Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Суставы




Кроме тех случаев, когда испытуемый рисует "скелета" в качестве стилистического образа телесных проблем, с которыми он столкнулся, он редко обозначает локоть, плечо, коленные суставы или костяшки пальцев в своих рисунках. У индивидов, которые обозначают суставы, можно заподозрить ощущение вины и неуверенности в связи с телесной интеграцией. Суставы придают фигуре качество "спаянности". Это механическая и искусственная нота, которая порождает сомнения в нормальном динамическом функционировании и стабильной организации образа тела. Шизоиды, явно шизофренические индивиды и в отдельных случаях люди с явлением телесного нарциссизма в состоянии ухудшения будут рисовать подчеркнутые суставы, чтобы замаскировать ощущение телесной дезорганизации. Обозначение суставов может быть также видно в рисунках, включающих застывшее, воображаемое движение. Большинство рисунков, которые содержат выделение суставов, свидетельствуют о зависимости от матери, психосексуальной незрелости и находятся в паре с женской фигурой, которая более агрессивна, больше по размеру и более доминантна, чем фигура мужчины.

Одежда

Образ тела может быть расширен, изменен или продолжен с помощью одежды. Большая часть нашего тела обычно закрыта одеждой. Безотносительно к отдельным теориям, касающимся функции одежды, в целом принято считать, что одежда всегда имела некоторую либидозную значимость. Одежда является в некотором смысле компромиссом между скромностью и прямой демонстрацией тела во всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда она определенно имеет функции защиты. Большинство испытуемых стремятся уклониться от проблемы — одевать или не одевать фигуру, которую они рисуют. Большинство останавливаются на компромиссе в виде грубого, туманного или символического обозначения одежды. Если человек задает предварительный вопрос: как он должен рисовать фигуру — в одежде или без нее, это может быть расценено как проявление сильной озабоченности и переживаний, связанных с телом. Смущение, с которым задается вопрос, и клинические данные, относящиеся к индивидуальному случаю, подтверждают справедливость такой интерпретации. Нередко идентичность проецирующегося человека, даже если проекция является бессознательной, может быть выведена из характера одежды. Так, прямой наряд на женщине, который достигает щиколоток, может быть расценен как обозначение того, что фигура представляет образ матери. Некоторые испытуемые-мужчины рисуют на фигуре молодого человека одежду той моды, которая была во времена молодости отца, таким образом подтверждая сильную идентификацию с отцом.

Изучение рисунков в соотнесении с клиническими данными выявляет небольшую, но существенную группу индивидов, для которых характерен избыток или недостаток одежды на нарисованной фигуре при том, что к рисунку они относятся с большой серьезностью и вкладывают в него много сил. Для удобства те, кто рисует избыток одежды, могут быть отнесены к нарциссистам одежды, а те, кто рисует мало одежды — к нарциссистам тела. Хотя для обеих этих групп характерна инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации, их отличают интересные различия в рисунках и, соответственно, в личности. Нарциссисты одежды используют одежду в основном в смысле социальной и сексуальной приманки. Телесный эксгибиционизм и самодемонстрация дополняются декорированием, в то время как собственно тело не обыгрывается. С другой стороны, нарциссист тела, если это мужчина, чаще всего демонстрирует в рисунке развитую мускулатуру, отдавая дань одежде лишь в виде коротких спортивных плавок. Рисунок же мужчины-нарциссиста одежды чаще похож на иллюстрацию из журнала мод — в изящном костюме с подложными плечами, носовым платком, тщательно сложенным в нагрудном кармане и другими деталями превосходного швейного искусства и ухоженности. Довольно интересно то, что женская фигура в паре может быть одета в купальный костюм и быть более мускулистой, нежели соблазнительной. С другой стороны, женская фигура нарциссиста тела всегда полностью одета, но так, чтобы подчеркнуть сексуальность одежды.

Этим контрастирующим типам изображения одежды соответствуют существенные различия в личности. Нарциссист одежды внешне вполне социален и экстравертирован. Однако социальность более мотивирована сильной потребностью в социальном одобрении и превосходстве, нежели истинным интересом к объекту. Рисунки фигур своего пола, выполненные женщинами, принадлежащими к типу нарцис-систов одежды, характеризуются чрезмерным вниманием к деталям косметики, украшениям и ухоженности. В целом, такие индивиды имеют тенденцию к психопатическому типу адаптации. Нарциссисты тела, выставляющие на первый план мускульную силу, соотносятся более с шизоидным, самоуглубленным и интровертированным типом личности. Они озабочены своим телом, часто до такой степени, что предаются долгим и напряженным упражнениям по развитию тела ради самого этого результата. Сексуально они, возможно, в основном ограничиваются аутоэротической стимуляцией. Они не получают истинного удовлетворения от социальных взаимодействий, предпочитая свои собственные фантазийные размышления.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты