КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №241. А.Гауди-и-Корнет – выдающийся представитель испанского модерна В Испании стиль модерн был неразрывно связан с возрождением в 80-е гг. XIX в. культурных и политичских устремлений Каталонии, которая 400 годами ранее лишилась своей независимости и попала под власть Кастилии. Центр движения за духовное и политическое обновление и свободу Каталонии находился в Барселоне. Программа движения имела символическое название «Возрождение». Она включала в себя возрождение каталонского языка, а также изучение местной истории и местного художественного промысла. Необходимо сказать о том, что каталонские патриоты были крайне различны по своим убеждениям и объединяли в своих рядах католиков и марксистов, правые и левые политические силы. Как и в других странах, труды Раскина и Виолле-ле-Дюка оказали здесь сильное влияние на стремление создать новую архитектуру. Так, например, нам известно, чтоАнтонио Гауди-и-Корнет (1852— 1926), ведущий испанский архитектор в стиле модерн, еще студентом сделал пометки ко второму тому Бесед Виолле-ле-Дюка и прочел в переводе труды Раскина. В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведаДжона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классическойЕвклидовой. Советская архитектура 1960-1970-х гг. Новые города с комплексной планировкой Триумфальность архитектуры послевоенного десятилетия. Ложные тенденции украшательства: широкое распространение получила внешнепоказная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955). Принципы восстановительного и нового строительства. План восстановления Новгорода под руководством А.В. Щусева. Новый генеральный план города Сталинграда (арх. К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев). К числу удачных следует отнести здание Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова (арх. Л.В. Руднев, С.Е. Чернышов, П.В. Абросимов, А.Х. Хряков, 1949 – 1953 гг.). Расположенное на самой высокой точке Ленинских гор, это здание служит пространственным центром огромного района. Однако и в этой постройке проявились противоречия архитектуры тех лет: оно несколько громоздко, тяжеловесно и одновременно дробно. Значительные постройки этого периода: гостиница «Юность» (1961), во всем облике господствует геометрическая четкость (арх. Ю.В. Арндт, Т.В. Баушева, В. и Т. Буровины, Т.В. Владимирова); кинотеатр «Россия» (арх. Ю.Н. Шевердяев, Д.С. Солопов, Э.А. Гаджинская); Дворец пионеров на Ленинских горах (арх. В.С. Кубасов, В.С. Егерев, Ф.А. Новиков, Б.В. Палуй, И.А. Покровский, М.Н. Хажакян, констр. Ю.М. Ионов). На протяжении 60 – 70-х гг. развивался новый стиль архитектуры – простой, экономной, построенной на основе новой индустрии и выражающей эстетические возможности современной техники. Самой острой проблемой в послевоенное время стало проблема жилья. Изменение направленности и переход к массовому строительству 1950 – 60-х гг. Полносборное строительство. Совершенствование объемно-планировочных решений зданий массового строительства. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» (1969). В этом постановлении была отмечена унылость архитектуры массовой застройки и были намечены мероприятия по совершенствованию материально-технической базы строительства. Архитектура различных союзных республик. В 70-е годы были высоко оценены новые жилые районы Вильнюса, особенно Лаздинай. Строительство новых городов, отмеченных Государственными премиями: Навои в Узбекистане (1969), Тольятти (1973), Шевченко в Казахстане (1977) и др. Уникальные сооружения, здания и комплексы 1970 – 80-х гг: 553-метровая башня Центрального телевидения из бетона и стали в Москве (арх. Д.И. Бурдин, М.А. Шкуд, Л.И. Щипакин, инженеры Н.В. Никитин, Б.А. Злобин, 1967); универсальный спортивный зал «Дружба» (арх. И. Рожин, Д. Солопов, Ю. Большаков, В. Максименко, Г. Львов др., Москва, Лужники, 1979); Олимпийский центр парусного спорта (арх. Х. Сепманн, П. Янес, К. Лоовеэр, В. Орувее и др., Таллин, 1980). Творчество мастеров архитектуры.
|