КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О добавлении к азану того, что не имеет к нему никакого отношения
Азан - это вид поклонения, а поклонение должно проявляться в виде следования[29], и поэтому нам нельзя ничего добавлять к нашей религии или убавлять что-нибудь из него. В достоверном хадисе сказано: ﴿ من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد ﴾ «Если кто-то введет в это наше дело[30] то, что не из него, то это будет отвергнуто», то есть – является недействительным. Мы укажем на некоторые из действий, которые будучи не узаконенными в шариате, постепенно вошли в обыкновение у многих людей так, что некоторые люди принимают их как часть религии, однако, это не так. К ним относятся следующие: 1) Высказывание муаззином во время произношения азана: (أشهد أن سيدنا محمدا رسول الله) «Свидетельствую, что наш господин Мухаммад - посланник Аллаха» /Ашхаду анна саййидина Мухаммадан расулюЛлах/ Ибн Хаджар считает, что слово «господин» нельзя добавлять к азану, хотя это разрешается в других случаях. 2) Шейх Исма’иль аль-‘Аджлуни в «Кашф аль-Хафаъ» пишет: «Протирание глаз пальцами и целование их после слов муаззина: «Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха», и произношение того, кто слышит азан: «Свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник. Я доволен Аллахом как Богом, Исламом как религией, и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как пророком», основано на сообщении ад-Дайлями от Абу Бакра, что услышав слова муаззина: «Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха», он[31] говорил то же самое, целовал внутренние части своих указательных пальцев и протирал свои глаза. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тогда сказал: ﴿ من فعل فعل خليلي فقد حلت له شفاعتي ﴾ «Тот, кто сделает то, что сделал мой друг[32], получит мое заступничество». В «Аль-Макасид» он сказал: «Этот хадис является недостоверным. Не достоверным является и тот (хадис), который передал Абу-ль-‘Аббас Абу Бакр ар-Раддад аль-Йамани описываемый в его книге «Муджибат ар-Рахмати ва Аза’им аль-Магъфира» в цепи которого есть неизвестные рассказчики и нарушения. О Аль-Хидре[33], мир ему, передают, что он сказал: «Кто скажет, когда услышит слова муаззина «Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха», - «Добро пожаловать моя любовь и прохлада моих глаз, Мухаммад ибн ‘Абдуллах, да благословит его Аллах и приветствует», и затем поцелует свои большие пальцы рук и приставит их к глазам, то он никогда не ослепнет, и у него никогда не будут болеть глаза». Затем он сказал: «Ни один из этих обычаев не восходит (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует)». 3) Распевание азана Распевать азан добавляя буквы или удлиняя гласные звуки и так далее, является нежелательным, а если это изменяет или затрудняет понимание его смысла, то это становится запретным. Сообщается, что Йахйа аль-Бакаи сказал: ﴿ رأيت ابن عمر يقول لرجل إني لابغضك في الله ، ثم قال لاصحابه إنه يتغنى في أذانه ، ويأخذ عليه أجرا ﴾. «Я видел, как Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил одному человеку: “Я разгневан на тебя ради Аллаха”. Затем он сказал своим товарищам: “Он распевает азан и берет за него плату”». 4) Тасбих перед наступлением рассвета В книге ханбалитского фикха «Аль-Икъна’» и в его комментариях говорится: «То, что делают некоторые муаззины перед азаном утренней молитвы как то зикр, (распевание) нашидов, повышение голоса, делая ду’а после азана и тому подобные вещи - не являются из Сунны. Ни один ученый не сказал, что желательно совершать подобные действия. Более того, они являются порицаемыми новшествами/бид’а/, поскольку этого не было ни при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни во времена его сподвижников и это не имеет под собой основания, которое относится к их эпохе, чтобы можно было ссылаться на него.Никто не может повелевать (совершать) такие действия и не осуждается тот, кто не совершает их. Если для подобных действий оставлены деньги, не разрешается использовать их для этой цели, поскольку это противоречит Сунне». В книге «Тальбис иблис» ‘Абдур-Рахман ибн аль-Джаузи сказал: «Я видел людей проводящих большую часть ночи на минарете, увещевая людей, делая зикр и читая суры из Куръана повышая при этом голоса. Они не дают людям спать и мешают тем, которые совершают ночные молитвы и все это входит в число отвергаемых и греховных действий». Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Тот зикр, который делается перед утренним азаном, пятничной молитвой и молитвой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не относится к азану, ни с точки зрения языка, с точки зрения шариата. 5) Высказывание вслух после азана «Мир и благословение посланнику, да благословит его Аллах и приветствует» не узаконено в шариате и является порицаемым новшеством. Ибн Хаджар в «аль-Фатава аль-Кубра» сказал: «Наши шейхи и другие вынесли юридическое решение/фатва/ относительно молитв и приветствий за пророка после азана и тому, как делают это муаззины. Они пришли к выводу, что (молитва за пророка) имеет основу в Сунне, но способ, которым они выполняют его - является новшеством /бид’а/». Шейха Мухаммада ‘Абду - муфтия Египта спросили относительно чтения молитв и приветствий за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после азана и он ответил (следующим образом): «Что же касается азана, то как сказано в «аль-Хàниййа», он произносится только для обязательных молитв. Он состоит из пятнадцати фраз, последним из которых является «Ля иляха илля-Ллах». То, что говорится до или после него - является новшеством. Они (новшества) были введены для ритмичности азана, но никто не разрешал такого рода изменения. Нет понимания (религии) у того, кто говорит, что это хорошее новшество, так как каждое новшество в вопросах поклонения является грехом. И тот, кто утверждает, что в нем не присутствует преобразование на музыкальный лад, тот является лжецом».
[1] То есть наличие у Аллаха сотоварища. Прим. пер [2] Муаззин – человек, который призывает людей к молитве. Иначе говоря тот, кто возвещает Азан. Прим. пер. [3] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 646, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 235, «Сахих аль-Джами’» 1841. [4] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 427, «Сахих аль-Джами’» 5701. [5] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 486, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 237, «Сахих аль-Джами’» 2787. [6] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1062, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 247, «Сахих аль-Джами’» 8102. [7] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 469. [8] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Мишкат аль-Масабих» 644. [9] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 489, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 265, «Сахих аль-Джами’» 3408. Аль-Хафиз сказал: «Хороший достоверный хадис, который передали Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Хузайма, Ибн Джаруд и аль-Хаким. [10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 492. [11] Имеется в виду война. [12] То есть во время сражения не на жизнь, а на смерть. [13] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2215, «аль-Мишкат» 672, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1327, «Сахих аль-Джами’» 3079. [14] Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 105, «аль-Мишкат» 669, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 724, «Да’иф аль-Джами’» 4123. [15] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 104, «аль-Мишкат» 670, «Ирваъ аль-Гъалиль» 241. [16] Похожий хадис передал Муслим (468). Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким и хафиз аз-Захаби. Шейх аль-Албани также подтвердил достоверность этого хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 497. [17] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 13, «Сахих аль-Джами’» 2472. [18] Он был слепым, и это указывает на то, что незрячему человеку можно заниматься азаном, если он способен различать времена молитв. [19] Т.е. совершают ночные молитвы («таҳаджуд»). Прим. пер. [20] Т. е. услышав азан, человеку следует отправиться в мечеть на молитву. Прим. пер. [21] Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса достоверным. См. «Муснад» 10946. [22] Абу-ль-Къасим – кунья Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер. [23] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис слабым. См. «Тамамуль-минна» 1/152, «Муснад» 15665. [24] Имеется в виду то, что он сделает Азан тихим голосом, чтобы не запутать людей. [25] Имеется в виду Ахмад ибн Ханбаль. Прим. пер. [26] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да’ифа» 879. [27] То есть ученые-факихи относящиеся к ханафитскому мазхабу. Прим. пер. [28] Достоверность этого хадиса подтвердили имам ан-Навави и шейх аль-Албани. См. «аль-Маджму'» 4/199 и «Тамамуль-минна» 1/153-154. [29] То есть следовать примеру пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер. [30] Т.е. Ислам. Прим. пер. [31] Имеется в виду Абу Бакр, да будет доволен им Аллах! Прим. пер. [32] То есть Абу Бакр. [33] Имеется в виду пророк аль-Хидр (Хизр), с которым встречался пророк Муса (мир ему). См. Куръан 18: 65-82. Прим. пер.
|