Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социально-психологические функции религии




Анализ специальной литературы показывает, что принято выделять пять основных социально-психологических функций религии.

Тот же анализ легко показывает, что основной функцией религии в социаль­но-психологическом контексте безусловно является интегрирующая функция. От О. Конта и Г. Спенсера практически все исследователи считали именно религию сред­ством достижения «единства», «объединения», «систематизации», «координации» и, наконец, «интеграции». Религия сплачивает индивидов в массы верующих. Мировые религии в своем развитии способствовали единению значительных масс людей. Так. только одна Римская империя, ликвидировав политические и социальные различия в жизни многих отдельных народов, ликвидировала и различия между религиями, породив единое для всех христианство. Оно же, в свою очередь, закрепило те дости-


Глава 3.1. Психология религии 245

жения этой империи, которые иначе были бы обречены на вымирание, как и многие предшествовавшие цивилизации. «Все религии древности были стихийно возникши­ми племенными, а позднее национальными религиями, которые выросли из обще­ственных и политических условий каждого народа и слились с ними. Раз были разру­шены эти их основы, сломаны унаследованные общественные формы, установленное политическое устройство и национальная независимость, то, разумеется, рушилась и соответствующая им религия» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). Ислам, который в пе­риод своего зарождения отражал объективную историческую необходимость объ­единения разрозненных арабских племен, использовал дихотомию «мы» («правовер­ные») — «они» («неверные») как основу для формирования самосознания арабов. Развитие православного христианства стало фактором сплочения и возникновения национальной идентификации великороссов. Можно приводить много таких при­меров.

Интегрирующая функция сплачивает единоверцев. Психологическая основа та­кого сплочения — «мы-сознание», стимулирующее ощущение единства, взаимосвязи людей, принадлежащих к данной общности. На некоторых этапах общественного развития «мы-сознание» компенсирует отсутствие этнического единства в рамках го­сударственного объединения. Универсализм католицизма долго был фактором госу­дарственного и регионального социально-психологического единства народов Латин­ской Америки. Протестантизм поднял США до уровня великой державы. Уже упо­минавшийся ислам, объединивший арабские племена в единую общность, изначально опирался на концепцию государства как религиозной общности.

Для стран с доминированием одного религиозного направления характерно отож­дествление в массовом сознании религиозного и национального. Идея исключитель­ности своего народа, своей нации также основана на вере. Если господствующие ре­лигиозные представления не обеспечивают социально-психологической основы на­циональной интеграции, то предпринимаются попытки возрождения идей, символов и ритуалов более древних культов. Пример — Германия эпохи фашизма, где пропа­ганда идеи немцев — наследников древней арийской расы сопровождалась внедрени­ем ритуалов средневековых христианских крестоносцев, а также мистическими обря­дами древнегерманских языческих культов.

Интегрирующая функция религии обычно поддерживается соответствующей си­стемой обрядов и ритуалов (таких как коллективная молитва), подкрепляющих «мы-сознание», чувство принадлежности к данной религиозной общности. Здесь интегри­рующая функция смыкается с другой, коммуникативной функцией религии.

Участие в религиозных обрядах удовлетворяет потребность людей в общении. Его центром часто как раз и является церковь, мечеть, молитвенный дом или иное место для собраний верующих. Коммуникативная функция религии — это своеобразный компенсаторный механизм по отношению к свойственному современному обществу феномену массового отчуждения. Это же связано с проявлениями еще одной, компен­саторной функции религии.

В целом, под компенсаторной функцией понимается иллюзорное восполнение не­способности людей на определенных этапах развития управлять своими собственны­ми общественными отношениями. Возникающее при этом чувство зависимости от социальных сил определяется понятием «отчуждение». «Это закрепление социальной деятельности, это консолидирование нашего собственного продукта в какую-то веще-


246 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

ственную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, иду­щую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты, является од­ним из главных моментов во всем предшествующем историческом развитии. Соци­альная сила... представляется данным индивидам не как их собственная объединен­ная сила, а как некая чужая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господство­вать над этой силой, — напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней раз­вития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляю­щих эту волю и это поведение» (Маркс, Энгельс, 1951-1984).

Компенсируя эту зависимость, религия объясняет непонятные закономерности общественного развития «божьим промыслом» и «божественной волей». Это дает на­дежду на вмешательство Бога, на его помощь. В свою очередь, желание воздейство­вать на Бога, заставить его помочь разрешить те или иные проблемы пронизывает всю религиозную деятельность верующих.

Разумеется, религия выполняет и важную мировоззренческую функцию. Она все­гда выступает как основа системы ценностей и в обществе в целом, и в сознании от­дельного человека. Догматы религии — это итог, результат систематизации непосред­ственного опыта, реальных и иллюзорных представлений, которые формируются массовым сознанием. В своей «организованной» форме они вновь воздействуют на массовое сознание, помогая человеку не только соединять свои знания об окружаю­щей действительности в цельную и относительно непротиворечивую «картину мира», но и выбирать правильную линию поведения.

В этом проявляется тесная связь мировоззренческой функции религии с другой, регулятивной функцией. Последняя проявляется в том, что религия реально регули­рует поведение людей в обществе, создает и поддерживает систему норм и правил жизни. Хорошо известно, например, что в средневековых общественных отношениях «политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отрас­лями богословия... Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). Почти аналогично шариат в исламе сложился как обоснованная божественны­ми предписаниями система правил общественной и государственно-политической жизни. Подчеркнем, что регулятивная функция религии связана с регуляцией не только собственно религиозной деятельности, но и всей массовой обыденной жизни людей. В конечном счете, и христианские десять заповедей и, скажем, каноны шари­ата направлены почти на одно и то же — на формирование массового сознания и нор­мативного поведения значительных общностей людей. Понятно, что сказанное еще раз подчеркивает важную роль интегрирующей функции религии. Главный же интег­ратор — разумеется, сама вера.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты