Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Архитектурное творчество Ф.Канделла




Крупнейшими мастерами железобетона послевоенного периода являются испанский инженер Э. Торроха и мексиканский архитектор Ф. Кандела. Э. Торроха создал ряд интересных по форме сооружений, но больше известен как ученый и инженер. Творчество Ф. Канделы в области железобетонных сооружений заслуживает изучения. Как и П. Л. Нерви, Ф. Кандела — инженер архитектор. Его излюбленная конструкция беседки — оболочки типа гиперболического параболоида. Уже сам факт обращения к этой теме свидетельствует о глубоком проникновении мастера в сущность материала. Ибо гиперболоид вращения — одна из интереснейших пространственных форм железобетона сочетает высокую технологичность и экономичность с огромным разнообразием формообразования. Гиперболический параболоид — типичная конструкция, «сопротивляющаяся по форме», работает на растяжение и сжатие одновременно, при небольших изгибающих моментах в зоне опор. Все эти качества позволяют применять оболочки из монолитного железобетона минимальной толщины. Каковы же конкретные приемы и формы, примененные Ф. Канделой и созданные его фантазией и расчетом?

Зонтообразная форма применена архитектором для покрытия рынка (1954) и фабричного корпуса (1956) в Мехико. Покрытие рынка состоит из воронкообразных зонтов, опирающихся на одну точку. Композиционное разнообразие достигнуто за счет световых разрывов между зонтами, но Ф. Кандела наклоняет зонты и получает вертикальные проемы наподобие шедовых. В интерьере благодаря этому создается необычное по форме пространство, сотканное из идущих в разных направлениях изогнутых плоскостей бетона и лучей света, заполняющих помещения.

В здании фабрики Ф. Кандела использует ту же форму зонта, но совершенно по-иному: он переворачивает его ребрами вверх и опирает на четыре V-образные опоры. Каждая оболочка-зонт перекрывает площадь 16x16 м. Поскольку борта оболочек работают на сжатие, между опорами устроены железобетонные заборы, воспринимающие растягивающие напряжения. Они же выполняют функцию служебных мостиков для мытья стекол. В результате создается принципиально новая форма пространства, насыщенного светом и пластикой форм.

Гиперболические параболоиды дают настолько большой простор в комбинировании форм, что Ф. Кандела не раз предупреждал о возможных архитектурных трюках и формалистических злоупотреблениях в использовании этого типа конструкций. Сам архитектор в своем творчестве стремится к простоте геометрических сочетаний. Он пишет; «В каждом случае я стараюсь максимально упростить поставленные передо мной проблемы и найти разумные решения, несмотря на их кажущуюся сложность. Я убежден, что успех состоит не в осуществлении экстравагантных форм, а в разумной разработке деталей. Проектирование опор и балок и расположение ребер жесткости, носящих функциональный смысл, вот что интересует меня больше всего. В равной степени, как и Нерви, я думаю, что в пределах удовлетворительного, с точки зрения статики, решения существуют огромные возможности для выражения собственной личности и получения конструкций, выразительные особенности которых гармонируют с их функцией.

В проектах общественных зданий, например часовни, ресторана, павильона университета в Мехико, Ф. Кандела применяет различные по форме гиперболические оболочки с прямолинейными или параболическими образующими. Так, например, часовня в Мехико напоминает гигантскую раковину, обладает простотой и изяществом формы в сочетании в рациональной конструкцией. Ясная классическая и законченная форма цветка применена в здании ресторана в Мехико. Эта форма получена из четырех взаимно пересекающихся гиперболических параболоидов. Растягивающие усилия здесь воспринимают затяжки, расположенные под полом. В здании павильона астрофизики Ф. Кандела сочетает оболочки с рамно-консольным опорным элементом, чем достигает новой образной выразительности. Каждое звено Ф. Канделы совершенно оригинально по форме. Хотя в основе его обычно используются простые, но эффективные элементы и технологические принципы, сооружения Ф. Канделы могут показаться чрезвычайно сложными. Такова логика современного архитектурного творчества, достаточно свободного в выборе форм


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты