КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные иконописные школы древней Руси их особенности.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Образы древнерусской иконописи.
Икона – это прежде всего неотъемлемая принадлежность христианской религии, она имеет не только художественное значение, но, главное, значение моральное, этическое, она занимает определенное место в духовной жизни общества и каждого отдельного человека. ИКОНА (от греческого eikōn– изображение, образ) – это изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. На ранних этапах развития христианства икон в современном смысле еще не было. Они появились во II веке н.э. и распространились к IV веку, хотя против поклонения иконам выступали многие церковные деятели. Прошедшая долгий путь становления, всевозможных гонений и запретов, иконопись к моменту христианизации Руси имела уже почти тысячелетнюю историю. Церковь рассматривает икону как символ, таинственным образом напоминающий людям о Божественном мире, столь трудном для понимания и проникновения в него ограниченного человеческого сознания. Беря свое начало от византийской живописи, строго следуя ее канонам, русская иконопись сумела выработать самостоятельный язык. Для нее характерны и свой способ отражения жизни, и свои живописные приемы, и свои секреты ремесла как в подготовке досок, так и в приготовлении красок. Но самое главное заключается в том, что наши далекие предки принесли в церковную живопись оптимистическое мироощущение, радость полноты земной жизни, утверждение бытия. «Именно России дано было явить то совершенство художественного языка иконы, которое с наибольшей силой открыло глубину содержания литургического образа, его духовность, - отмечал историк церкви и богослов Л.Успенский, - можно сказать, что если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией». Но чтобы познать это «богословие в образе», нужно прежде всего понимание языка древнерусской церковной живописи. Каноничность церковной живописи, строго установленная система изображения персонажей и сюжетов различных сцен, веками закрепленные традиции в написании евангельских лиц, святых и пророков служили для того, чтобы облегчить узнавание и избежать неправильного толкования письменных источников, прежде всего Евангелия. Иконографические каноны, отраженные в простых и лицевых (то есть с рисунками) иконописных подлинниках, точно указывают, как надо изображать того или иного святого: старым, молодым, седым, бородатым и т.д.; в каком одеянии он должен быть; слова, которые должны быть написаны на свитке в руках…
|