Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Пути развития усилия раскрепощенного живого упругого встряхивания




Обладание усилием раскрепощенного живого упругого встряхивания – это наивысшее гунфу в тайцзицюань. «Сугроб в три чи не выпадает в один день зимы». Чтобы сформировать и натренировать подобный вид усилий тайцзицюань, необходимо долгое время кропотливо практиковаться, объединять и сочетать внутреннюю и внешнюю силу, усердно приумножать и воспитывать, при этом приобретается навык, который нужно продолжать закреплять. Я помню, что когда начинал обучение у Чэнь Чжаокуя, учитель постоянно критиковал меня: «грудь и поясница, что одна стальная пластина», нет усилия упругого встряхивания. Десятилетие спустя мне стали понятны его наставления.

Основываясь на многолетнем практическом опыте автора, позволим себе сделать несколько замечаний по постановке этого раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия:

1. Много лет упорно практиковать форму в низких позициях. Форму необходимо практиковать в низких позициях, к тому же в момент смены пустого и полного нужно, чтобы паховая область (точка хуэйинь) двигалась по нижней дуге. Это должно раскрепостить вашу поясницу и куа. Раскрепощение поясницы и куа – это ключ к раскрепощению всего тела. К тому же тренировка в нижних позициях увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, отсюда увеличивается сила и упругость мышц поясницы, мышц спины и бедер, коленного и других суставов. Упругость, подвижность и сила в этих местах – основа для упругого встряхивающего усилия всего тела. После раскрытия и раскрепощения в тазовой области быстро разрешается проблема раскрепощения в других местах тела. Поэтому часто говорят: «Поясница, пах, колени – это двигатель тайцзицюань».

2. Обращать внимание на то, что даньтянь – это ядро для практики изменений груди и поясницы. Практикуя тайцзицюань, нужно поминутно обращать внимание на то, что даньтянь ведет все тело, координируя внутренние и внешние движения. Поскольку даньтянь является осью выброса упругого встряхивающего усилия, нужно увеличивать твердость наполнения ци в даньтянь (внутреннюю ци и укрепление низа живота); чем больше это уплотнение, тем глубина прохождения поступательной силы противника меньше, а сила упругого обратного противодействия возрастает. Поэтому необходимо обращать особое внимание на внутреннюю работу в тайцзицюань. В некоторых письменных источниках по тайцзицюань пишут: «Не стоит вздыхать о трудностях, советуем вам тренироваться изнутри наружу, (практика) не снаружи, (она) внутри, пройдя через внутреннюю (практику) все тело станет легким, появится сокровенная естественность». В связи с этим необходимо усиливать работу с поясницей и паховой областью, работу с даньтянь.

3. Использовать философский принцип «начинать от обратного»; при помощи трех аспектов силы противодействия (внутренних резервов тела, поверхности земли и силы противника) увеличивать свою пружинистую силу. В развитии силы противодействия, возникающей в собственном теле, наиболее важными являются принципы тайцзицюань: «хотим влево – сначала вправо, хотим вправо – сначала влево; хотим раскрыть – сначала сжать, хотим сжать – сначала раскрыть», которые основаны на силе противодействия каждого элемента внутри человеческого тела. Если перед тем как повернуть грудь и поясницу вправо сначала повернуться влево, то выброс силы вправо возрастет. Например, в движении 1-й позы «Второй цзиньган дао дуй» перед тем как выполнить выброс силы влево, сначала делается верхний люй вправо, затем фацзинь влево. Это так же, как и в рассматриваемых выше примерах с часовой пружиной, закручиванием петарды, хотим выпустить – сначала закрутить, хотим выпустить влево – сначала закрутить вправо, хотим выпустить вперед – сначала закрутить назад (как в позе «свернутая хлопушка»), центростремительная и центробежная силы взаимно сочетаются. А именно используются пружинистая сила противодействия и выпуск силы: «хотим влево, но сначала вправо», «одно сгибание – один возврат», «одно закручивание – один выпуск». Относительно заимствования силы противодействия поверхности земли можно сказать, что она основана на том, что во время практики тайцзицюань ци погружается в даньтянь, стопы давят на землю, пальцы ног «хватают» землю, а также упругие прыжки, которых много во второй форме, все они заимствуют силу отдачи земли. В отношении противника также используются принципы «хотим влево – сначала вправо», «хотим вверх – сначала вниз»…, «начинать от обратного», «зашуметь на востоке – ударить на западе», чтобы ударить его слева, нужно сначала потянуть вправо, или усилить пэнцзинь справа, потом использовать силу его противодействия. В момент, когда вы вошли в контакт с противником, с его стороны возникает сила упирания (сила противодействия), сразу пользуйтесь ею. Если вы ощущаете, что его сила проявляется не четко, увеличьте силу в точке контакта, зашумите на востоке и ударьте на западе (обманите его), создайте ситуацию, при которой вы используете его силу и атакуйте. Если вы обнаружите, что сила противника возвращается, немедленно быстро бейте по его реверсионной силе. Если противник не сопротивляется и не создает силу противодействия, можно вписаться в движение, использовать длинное усилие и атаковать.

4. Сочетать практику даньши, культивировать силу сознания. Выше уже говорилось, что сила тайцзицюань – это сила, произведенная от сгущения и концентрации «трех драгоценностей» - сущности (цзин), пневмы (ци) и духа (шэнь). Среди них функция шэнь (потенциал сознания), а именно управляющая способность головного мозга представляется особенно важной. Скорость и сила фацзинь в очень большой степени зависят от проводимой способности центральной нервной системы и скорости передачи нервных импульсов. Поэтому в повседневных тренировках нужно обращать внимание на культивирование силы сознания, в практике даньши или «стоячем цигун ста захватов» необходимо четко представлять боевое применение каждого движения, в сознании нужно иметь предполагаемую цель удара, атаки, тренируя тем самым проницательность, скорость и силу. На протяжении длительного времени в повседневных тренировках нужно тренировать сознание.

5. Используя внешнюю силу развивать внутреннюю силу. Например, через практику туйшоу, а также во вспомогательных практиках, таких как встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, ударах по мешку, несомненно развивается внутренняя ци, укрепляется внутренняя сила и сила упругости поясницы и ног. Мы на практике укрепились в том мнении, что, используя в тренировках различные предметы для развития внешней силы, развивается и внутренняя сила. По этому поводу в книге «Восстановительные методы лечения» сказано: «Если намереваетесь наладить работу внутренних органов, самое лучшее обратиться к культивированию внешней работы». Внутреннее и внешнее взаимно обусловливают и формируют друг друга, внутреннее и внешнее тренируются вместе, тогда непременно будет достигнут положительный эффект.

Все вышеизложенное – это лишь поверхностный личный опыт автора. Чтобы окончательно разобраться во всех тонкостях взрывной силы тайцзицюань, следует пройти долгий путь. У вас есть время для углубления и расширения опыта в этом вопросе.


Чанчжоу, 29 марта 1992 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты