КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПодбородокВ представлении о красоте лица подбородок играет сравнительно небольшую роль. В реальной жизни просто различают слабый и сильный подбородок. В рисунках же он часто акцентируется. Роль подбородка в образе тела обусловлена преимущественно его символическим значением в качестве социального стереотипа, а не проистекает из его конкретной функциональной роли, В профильных изображениях подбородок часто вздернут, напряжен или заметно выступает. Такое изображение может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Оно интерпретируется как отражение сильного стремления к превосходству и социальной значимости. Нередко это стремление еще более полно проявляется в виде прорисовки с нажимом всего лицевого профиля в противоположность легким линиям во всех остальных местах. В таких случаях данное побуждение обычно не проявляется во внешнем поведении, а культивируется в воображении. В целом, линия, выполненная прерывисто или с нажимом свидетельствует о внимании к подбородку. Нередко подбородок женской фигуры изображается иначе, чем мужской. Как правило, зависимые мужчины часто символически отображают проекцию большей силы, приписываемой женщине, не только рисуя женскую фигуру большего размера, чем мужскую, но также наделяя ее гораздо более сильно выступающим подбородком. Глаза В функции социальной коммуникации, которая приписывается голове, существенная часть сконцентрирована в глазах индивида. К глазам относятся не только как к "зеркалу души", отражающему внутреннюю жизнь индивида. Это основной орган контакта с внешним миром. "Увидеть — значит поверить" — вот только одна из многочисленных поговорок, которые подчеркивают центральную роль глаз в функции принятия или отвержения мира человеком. Индивид, утративший слух, сохраняет активный контакт с окружающим миром, быть может в несколько раздражительной и параноидной манере. Он продолжает бороться. За несколькими особыми исключениями, человек, утративший зрение, теряет контакт с внешним миром, он неспособен к борьбе, поскольку он физически попадает в полную зависимость от своего окружения. Он либо вообще выключается из социального взаимодействия, либо становится чрезвычайно зависимым. Глаза — это главная точка концентрации чувства "я" и одновременно точка максимальной уязвимости этого чувства. Общеизвестное выражение "заслонить животворящий свет от человека" подтверждает тот факт, что человек может погибнуть, если ограничена его способность пользоваться зрением. Глаза служат прежде всего для предупреждения индивида об угрожающих или опасных элементах окружающей его среды. Это та функция, которую, как правило, выделяет прежде всего параноидный субъект, сильно графически подчеркивающий глаза. Параноидный индивид сверхнасторожен к любой детали, касающейся его. Эти идеи могут порождаться страхом того, как люди реагируют на его собственную враждебность по отношению к ним, — и особенности глаза являются центральным отличием этого типа сензитивности. Индивид может в отдельных случаях изобразить прикрытые чем-либо глаза, либо придать им выражение подозрительности — признак наличия идей отношения. Мы видим также пронизывающий взгляд в рисунке, где в большей степени отмечается функция глаза как агрессивного социального инструмента, нежели эстетическая функция либо функция получения более полного визуального опыта. Глаза могут также выражать злобность, силу или гипнотический контроль, и в этом смысле их следует расценивать как представителей сознания. Когда человек фиксирован на чем-либо, это смущает его мысли. Глаза имеют отношение к нашей эмоциональной жизни, чувству безопасности, поскольку мы читаем принятие или отвержение в глазах других людей. В литературе всегда уделялось много внимания глазам человека при описании его характера. Глаза имеют чрезвычайно большое значение в иерархии оценок физической красоты и сексуальной привлекательности. Глаз — сложный орган, позволяющий нам получать много удовольствия и много знаний. Графические способы изображения глаз, вероятно, столь же разнообразны, как их функция. В рисунке параноика мы видим большие, темные, сосредоточенные или имеющие угрожающее выражение глаза, создающие впечатление враждебности и подозрительности. Девочки в основном изображают большие по размеру и более тщательно прорисованные глаза, чем мальчики. Функционально глаза женщины могут быть более значимы для социальной адаптации и сексуальной стимуляции. Женщины также обычно более открыты социальным контактам, нежели мужчины. Гомосексуально ориентированный мужчина, часто очень экстравертированный в социальном плане, может изобразить большие глаза с ресницами в сочетании с обувью на высоком каблуке — все это в рисунке мужской фигуры. В других случаях область глаз, обведенная особой линией, может быть довольно большой, но сами глаза при этом могут быть относительно небольшими. В этом случае индивид может демонстрировать выраженную любознательность, но при этом испытывать некоторое чувство вины, связанное с этой функцией; возможно, это коренится в природе вуайеристического конфликта. Маленькие глаза часто появляются в рисунке в сочетании с другими графическими признаками поглощенности собственными переживаниями. Мы отмечали также испытуемых, рисующих фигуру с закрытыми глазами, как бы стремящихся отгородиться от мира, чтобы лучше сконцентрироваться на своем собственном телесном нарциссизме. Менее произвольная и более тонкая проекция "не видения" проявляется в пропуске зрачка и рисовании только контура глаза. В этом случае субъект не отгораживается активно от мира, но мир представляется ему туманно, как недифференцированная стимульная масса, с незначительной степенью определенности деталей. "Невидящий" глаз можно считать симптоматичным при эмоциональной незрелости и эгоцентризме. В отдельных случаях изображение "пустых глаз" доводится до крайности: в виде одинаковых маленьких кружочков изображаются глаза, нос, рот и пуговицы. Такие рисунки встречаются у деградировавших, впавших в детство взрослых, глубоко отсталых, а также иногда у маленьких детей, что вероятно является отражением зависимости, неглубокой эмоциональности, недостаточной способности к различению. В рисунке мужской фигуры, выполненном одной пациенткой, отсутствовали глаза, что было связано с ее садистскими фантазиями о ликвидации брата-конкурента путем его ослепления. Брови Значение бровей не вполне выяснено. Встречались индивиды, уделявшие особое внимание рисованию бровей, однако соответствующих ассоциаций от них получено не было. Интерес к бровям, вероятно, соответствует тому значению, которое придается другим волосистым деталям. Аккуратные брови, как и аккуратная прическа, — это один из социальных стереотипов, отражающих ухоженность и изысканность, в то время как кустистые брови предполагают более примитивные, грубые и неотрегулированные личностные характеристики. Смысловая нагрузка, которую несут аккуратные брови, — критическое (отношение к тому, кто позволяет себе свободное самовыражение, так же как поднятые брови ассоциируются с надменностью, высокомерием либо недоумением. Ухо Ухо, как правило, выделяется специально для обозначения какого-либо конфликта. Функционально ухо является относительно пассивным органом. Оно не видно полностью при контакте "лицом к лицу", а у женщин часто скрыто волосами. В тех случаях, когда ухо находится на виду, женщины носят серьги больше для того, чтобы отвлечь внимание от уха, нежели чтобы подчеркнуть его. Серьги служат выделению и подчеркиванию овала лица. Если ухо не бросается в глаза из-за размера или какого-либо особого дефекта, оно представляет малый эстетический интерес. Уши заведомо обречены на пренебрежение при поддержании их чистоты, и ковыряние в ушах считается таким же вульгарным, как и ковыряние в носу. Ухо появляется на рисунке в более позднем возрасте, нежели любая другая черта лица. Таким образом, предполагается, что отсутствие ушей на рисунке имеет меньшее значение, чем пропуск испытуемым более активной части тела. Если ухо выделяется своим размером, формой, местоположением, либо оттопырено или выступает сквозь волосы, можно предположить, что рисующий придает ему определенное значение. Его предрасположенность может варьировать от легкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций. Степень деформации уха часто коррелирует с интенсивностью слухового опыта. Особое внимание к рисованию уха может быть связано с глухотой, однако этому соображению не придается значение в случайно выбранных группах. Часто особо выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики, но их рисунок смягчен по сравнению с теми пациентами, которые страдают, или страдали слуховыми галлюцинациями. Шизоидный индивид с аморфными идеями отношений часто графически отражает этот симптом путем выделения уха. Одному юноше, страдавшему шизофренией, который предложил очень искусный рисунок человека, не содержавший большого количества патологических черт, был поставлен диагноз, в результате "слепого" исследования его рисунка благодаря необычному способу изображения ушей. Ухо было, нарисовано очень большим, имело линии, расходящиеся радиально из центра, и было экспрессивно затушевано. По результатам теста Роршаха он, как было впоследствии выявлено, идентифицировал карту III полностью как ухо: "Темное может быть внутренней частью, тенями внутри ушной раковины, а красное может быть светом, освещающим его". Часто индивид, имеющий гомосексуальный конфликт, проецирует идеи отношения и параноидные реакции в специфическое подчеркивание ушей. Индивид, который легко обижается и сопротивляется авторитетам, может демонстрировать на этой основе усиленное выделение уха. Один из умственно неполноценных индивидов, которого помимо всего прочего называли "ослом", и который активно реагировал на свою непопулярность, ухитрился снабдить свои рисунки бросающимися в глаза ослиными ушами. Волосы Выделение волос на голове, на груди, в виде бороды или усов в целом интерпретируется как стремление подчеркнуть мужественность. Акцент может быть выражен путем размещения волос на относительно большой площади тела, тщательной прорисовки прически, либо интенсивной штриховки участка, обозначающего волосы. Символическая значимость волос как индикатора сексуальной зрелости (мужественности) традиционно подтверждается фольклором и модой. Достаточно вспомнить в связи с этим классическую историю Самсона и Далилы. Часто наблюдаются бурные переживания, возникающие у подростков в связи с появлением волос на лице и теле. Для незрелого индивида характерно отращивать усы или бороду в попытке убедить других в собственной зрелости, невзирая на тот факт, что растительность заставляет заподозрить маскировку слабости лица. Бакенбарды, к которым некоторые подростки относятся как к чему-то стильному и мужественному, тогда как они служат лишь для выделения черт "денди" в изображаемой мужской фигуре, ассоциируются с "волчьей" традицией в сознании рисующего индивида. Мода на женские прически добавляет дополнительные подробности, особенно если это ассоциируется со специфическими характерами. Можно сравнить хотя бы чопорную, строгую и скучную прическу старой девы с подчеркнутой роскошью и свободой прически, ассоциирующуюся с сексуально привлекательной и активной женщиной. Ассоциации, даваемые испытуемыми-мужчинами (в основном, подростками или молодыми людьми), изображающими женскую фигуру с роскошными, распущенными волосами, в то время как мужская фигура изображалась с аккуратной и строгой прической, указывали на то, что беспорядочной прическе придается смысл сексуальной распущенности. Перефразируя утверждения многих пациентов, можно сказать: "Ее спутанные волосы означают, что она неаккуратна, развязна и нездорова". (У психосексуально незрелых мужчин часто наблюдается проекция аморальности.) Женщина с обильным оволосением часто расценивается как сексуально невоздержанная. Различное отношение к волосам у мужской и женской фигуры в основном наблюдается у психосексуально незрелых мужчин, которые сами по себе склонны к нарциссизму и с опаской относятся к женщинам. Акцент на волнистых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства имеет место в рисунках сексуально распущенных девочек, а также тех, кто предается возбуждающим фантазиям. Такое отношение часто встречается в подростковом возрасте, но также встречается у детей, преждевременно развившихся социально или сексуально. Такие рисунки часто включают ювелирные украшения и подобные детали. Энергичная растушевка волос наряду со слабо выраженной формой прически часто является выражением конфликта