КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика⇐ ПредыдущаяСтр 93 из 93 Само обращение к проблеме интеллигентности может у кого-, то вызвать усмешку: тема непопулярная (особенно в среде людей,', «похожих на интеллигентов»). Если соотнести понятие «интеллигентность» с разными профессиями, то, прежде всего, образ интеллигента должен ассоциироваться с профессиями «врач» и «учи- -тель». Именно психолого-педагогические специальности затрагивают самые сложные гуманитарные аспекты развития личности как школьников, так и взрослых людей. Поэтому было бы странным не затронуть проблему интеллигентности при рассмотрений психолога как субъекта организации помощи человеку, самооП* ределяющемуся в социокультурном пространстве. Традиционно выделяют следующие варианты понимания ин* теллигентности:
1. Интеллигент — это работник умственного труда. Хотя если 2. Интеллигент — это воспитанный, обаятельный человек, знаю 3. Интеллигентность — это определенная нравственная позиция, 4. Интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспи 5. Интеллигентность — как развитое чувство долга перед своим При этом второй человек (с менее удачной профессиональной судьбой) будет даже приносить пользу обществу и часто в ущерб самому себе создавать возможности для того, чтобы кто-то с более благоприятными стартовыми возможностями получил образование и стал интеллигентом. К сожалению, часто благополучие одних людей строится на относительном неблагополучии других людей, а всякие рассуждения том, что каждый является «кузне-Чом своего счастья», справедливы лишь для отдельных случаев. Например, в условиях нынешней России одни специалисты (боль-Ишнство врачей и учителей) получают мизерную зарплату, а дру-
гие «специалисты», связанные с легализованной спекуляцией (с тем, что называют «бизнесом»), получают в десятки раз больше. Но ведь даже человеку, не очень разбирающемуся в экономике, ясно, что это явно несправедливо. К сожалению, несправедливость буквально пронизывает все, Но понимать мало, надо еще стремиться хоть что-то сделать < для того, чтобы у всех людей расширились возможности получить * хорошее образование и воспитание, и для сокращения социального I разрыва между «благополучными» и «менее благополучными» слоями ц общества, и для того, чтобы как можно больше людей имели воз-можность приобщиться к ценностям культуры. Некоторые авторы считают, что «самым гениальным (страш-^ ным) преступлением сталинского режима» было превращение оте-1 чественных интеллигентов в «узких специалистов», когда образо-* ванному человеку было небезопасно размышлять о происходяще вокруг: от него требовалось только качественное выполнение основной работы, а за «лишние» размышления — репрессии с. 148]. Благодаря этому в России сформировался особый тип «об-,> разованных и воспитанных» специалистов, которым «наплеват*| на все, что происходит вокруг» (в просторечье их называют «по-, фигистами»)... Например, среди таких людей неприличными счи-ч таются «разговоры о политике», о судьбах «этой страны» и т. п.^ Еще А. Данте говорил о том, что «самые раскаленные места В? аду предназначены для тех, кто в эпохи великих испытаний со-/ хранял нейтралитет», а великий гуманист XX в. А. Швейцер ПИ-' сал, что «спокойная совесть — это изобретение дьявола»... СтраШ- г но, когда такими людьми оказываются педагоги и психологи. Если раньше интеллигент опасался репрессий со стороны вла Еще во второй половине 40-х гг. тогдашний директор ЦРУ США" Уже в наше время другой важный военный чиновник США, I Не дай бог самим психологам оказаться в положении таких $ Вопреки распространенному мнению «дурак» — это не столько;* Но если дурак — это человек, не использующий свои возможное^ Еще А. Адлер считал, что главное для человека — быть ПРИНЯЖ тым в обществе, найти в нем свое место и «содействовать получию других», т. е. реализовать сопричастность с общество И наоборот, если человек не удовлетворен своим положением в обществе и не может внести свой вклад в общее дело, в культуру, то он будет преодолевать чувство собственной неполноценности стремлением к превосходству над другими людьми, в том числе демонстрируя свои (неиспользованные!) возможности. В свое время Ф. Ларошфуко говорил, что «нет глупцов более несносных, чем те, которые не совсем лишены ума». Зато Ф. М. Достоевский отмечал, что «дурак, познавший, что он дурак, это уже не дурак». Но как это осознать человеку, имеющему высшее гуманитарное образование и сдавшему все экзамены по психологии (ведь он уже по определению «умный»), которого не очень-то беспокоит то, что происходит в мире, в стране и в культуре (для него культура — это стремление посещать престижные богемные «тусовки»). Такой психолог «выше всякой там политики», его не волнует будущее страны и ее народа, а сам народ воспринимается им как «быдло с заточками» (именно так характеризовали некоторые современные СМИ тех обездоленных пожилых людей, которые пытались защищать свои социальные права и достоинство, используя