КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СимметрияСтроение человеческой фигуры изначально симметрично. Элементарное обучение рисованию подчеркивает это, и тем не менее некоторые индивиды, как обученные, так и необученные, чрезмерно подчеркивают билатеральную (двустороннюю) детализацию. Излишняя симметрия порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого, с точки зрения психосоматики, можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой — против угрожающего окружения. Подчеркнутая симметрия может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников. Иногда субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки. Такие опоры используются для контроля билатеральности теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, которые могут страдать от некоторой деперсонализации, или которые переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности "Я". Стремление к завершенности и побуждение к эксгибиционизму — коррелирующие черты в таких рисунках. Индивиды, делающие чрезмерно симметричные рисунки, — обычно скованные, эмоционально холодные и отстраненные, неустойчивые личности. Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральности может выступать угрозой интегрированности баланса тела и, таким образом, порождает симптомы. Заметное нарушение симметрии можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности, или общей физической неадекватности. Фигура может выглядеть однобокой так, что это довольно часто удивительно верно отражает внешность самого субъекта. Самая большая группа, в которой отмечено несоблюдение симметрии, состоит из тех, кто страдает от нарушений латеральной доминантности. Эти индивиды неуклюжи в своих моторных координациях. В их рисунках человека одно плечо всегда будет заметно уже другого. Расстояние между грудью и местом крепления рук может заметно различаться. Часто руки и ноги различаются по длине, ширине, либо и тому и другому. Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у которых имеются эксцессы спонтанного поведения, могут демонстрировать нарушение симметрии, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности. Что касается важности отклонения от симметрии, необходимо определить, какая сторона, с точки зрения рисующего, у фигуры правая, а какая левая. Эта проблема была исследована различными путями. Для большинства испытуемых правая и левая сторона ориентированы с точки зрения субъекта, которого рисуют, а не с точки зрения наблюдателя.
|