Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Новгородская школа иконописи.




Новгород избежал татаро-монгольского нашествия. Он имел контакты со всеми городами Европы. В XIV-XV веках в Новгороде был культурный и экономический расцвет.

Икона - самый демократичный вид искусства. Жители Новгорода заказывали иконы с XII века. Иконы продавались в другие княжества.

В начале XII века византийское влияние в новгородских иконах еще ощущалось. В XIV веке новгородцы создали самобытную школу, связанную с народным началом. В Новгородской школе иконописи нашло отражение народное миропонимание: идеалы добра, справедливости. Даже византийские образы переосмыслялись с народных позиций.

Свойства Новгородской школы:

1. Демократизм - проявляется в характере сюжетов, трактовке материала. Святых трактовали как простых людей, не изображали высшие духовные саны, князей.

2. Особая колористическая гамма. Новгородцы не используют дополнительные оттенки, применяют семь основных цветов. Редко используют розовый, изумрудный. В качестве фона используют киноварь (красный цвет).

3. Новгородцы владели всеми ремеслами, славились вышивкой, оружием, занимались разведением коней. Костюмы князей расшивали жемчугом. Любили узоры. Узоры на одеждах святых. Тяготеют к орнаментальному стилю.

4. Нет на фоне домов. Все изображения контурные, как аппликация. Контурные линии усиливаются контрастом темных одеяний на красном фоне. Четкость.

5. Взяв за основу традиционные иконописные типы, новгородские художники придали им народные черты: непринужденная манера постановки фигур, держащих оружие. Новгородцев волнует мужество, смелость, слава, а не мученичества. Больше всего именно они создали изображений конного Георгия, он не великомученик ("Чудо Георгия со змием").

Новгородские иконы XV века имеют не только религиозное, но и земное содержание. Традиционные канонические типы святителей, монахов, воинов, праведных жен приобретают народные черты.

6. Фигуры людей у новгородцев удлиняются. Это придает изображению стройность, величие, богатое внутреннее содержание. В изображении человека появляется строгий графический рисунок рук, ног и тела. Раньше объема в иконописи вообще не существовало. Новгородцы первые для выражения объема на части тела наносили пробела белой краской или золотом. Штрихи в пробелах отличаются графичностью, четкостью. Пробел краской делается на плечах, животе, рукавах, коленях хитонах. Золото в новгородской иконе употреблялось сравнительно мало. Одежды царей и священнослужителей украшали жемчугом, драгоценными камнями.

7. Новгородцы не любили недоговоренности. Употребляли реальный смысл жизни. Они первые в иконописи стали изображать вполне реальные образы ("Битва новгородцев с суздальцами" - отражено реальное событие, которое было в 1169 году.)

8. Новгородские иконописцы часто изображали двурядные и трехрядные (двухрегистровые и трехрегистровые) иконы ("Битва новгородцев с суздальцами" - трехрегистровая).

9. В новгородских иконах художников не интересует пространственное отношение внутри изображаемого, но связь со зрителями активно подчеркивается.

10. Новгородским иконам свойственна декоративность, праздничность.

11. Новгородцам лучше всех удается изображение коров, лошадей.

12. Новгородские иконописцы тяготеют к реалистической детали. "Рождение Христа" - изображают тазы, рукомойники, разбросанную обувь.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты