Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.




[с.13] Племена эпохи бронзы, жившие на Апеннинском полуострове до этрусков, оставили после себя мало памятников. О предметах, которыми пользовались люди тех далеких времен, их жилищах, утвари, одежде, украшениях известно преимущественно по тому материалу, какой археологи находят в погребениях. У ряда этих народностей было распространено трупоположение, а в эпоху поздней бронзы и начала железного века — трупосожжение. Самые древние некрополи, датированные поздним бронзовым веком, так называемые «поля урн», найдены южнее реки По и на берегах моря. Подобные захоронения вблизи Болоньи получили названия виллановианских, по имени местечка, где их обнаружили в 1853 году. Так же называют и культуру, предшествовавшую этрусской. Виллановианские погребения IX—VIII веков до н.э. открыты и вблизи этрусского города Черветери. Это либо небольшие ямы для помещения там урн с пеплом после кремации, либо более крупные, продолговатые, выкопанные в земле или вырезанные в туфе могилы.

Ямы для урн с пеплом различны. В некрополе Сорбо, близ Черветери, известны два типа: цилиндрические углубления в земле для вырезанного из туфового камня ящика с пеплохранильницей и более сложные «двойные» могилы в виде верхней широкой, заполнявшейся камнями и накрывавшейся плитой, и более узкой нижней для сосуда с пеплом.

[с.14]

1. Биконическая виллановианская урна со шлемом. Глина. IX—VIII вв. до н. э. Тарквиния (в древности Тарквинии), Национальный музей.

[с.15] Поверхность урн биконической формы, расширяющихся в центре, из ранних захоронений виллановианской культуры часто расписана меандрами, треугольниками, квадратами или полосами. Накрывались урны перевернутыми сосудами, иногда шлемами с несложными узорами также геометрического стиля (ил. 1, 3).

2. Погребальная урна в форме хижины. Глина. IX в. до н. э. Тарквиния, Национальный музей.

Терракотовые виллановианские урны для пепла воспроизводили порой форму хижин (ил. 2). Возможно, что древнейшие урны, найденные в районах Лация — круглые в плане — уподоблялись культовым сооружениям; обнаруженные в области этрусков, близ Тарквиний, Ветулонии и Бизенция, имеют уже вид обычных жилых построек и украшены в верхней части лепными фигурками, грубо повторяющими облик животных или птиц. В виллановианских поселениях имелись не только гончарные мастерские; ремесленники изготавливали там бронзовые и железные украшения и фибулы, а также шлемы с геометрическими узорами на поверхности. Сохранились искусно сделанные глиняные и бронзовые фигурные сосуды (ил. 4, 5).

[с.16]

3. Погребальная виллановианская урна. Бронза. IX—VIII вв. до н. э. Тарквиния, Национальный музей.

В конце VIII века до н.э. достаточно сильными стали береговые и расположенные севернее Рима близко от моря Ветулония, Тарквинии и Вейи. Южнее Рима выдвигалась Капуя, тяготевшая к греческому образу жизни. Этрусские города, по-видимому, часто соперничали между собой; уже во второй половине VII века до н.э. замечается упадок Ветулонии и Вульчи. В то же время заявляют о себе Черветери (древнее название Цере) и другие города. Быстро развивались Популония и поселения верхнего течения реки Арно — Квинто-Фиорентино, Комеана. Росли их связи с эллинами; известно, что около середины VII века до н.э. греческий [с.17] вазописец Аристоноф переехал в Черветери, где создал свой сохранившийся до наших дней кратер с изображением циклопа Полифема и морской битвы.

Для всех областей Апеннинского полуострова, а также Сицилии VIII—VII века до н.э. были очень бурными. В то время различными племенами осваивались новые земли. Интенсивной была миграция греков, основавших древнейшую колонию — город Кумы (750 г. до н.э.), создавших центры — Регий (730 —720 гг. до н.э.), Сибарис (708 г. до н.э.), Тарент (706 г. до н.э.), Метапонт (690 г. до н.э.). В Сицилии в те годы также возникали греческие города: Сиракузы (734 г. до н.э.), Леонтини (729 г. до н.э.), Катанья (729 г. до н.э.), Мегара (728 г. до н.э.), Гела (688 г. до н.э.). Возможно, что Кумы не были самым северным пунктом этой колонизационной волны эллинов.

