КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТуловищеИзображение туловища часто ограничивается простой продолговатой, квадратной или круглой формой. Округлая фигура ассоциировалась с менее агрессивными, более неразвитыми и более женственными рисунками, в то время как фигура, включающая углы, считается более маскулинной, соотносящейся с принципами экспрессивного движения, которые имеют отношение ко всем креативным проекциям. Туловище иногда в рисунке пропускается. Отведение конечностей от головы при отсутствии туловища уже ранее отмечалось в связи с рисунками очень маленьких детей, при этом особое значение придавалось возрастному уровню развития. Взрослые редко пропускают туловище. Пациенты с инволюционной или склеротической симптоматикой в отдельных случаях не придают мужской фигуре туловище, при этом туловище женской фигуры заштриховывается более сильно (отвержение собственного тела и агрессивность по отношению к женщине). У культурно ограниченных индивидов соответствующими клиническими чертами были ригидность и нарциссизм. Иногда туловище идентифицируется на основе его положения в рисунке фигуры, а не на основе определенного графического способа изображения. В этих случаях туловище просто обозначается как верхняя часть двух параллельных линий, идущих непрерывно от головы к ступням. Таким образом, отсутствует какой-либо контур, представляющий туловище, и, следовательно, фигура остается без какого-либо субстанционального тела вообще. Такие рисунки обычно невелики и наблюдаются у регрессировавших, примитивных или дезорганизованных индивидов. Другой тип изображения отмечается в нежелании ограничивать нижнюю часть туловища на тех рисунках, где нижняя часть все же изображена. Это интерпретируется как индикатор сексуальной озабоченности. Иногда ограничение осуществляется с помощью отдельной связующей линии, которая свидетельствует об озабоченности, относящейся к этой области. Очень худое тело при изображении человека своего пола обычно означает некоторую неудовлетворенность тем типом тела, которым обладает рисующий индивид. Это может быть прямой репрезентацией телесной хрупкости или слабости, либо это может являть собой компенсацию нежеланной полноты. В одном случае очень грациозная фигура выражала имеющийся у испытуемой страх стать толстой. Она ассоциировала телесную полноту со зрелостью, и ее центральная проблема состояла в сопротивлении взрослению. Другой ребенок десяти лет, который заметно отставал в росте, живо фантазировал по поводу переживаний роста, и нарисовал две параллельные линии близко друг к другу, от низа до самого верха листа, чтобы обозначить высокое тело. Двойной или неровный телесный контур, особенно в рисунках женщин, склонных к фантазиям на темы своего очарования, обычно свидетельствует об озабоченности проблемой веса, особенно в контексте подчеркивания оральной области в рисунках. Грудь Повышенный и значимый интерес к изображению груди отмечен в рисунках эмоционально и психосексуально незрелых мужчин. Груди стираются, затушевываются, к ним часто возвращаются для добавления нескольких дополнительных незаметных линий, что отмечает озабоченность этой частью фигуры. В отдельных случаях груди явно отвергаются и трансформируются в тщательно прорисованные нагрудные карманы. В нескольких рисунках груди были явно видны сквозь карманы, причем никаких других просвечиваний в рисунке не было. Имеет значение, изображена ли грудь низкой, свисающей, что предполагает репрезентацию образа матери, или высокой, крепкой, как у молодой женщины. Акцентированная грудь обычна в контексте сильного и доминантного материнского образа в рисунках испытуемых обоего пола. Женщина, которая придает изображаемой ею фигуре большие груди и прорисовывает область таза, может быть расценена как сильно идентифицирующаяся с продуктивным и доминантным Материнским образом, подчас в матриархальном смысле. Одна девочка-подросток, которая завидовала развитой груди своей матери, нарисовала низкую линию груди, с особо тяжелой брошью, предполагающую большую грудь под одеждой. Другая девушка старшего подросткового возраста, которая страшилась зрелости, обозначила крошечную линию зарождающейся груди, как у ребенка предподросткового возраста, в рисунке фигуры взрослой женщины. Один взрослый невротик, который был очень обеспокоен своим тайным сексуальным интересом к своей моложавой мачехе и который имел опыт незрелой сексуальной практики, нарисовал грудь в профиль, с явным обозначением открытого конфликта. Он стирал и перерисовывал линию груди много раз, менял ее размер и очертания до тех пор, пока она не оказалась торчащей на теле подобно эрегированному фаллосу. Когда он осмотрел продукт своих прилежных усилий, это побудило его насмешливо заметить: "Хм, она не может стоять так сама по себе". Плечи Ширина и массивность плеч считается наиболее общим графическим выражением физической силы и физического совершенства. В рисунках мужчин массивные плечи, выделенные за счет других частей фигуры, встречаются у подростков и часто у сексуально амбивалентных индивидов как сверхкомпенсация чувства телесной неадекватности. Испытуемую женского пола, рисующую женскую фигуру с мощными плечами, можно подозревать в некоторой степени маскулинного протеста, если эта интерпретация согласуется с акцентированием и других деталей рисунка, которые относятся к мужественности. Накладные плечи широко используются в мужской одежде. Женщины переняли это позднее, наряду с другими традиционно маскулинными деталями одежды. Проблема физической неадекватности настолько часто является предметом мучительной озабоченности эмоционально неуравновешенного мужчины, что порождает конфликтную неуверенность в том, какой ширины плечи следует нарисовать у мужской фигуры, — это случается достаточно часто. Когда плечи отмечены стираниями, подчеркиваниями и неуверенной линией, можно с уверенностью сделать вывод, что побуждение к развитию тела как выражение маскулинности является предметом особой озабоченности. В некоторых рисунках испытуемых-мужчин, представленных как анфас, так и в профиль, попытка достичь эффекта широких плеч у мужской фигуры выливается в их сходство с женской грудью, в то время как парная женская фигура может быть просто явно снабжена широкими плечами. Такое смешение физической силы и материнской символики в мужской фигуре обычно сочетается с другими чертами сексуальной неопределенности в рисунке.
|