КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ф.Шехтель. Ярославский вокзал в МосквеПервое здание Ярославского вокзала было построено в середине ХIХ в. по проекту архитектора Р.Кузьмина. В конце века с приходом нового министра путей сообщения С.Ю. Витте в России началось активное железнодорожное строительство: так, линия Московско-Ярославской железной дороги была удлинена до Архангельска и к ней были присоединены еще три линии северного направления. По случаю удлинения Московско-Ярославской железной дороги в 1902 г. было принято решение заново отделать здание Ярославского вокзала. Для выполнения этой задачи был приглашен Ф. Шехтель, ставший широко известным в России после постройки особняка С.П. Рябушинского. А павильоны России на Международной выставке в Глазго принесли архитектору славу и на Западе: он получил звание академика архитектуры, почетного члена Британского королевского института архитекторов и общества архитекторов Глазго. Все это предрешило вопрос о стиле фасада Ярославского вокзала: севернорусский характер его в обновленной обработке был признан более всего уместным. Ярославский вокзал стал повторением в камне деревянных павильонов в Глазго. В убранстве вокзала использованы архитектурные мотивы севера России — Ярославской, Костромской и Архангельской губерний, совмещенные с новой, свойственной модерну композиционной схемой. Центральный ризалит здания, похожий на гигантскую въездную башню, увенчан шатром, напоминающим одновременно деревянные дозорные вежи русского Севера, юрту оленевода и кокошник праздничного наряда девушек северных губерний. В нише над входом архитектор поместил рельефное изображение гербов трех крупнейших городов, связанных с Северной железной дорогой, — Москвы, Ярославля и Архангельска. Определенная подражательность форм связывает это здание с архитектурой второй половины ХIХ в., но ритмичная музыкальность композиции, былинно-эпический строй образа, силуэт и пластичность объемов, цветовое богатство материалов обнаруживают зримые черты нового. В здании четко определился план современного вокзала, создаваемого как крупное общественное сооружение. В нем сочетались просторный кассовый вестибюль, большие залы ожидания с удобными выходами на перрон, многочисленными служебными помещениями. Фасады Ярославского вокзала, обогащенные ризалитами, башнями, отличаются подчеркнутой объемностью и разнообразием крупных форм. В основе композиции лежит принцип асимметрии. Композиционное построение главного входа в общих чертах повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проемами. Несколько утяжеленный ризалит главного входа уравновешивается устремленной ввысь башней водонапорного бака с восьмигранным шатром. Формы здания обобщены, плавны и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторен в широкой ленте майоликового фриза, подчеркивающего нераздельность фасадов.
|