КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России.Основные народы Поволжья: марийцы, мордва, башкиры, татары, чуваши, калмыки. Необходимость присоединения Поволжья определялась как экономическими причинами (плодородные земли, Волга - торговый путь), так и политическими, и социальными (постоянные набеги казанских ханов и мурз на русские земли, стремление подвластных Казани народов к освобождению от ханского гнета).. На осколках Золотой Орды в Поволжье появилось несколько государственных образований: Казанское (1438), Астраханское (1460) ханства, Ногайская Орда, а также башкирские кочевья. Их существование на восточных окраинах Московского государства доставляли немало хлопот набегами, хотя в целом большой угрозы не представляли. Расширение на восток было обусловлено необходимостью избавиться от этих ханств, как источников угрозы (предстояла Ливонская война) и препятствий к продвижению в Сибирь. Ликвидация ханств соответствовала интересам купцов, местных народов российского Поволжья, а также пассионарная инерция расширения России. Присоединение в XV —XVI вв. к Московской Руси обширного региона (площадью около 1 млн км2) стало важным этапом в процессе образования многонационального Российского государства. В его составе с присоединением Казанского и Астраханского ханств оказался полиэтничный край, населенный тюркоязычным и финно-угорским населением. Включение такой огромной территории с различными по уровню социально-экономического развития народами оказалось для российской администрации длительным процессом. Начавшись еще в конце XV в., он завершился лишь в начале XVII в. после вхождения в состав России зауральских башкир. Присоединение Поволжского региона осуществлялось в различных формах: от завоевания до мирного и добровольного признания зависимости от Московской Руси. Казанское ханство. С 1487 по 1521 год была полузависимой от Москвы, в 1521 Дин Гиреев сверг московского ставленника, сориентировавшись на Крым и Турцию. 1531-1546 – после переворота снова на престоле московский ставленник. В 46м он был свергнут, что послужило причиной для первого похода. Лишь третий поход в 1552 году принёс успех. В августе была построена крепость Свияжск, а 2го октября после осады Казань была взята штурмом. Так была присоединена Луговая сторона Казанского ханства, которое прекратило своё существование. Правобережная сторона Волги (Горная сторона Казанского ханства) была присоединена к Российскому государству ещё летом 1551 г. мирным путем, "по челобитью" ее населения. Этому способствовали чуваши и марийцы (тогда – черемисы), вышедшие из-под зависимости Казани в середине 1540-х. Элиты местных народов привлекались на службу, земли сохранялись за сметным населением, был назначен небольшой ясак. Астраханский хан Дервиш Али с 1554 года признавал зависимость от Москвы, но в 1556 году он объявил о выходе из сферы влияния России. В 1558 было проведено наступление на Астрахань, Дервиш Али бежал, и Астрахань присоединилась без боя. Попутно принимали подданство чуваши, мордва, часть башкир, входивших в Казанское ханство и Ногайскую Орду, которая присоединилась в 1557 году. Зауральские башкиры присоединились к России в 1598 году. Гибкая политика присоединения новых полиэтничных регионов сыграла немаловажную роль в их вхождении в подчинение Москвы. Нельзя сказать, что присоединение было более или менее мирным. Помимо войны за Казань, случилось и восстание ("Казанская война"), начавшееся в 1552 г. и продолжавшееся до 1557 г. Политическая обстановка в крае не стала спокойной после его окончания. Вслед за этим началось новое восстание в 70—80-х годах XVI в., получившее название "Черемисской войны". Однако это были лишь временные препятствия на пути становления местной администрации, подчинявшейся Москве. В социальном отношении марийцы, чуваши, мордва являлись ясачными крестьянами, находившимися в непосредственной зависимости от государства. Башкиры, калмыки – военная служба, охрана территории Татары- торговцы, служилые люди. Основные направления в интеграции: переселение русского население на присоединенные территории; строительство городов, дорог, монастырей. Однако не везде политика Рос. была хорошо воспринята этими народами. В Башкортостане начались восстания (1662-64, 1681-84), вызванные конфискацией земель под строительство монастырей, острогов и застав. Но после этого, гос-во перестало отнимать землю у башкиров и подтвердило вотчинное право на землю. Марийское население в составе Российского государства никогда не испытывало крепостного гнета, экономическое и правовое положение марийских крестьян практически мало отличалось от положения русского простонародья. До ХХ века практически не было обрусения марийцев. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в христианство, никаких репрессий против них, но не допускали к управлению и не содействовали развитию национальной культуры. Мордва почти так же, как и другие народы – равноправные. Середина 19 века – открытие школ в мордовских селах, преподавание на русском языке. В Татарстанеобстановка была сложнее. Татарский народ не еще не смирился со своим унижением и не терял надежды на восстановление своей независимости. Насильственная христианизация вызывает восстания (1718, 1735, 1739), активно участвовали в Пугачевщине, боролись на независимость. С конца 18 начал 19 века принимается ряд мер - главные посты – православным, что вынуждало креститься добровольно, открывается университет, увеличивается кол-во православных миссионеров. Присоединение к России этих территорий открыло путь в Сибирь, дало возможности расширять торговлю с Ираном, дало новые земли для расселения пассионарного русского этноса.
12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий. После победы в Октябрьской революции национальный вопрос стал для большевиков неотложной проблемой. Этому вопросу посвящены первые документы советской власти, то есть Декрет о мире, Декларация прав народов, Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока. Декларация прав народов провозглашала: · равенство и суверенность народов России (что означало самостоятельность во внутренней и внешней политике); · право нации на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства (каждый народ вправе сам выбрать форму правления), что сводило на нет статус русского этноса как государственно образующего; · отменялись все национальные и религиозные привилегии; · провозглашалось свободное развитие национальных меньшинств и этногеографичеких групп, что составляло теоретическую и правовую основу еврейского этноса, то есть он имеет право быть приравненным к угнетенным нациям Российской империи, независимо от сословного деления евреи получили все права, что означало полноправие вне зависимости от социально-классовой принадлежности. Данный документ означал, по сути, что большевики дистанцировались от национальной политики Временного правительства и царизма, он положил начало фальсификации. (Провозглашалось, что царизм натравливал народы друг против друга, результатами этого были погромы и резня, рабство народов, политике Временного правительства выносилось недоверие). Также в этом документе проявился комплиментарный подход ко всем народам (все равны, все нации). Главный недостаток Декларации прав народов было то, что большевики не конкретизировали форму государства, говорилось лишь «честный и добровольный союз народов». Ещё одним документом Советской власти был Декрет о мире, в нем было 4 главных положения: · 3-месячное перемирие; · участие всех народов в заключении мира; · демократический мир без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций; · отказ от тайной дипломатии. Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Также это означало раскол русского этноса, так как русские рабочие и крестьяне – носители идеи демократического мира, а русские помещики хотели расширить свои территории. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов. Ещё одним документом, который появился в период октября-ноября 1917 года и носивший национальный характер, является Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока: · свобода верований, обычаев и нац-культ учреждений · тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя уничтожены · договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу · разрыв договора о разделе Персии, вывод войск Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее, а основные принципы национальной политики царизма провозглашались завоеваниями октябрьской революции); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный.
|