремление к социальному принятию, заблокированное эгоцентризмом.) С другой стороны, мы отмечаем также выделение и подчеркивание черт лица у тех субъектов, которые в собственной фантазии компенсируют свою неадекватность и слабость самоутверждения, создавая образ "Я" агрессивного и социально доминантного индивида. Такая позиция часто проявляется в рисовании профиля и в комбинации профиля с неясно выделенной средней линией фигуры. Один глубоко дезадаптированный подросток, нарисовавший большую голову, наполнил свой рисунок богатым фантазийным содержанием и символическим выражением сексуальной витальности (огромная, сильно заштрихованная шляпа, чрезвычайно толстые, также сильно затушеванные губы, и пышные, тщательно прорисованные волосы). Голова была изображена практически отдельно от тела нарисованной фигуры. Она находилась в стороне от средней линии тела и была похожа на голову статуи, отбитую и неловко заново прикрепленную. В ассоциативных связях испытуемого выявилось, что нарисованный человек очень умен, и хотя он чернокожий и находится в стесненных обстоятельствах, он стремится стать доктором (большая голова — дань интеллекту, а излишне проработанные детали головы — дань фантазии). Остальная часть фигуры была нарисована в тщательно подобранной, как у денди, одежде — сюртук, отутюженные брюки и остроносые туфли. Сильно подчеркивалось ничем не сдерживаемое выражение того, что жизнь индивида направляется мощными импульсами. С клинической точки зрения, для этого субъекта характерна двойственность: с одной стороны, показная, кричащая, чрезмерно активная и несдержанная демонстрация сиюминутных потребностей, и, с другой стороны, оторванная от жизни фантазия, в которую субъект полностью погружается и которая превращает задание "нарисовать человека" в настоящий творческий акт, имеющий для субъекта значение катарсиса.
|