КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проявление и природные свойства раскрепощенного живого упругого встряхиванияЧто такое усилие раскрепощенного живого упругого встряхивания? Некоторые известные мастера тайцзицюань давали этому виду силы тайцзицюань очень много интересных характеристик. Учитель Чэнь Чжаокуй, например, использовал следующие аллегории: «Это усилие лучше всего видно, когда выгуливают скот. После того как животное вываляется в пыли, оно встает и стряхивает с себя частички пота и грязи одним сильным встряхивающим движением. В Чэньцзягоу это усилие называют игэ лин (быстрота в один гэ )». «Это усилие похоже на то, как открывают брандспойт: вода заполняет шланг и резко бьет наружу». «Оно похоже на внезапно потерявшую контроль раскрывающуюся часовую пружину, образец быстроты и упругости». Чан Найчжоу также очень интересно описывал это усилие раскрепощенного живого упругого встряхивания, например: «Похоже на то, как от испуга во время сна внезапно следует пробуждение; похоже на то, как на кожу попадает искра от костра; похоже на то, как вздрагивают зимой от внезапно ворвавшегося холода, … в подобных ситуациях, изначальная истинная ци сгущается, дух концентрируется». «Поэтому выпуск ци похож на зажигающийся огонь, на спускаемую арбалетную тетиву, внезапно и до конца». «Подобно хлопушке: чем плотнее забить, тем громче звук. Вначале нужно учиться концентрировать ци, потом учиться вращать по кругу (усилие скручивания, спиральное усилие), потом учиться использовать до конца (в прежних комментариях: «кости и мышцы направлять вместе одним пучком», а некоторые известные мастера говорили «использовать до конца»), когда в тренировке силы есть навык, три ци объединяются в одну, только тогда можно применять». Поговорим о природных свойствах усилия раскрепощенного живого упругого встряхивания. Для начала нужно выяснить смысл этих понятий: раскрепощенность, живость, упругость и встряхивание. Раскрепощенность – это обязательное условие для округлой живости. А раскрепощенная живость является предпосылкой для упругого встряхивания. Раскрепощенность базируется на макушечном усилии и устойчивости в нижней части тела. Психику, мышцы и суставы нужно привести в естественное состояние, нигде не должно быть зажимов, это будет подготовкой для последующего выброса силы. Раскрепощенность и концентрация – это потенциал единства противоположностей взаимной поддержки инь-ян человеческого тела. Например, требование в тайцзицюань «продвигаться вперед словно кошка» - это образ мягких и раскрепощенных перемещений. Но вместе с этим это указывает и на то, что когда кошка продвигается вперед, у нее одна нога идет вперед, а другая используется как опора, она обязательно должна концентрированно зацепиться за землю и упереться, тогда передняя нога будет ступать легко и проворно. А это говорит о том, что в теле кошки одновременно есть легкость и погруженность, раскрепощенность и концентрированность. В человеческом теле так же. Верхняя часть тела легкая и мягкая, нижняя часть должна быть устойчивой. Точка выброса силы может быть раскрепощенной и мягкой, но точка опоры обязательно должна быть крепкой и устойчивой. Левая нога шагает легко и проворно, правая нога еще больше напрягается. Поясница должна быть раскрепощенной и подвижной, макушечное усилие вверх и усилие погружения вниз должны быть скоординированы. Поэтому раскрепощенность нужно рассматривать с точки зрения взаимной поддержки инь-ян. Когда учитель Чэнь Чжаокуй говорил про раскрепощенность, он особо делал акцент на раскрепощенность груди и поясницы, и что нужно достичь «четырех столпов» раскрепощенности и погруженности. А именно обоих плеч и обеих куа. Раскрепостив куа, можно обрушить поясницу и сделать подвижным вращение даньтянь; при раскрепощении плеч можно раскрывать и закрывать область груди и спины, а также увеличить свободу движений рук. Он делал особый акцент на то, что в повседневных тренировках следует непрерывно увеличивать степень вращательной подвижности в плечах и куа. Отсюда видно, что раскрепощение плеч и раскрепощение куа является ключом к раскрепощению всего тела. Под живостью имеется в виду округлая подвижность. В мире любое подвижное состояние имеет отношение к кругу. Вещь, имеющая форму круга – самая подвижная. Ключ проблемы округлой подвижности находится в изменениях шунь-ни по спиральным траекториям каждого отрезка тела и конечностей, которые позволяют свободно меняться пустое и полное потому, что сфера всегда имеет центр тяжести только в одной точке. Если есть опора на две точки, то не будет подвижности сферы. Поэтому скручивание шунь-ни и взаимная поддержка пустого и полного являются условием для раскрепощенной подвижности. Упругость – это вид пружинистой силы. Все знают, что если давить на пружину, она имеет силу распрямления и если растягивать пружину, то она имеет силу сжатия. Эти две эластичные трансформации образуются от упругой силы противодействия, которая называется пружинистой силой. Эластичная трансформация и пружинистая сила образуют прямую пропорциональность. Чем большую границу имеет эластичная упругость, тем сильнее пружинистая сила. В некоторых видах спорта во время тренировок делается акцент на пружинистую силу предметов. Например, стрельба из лука основана на пружинистой силе лука; в прыжках в воду используется пружинистая сила доски; в прыжках с шестом – пружинистая сила шеста и т. д. И в движениях тайцзицюань используется пружинистая сила. Самым главным является тренировка взаимного сочетания внутренней и внешней силы мышц всего тела. Позже мы коснемся методов тренировки пружинистой силы тайцзицюань. Встряхивание – это форма проявления описываемой выше пружинистой силы. Это быстрое встряхивающее, спиральное, накатывающее, импульсное усилие, похожее на поднимающуюся и проявляющуюся силу сразу всего тела. Поэтому, учитель Чэнь Чжаокуй образно говорил об этой силе: об ударе кулаком: «Словно мой кулак не нужен, берем и выбрасываем», о силе руки: «Моя рука не нужна, берем и встряхиваем». Отсюда встряхивающее усилие имеет еще смысл полного высвобождения. В «Суждениях о кулачном искусстве» также есть образное определение этого встряхивающего усилия: «Все тело мягкое, будто без костей, внезапно разжимается и проявляется в кистях». Раскрепощенное живое упругое встряхивающее усилие всегда базируется на раскрепощении всего тела. Оно основывается на надавливании стопами земли (как источник электрического тока), управляется внутренним вращением даньтянь (как генератор электрического тока подает электричество по проводам), с потенциальной энергией всего тела концентрируется в точке выброса силы, и с вибрацией, с последовательным волновым накатыванием влево-вправо-влево …, или вверх-вниз-вверх …, или сжиманием-распрямлением-сжиманием взрывается мощной силой. Эта взрывная сила обычно воспринимается как огромный скрытый потенциал человеческого тела. На нем основаны самые последние теории, см., например: «Жизнь как вибрационные колебания» («Мировая физическая культура», № 1 за 1991 год) или лечение застоев крови вибрацией (китайская медицина). Она оказывает чрезвычайно благоприятное оздоровительное воздействие на организм. На вибрации базируются традиционные китайские виды боевого искусства, такой встряхивающий упругий удар может серьезно повредить внутренние органы противника.
|