мужественности, перерастающего в отклоняющееся сексуальное поведение. Обозначение волос на челюсти появлялось в ряде рисунков подростков, чей конфликт, связанный с мужественностью, имел шизоидную основу. В одном случае острое проявление шизофренического возбуждения, включающего страх кастрации, возникало в парикмахерской, где испытуемому остригали волосы. Сочетания возникают в тех случаях, когда женская фигура нарисована с заметно выделенными волосами, в то время как мужская увенчана несуразной шляпой. Диагностическое значение этого — регрессировавший или шизоидный характер, оставшийся сексуально инфантильным и подверженный яркому фантазированию на темы мужественности. В подборках рисунков, демонстрирующих такой тип дифференцированного отношения к волосам и шляпе, женская фигура обычно представлена как более сильная в паре. Символическая значимость таких сочетаний волос и шляпы в рисунках регрессировавших испытуемых не вполне ясна. Возможно, шляпа служит цели сделать мужчину более представительным, скрывая его импотенцию, и в этом смысле представляет собой бессознательную сексуальную компенсацию. Интересно, что обратное отношение, т.е. рисование волос у мужской фигуры и шляпы у женской, встречается крайне редко. Нос Нос на рисунках принято рассматривать как сексуальный символ. Подобно пенису, нос находится на средней линии тела и выдается вперед, и его перемещение не является необычным. Большинство испытуемых мужского пола уделяют значительное внимание носу как при рисовании, так и при вербальном описании нарисованной фигуры. Подростки очень часто расценивают нос как наихудшую часть своего лица и тела. Нередко приходится слышать от подростка, что он отказывается месяцами покидать свою комнату, потому что болезненно озабочен формой своего носа. Один молодой человек, страдающий шизофренией, совершивший садистское убийство на сексуальной почве, жаловался на смущение, возникающее в связи с воображаемым дефектом носа, которое он пронес сквозь подростковый возраст. Эта озабоченность была определенно связана с чувством вины по поводу мастурбации. В рисунке другого пациента на месте носа помещен рот. Это замещение было особенно значимо, поскольку этот пациент был арестован за совершение куннилингуса с детьми. В его сексуальном поведении его пенис был действительно замещен ртом, и в рисунке рот был нарисован именно там, где полагалось быть носу (символу пениса). В ходе анализа рисунков встречалось много других случаев использования носа как символа пениса. Социальный стереотип восприятия длинного носа как подтверждения сексуальной силы и носа-"пуговки" как доказательства инфантильности отражен в большом количестве анекдотов. Поскольку большинство пациентов с психическими расстройствами имеют сексуальные нарушения: незрелость, переживания неполноценности и импотенции, гомосексуальность, постольку превалирование выделения носа в рисунках является весьма заметным. В профиле нос может быть подчеркнут, увеличен, либо уменьшен, подтерт, затушеван, перечеркнут, либо сделан слишком длинным. В целом, нос может быть затушеван, подчеркнут или пропущен. Конфликтное отношение к носу может быть придано обеим фигурам в паре рисунков. В других случаях субъект относит такого рода конфликтное изображение к фигуре противоположного пола. Способ, с помощью которого субъект распределяет свои собственные черты между мужской и женской фигурой, может проистекать из паттерна его сексуальных идентификаций. Интересно также отметить, что часто пропускание носа у одной фигуры сопровождается чрезмерным подчеркивание носа у другой фигуры в комплекте рисунков. Импотенция пожилого мужчины часто символически обозначается путем рисования чрезмерно длинного носа, в то время как сексуально неуверенный подросток вероятнее будет проецировать свои сексуальные трудности в явных символах, таких как пояс, выделяющийся клапан на брюках, либо затенение или обрезание носа. Опыт позволяет утверждать, что заштрихованный или срезанный нос относится в большей степени к страху кастрации и оправданию аутоэротизма, в то время как выделенный нос является подтверждением более прямой компенсации неадекватной сексуальности. Это наблюдение требует дальнейшей проверки. Если