законное право на демонстрации). Еще в прошлом веке В. Белинский с сожалением заметил: «Моральное равнодушие — болезнь слишком образованных людей». Иными словами, самый страшный грех для образованного человека, да еще с высшим гуманитарным образованием — это социальное, моральное равнодушие, а для психолога — это первый признак профессиональной несостоятельности, ведь он по роду своей профессии как раз и должен помогать человеку самоопределяться в обществе, в социальном мире и в сложном ценностно-смысловом «пространстве» культуры... Именно в этом в высшей степени проявляется профессиональное и личностное достоинство психолога-профессионала, когда он осмеливается не только размышлять над тем, что ему «не положено», но и пытается реализовать лучшие, самые благородные свои идеи в профессиональном творчестве, опираясь при этом на свою профессиональную и человеческую совесть. Поэтому важнейшей проблемой для самих психологов является осознание реальной опасности стать «профессиональными Дураками» (близко к тому, что К. Маркс называл «профессиональной идиотией», или узкой специализацией, ограниченностью своего жизненного кругозора), т. е. риск превратиться в образованных специалистов, разбирающихся в различных концепциях личностного развития человека, знающих много умных и трудновыговариваемых слов и т.п., но не умеющих (или боя-Щихся) использовать все это для помощи человеку в подлинном личностном и профессиональном самоопределении. Вопросы для самопроверки 1. В чем заключается главная сложность построения «модели 2. Какие основные «кризисы разочарования» можно выделить в 3. Что означает «посредничество психолога между клиентом и 4. Должен ли психолог быть интеллигентом или ему достаточно Рекомендуемая литература 1. Барбакова К. Г., Мансуров Б. А. Интеллигенция и власть. — М., 1991. 2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее 3. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995. 4. Зинченко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психоло 5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998. 6. Кьеза Д. «Прощай, Россия!» — М., 1997. 7. Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988. 8. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. 9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуально
10. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антика 11. Пряжников Н.С.Ъф $, или Личность в эпоху продажности: Учеб.- 12. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. 13. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.
Заключение Итак, книга которую вы прочли, посвящена рассмотрению психологических проблем труда, как в традиционном контексте, так и в контексте более современных представлений о труде как о важнейшем условии развития личного достоинства человека. К сожалению, в условиях нынешнего переходного периода в России труд далеко не всегда является условием развития человеческого достоинства личности. Как говорил писатель Станислав Ежи Лец, «каждый век имеет свое средневековье»... Применительно к проблеме труда (особенно в плане общественного признания труда) можно было бы сказать, что эта ситуация скорее напоминает «рабовладельческий строй» в худших его проявлениях, чем даже «средневековье» (по Ст. Е. Лецу). Естественно, задачей учебного пособия является не изменение ситуации, а лишь скромное способствование лучшему ее пониманию будущими психологами-профессионалами. Заметим, что психологи вообще больше работают на уровне сознания, чем на уровне реальных действий (и реальных преобразований действительности). Но, по словам Ф. Шиллера, «слово всегда отважнее дела», а 3. Фрейд указывал на то, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею». Помимо главной идеи книги — идеи справедливой оценки общественно ценного труда, которая и лежит в основе чувства собственного достоинства, этой «первичной ценности» человека, она включает в себя обширный материал по истории психологии труда, по основам психографии, инженерной психологии, профессионального образования, профессионального самоопределения, а также по проблемам кадрового менеджмента в условиях организации, по проблемам производственных конфликтов и др. Таким образом, пособие может оказаться полезным для студентов, которые просто знакомятся с основами психологии труда, а также для всех тех, кто специализируется в данной сфере психологии и стремится не отмахиваться, а разобраться в существующих сегодня (и несомненно интересных) проблемах развития личности в труде. В качестве некоторого подспорья для студентов, интересующихся проблемами психологии труда, предлагаются примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ (см. приложение). Будем надеяться, что обращение к данным проблемам будет способствовать также и развитию самих тех психологов (или студентов-психологов), которые осмелились заняться темой личностного достоинства человека в труде на фоне пока еще господствующего равнодушия (или трусливого невнимания) к этой столь важной проблеме.
|