ноздри обозначены как-либо особо, то это считается проявлением агрессии. Такая интерпретация полностью подтверждается изучением других особенностей рисунка. Шея Шея часто подчеркивается с помощью графического выделения теми индивидами, которые обеспокоены несогласованностью своих импульсов и функций сознательного контроля. Для их личности характерно осознание некой раздвоенности. Предполагается наличие конфликта, относящегося к силе супер-эго. Структурно шея является связующим звеном между телом (импульсивной жизнью) и головой (интеллектуальным, рациональным контролем). С эстетической точки зрения шея, подобно ушам, практически не привлекает внимания, если она не слишком деформирована. Примитивные люди избирают эту область для украшательства. Чем выше уровень испытуемого, тем более выделяется ворот, с тем, чтобы подчеркнуть отделение головы от тела. Интересно, что религиозные символы и амулеты носятся на шее значительно чаще, чем на запястьях или лодыжках. "Твердолобые" и культурные, "зажатые", ригидные и сверх-моральные испытуемые, которые ради своего собственного превосходства отделяют от себя свои импульсы, ассоциируются с высокой длинной шеей, в то время как индивиды пикнического телосложения, имеющие короткую шею считаются грубыми, прямолинейными, их поведение более направляется побуждениями, нежели интеллектом. Убранство шеи различными украшениями оформляется скорее ради того, чтобы отвлечь от нее внимание и перенести его ниже на линию груди либо на лицо. В отдельных случаях появляется неуместная горизонтальная линия, как бы отрезающая голову от шеи, которую испытуемые не в состоянии объяснить. Более тонкий способ такого отделения осуществляется за счет появления тесного крахмального воротника на женской шее, причем остальная одежда не проработана. Конфликтное отношение к шее, подразумевающее нескоординированность между импульсами и рациональным контролем, проявляется во многих рисунках, поскольку равновесие между самовыражением и социальными предписаниями особенно зыбко в сложной и противоречивой культурной среде. Шея часто рассматривается как У наиболее важная часть тела испытуемыми, когда они высказывают ассоциации по поводу своих рисунков. Один из испытуемых объяснил эту важность тем, что шея является местом локализации адамова яблока. Один параноидный индивид утверждал, что без шеи "вы не можете повернуть вашу голову, чтобы увидеть, кто находится и что делается позади вас". Истерический ком в горле дает еще одно очевидное подтверждение того, что шея избирается как фокус конфликта. Наиболее серьезные попытки самоубийства направлены на действия с шеей. Некоторые психотические пациенты с чувством вины по поводу имевшего ранее место опыта фелляции демонстрировали симптомы острого дискомфорта, связанного с шеей. Один ребенок, которого собирались тестировать, молча посмотрел на исследователя и показал, что ему только что делали тонзилэктомию. Вскоре выяснилось, что этот ребенок подвергся обрезанию в связи с навязчивой мастурбацией, и что символическая кастрация с готовностью была перенесена на шею. Несмотря на то, что рисование шеи не требует какого-либо особого умения, это одна из тех деталей, которые позже всего включаются в детский рисунок. Опускание шеи является признаком незрелости в рисунках детей, взрослых дефективных испытуемых и регрессировавших индивидов. Этим индивидам действительно недостает способности произвольно регулировать свои побуждения. Длинная и часто очень тонкая шея, изображающая разрыв между телом и головой, особенно часто встречается на рисунках шизоидных или даже шизофренических индивидов. Клинически многие из них страдают от чувства телесной слабости, которое они выражают в компенсаторных стремлениях к физической силе и агрессии. В их вербальных ассоциациях они отмечают грудь и плечи как лучшие части нарисованной ими мужской фигуры и принижают значение головы. Они являются физически неполноценными и психосексуально инфантильными, и ряд представителей этой группы изучался в связи с их компенсаторными актами агрессии. Чрезвычайно длинная шея одной из фигур в комплекте рисунков может часто сочетаться с отсутствием шеи либо очень короткой шеей у другой фигуры в паре.
|