В тот же период, во второй половине VIII — начале VII века до н.э., между реками Тибром и Арно происходили значительные события, способствовавшие возникновению крупных поселений и городов этрусков. На территории Северной Тосканы небольшие поселки виллановианской культуры сменили города с этрусским населением. Этрусское влияние распространилось на области Кампаньи: в Пренесте этруски правили уже в первой половине VII века до н.э., а с 616 года до н.э. этрусским царям, как полагают многие историки, подчинялся Рим.

До сих пор не ясно происхождение этрусков, не известно, были ли они потомками виллановианцев или пришли сюда из других районов Средиземноморья. Предположение, что этруски прибыли на Апеннинский полуостров морем из малоазийской области Лидии высказывал еще греческий историк V века до н.э. Геродот, называвший переселенцев, как и другие эллины, тирренами1. Точку зрения Геродота разделял римский историк рубежа I—II веков н.э. Корнелий Тацит. Другой античный историк конца I века до н.э. Дионисий [с.18] Галикарнасский полагал, что этруски — аборигены, не сходные с лидийцами по языку, законам или религии. Тит Ливий придерживался мнения, что этруски родственны некоторым альпийским племенам. Хотя проблема происхождения этрусков остается, вызывая порой различные гипотезы и предположения, бесспорно то, что между Тибром и Арно именно во второй половине VIII—VII веке до н.э. возникали, быстро развивались и крепли экономически и культурно этрусские города.

4. Фигурный аск в виде лани. Глина. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

События политической жизни этрусков известны мало. Эллинские авторы редко упоминают о взаимоотношениях греческих центров с этрусскими. Большую ценность поэтому, несмотря на краткость и тенденциозность, представляют отрывочные сведения римских историков об этрусских городах. VII век до н.э. — век становления и укрепления этрусков, расширения их [с.19] торговых связей, развития морского флота, создания союзов городов, каждый из которых представлял независимое от соседей государство. Тогда же определились социальная и культурная системы этрусских городов. Формально ими управляли выборные цари, но фактически власть принадлежала влиятельным аристократическим родам.

5. Фигурный виллановианский сосуд в виде колесницы. Бронза. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

Особенно процветавшими экономически и политически были этруски прибрежных районов, державшие в своих руках морскую торговлю с другими народами. Несколько позже укрепили свои позиции и города, располагавшиеся вдали от моря. Влияние этрусков в конце VII века до н.э. распространилось за пределы Тибра и Арно. Их колонии и города, как упоминалось, возникали южнее Рима и севернее Флоренции, однако удаленность от основных центров нередко мешала их развитию.

[с.20] Этруски чутко реагировали на события конца VIII—VII века до н.э. в бассейне Средиземноморья, особенно на востоке, и поддерживали связи с сильнейшими державами. Этим объясняются находки в этрусских погребениях VII века до н.э. предметов ремесла из финикийских и египетских мастерских (ил. 6). Нужно думать, что знакомству этрусков с художественными достижениями культуры народов Востока во многом способствовали греки.

В конце VIII — начале VII века до н.э. на Западное Средиземноморье Восток оказывал заметное воздействие. Тогда процветало Фригийское царство богатейшего царя Мидаса, женатого на греческой царевне из Кум. Его связь с эллинами была очень сильной: он первым из варваров обратился к дельфийскому оракулу. В VIII веке до н.э. многие племена держала в своей власти могучая ассирийская держава, египетский фараон посылал дань ассирийскому царю Саргону. Ассаргадон II в VII веке до н.э. завоевал Финикию и Египет. Этим объясняется широкое распространение у этрусков памятников художественного ремесла, создававшихся в финикийских, ассирийских, египетских и других мастерских. Этруски более чутко, чем другие народы, восприняли культуру восточных деспотий, и VII век до н.э. в их художественной жизни был периодом ориентализирующим. В конце VII века до н.э. этруски начали, как отмечалось, все более тяготеть, во всяком случае, в своих религиозно-культурных проявлениях, к Греции. Они поддерживали связь не только с близкими им италийскими греками юга Апеннинского полуострова и Сицилии, но и с балканскими эллинами. Хотя, надо сказать, и в VII веке до н.э. этруски воспринимали культуру восточных стран через призму греческого к ней отношения; и тогда эллины являлись своеобразным фильтром между странами Восточного Средиземноморья и Этрурией. Огромным для этрусской культуры и, очевидно, экономики в начале VI века до н.э.

[с.21]

6. Ситула из гробницы Боккориса. Стеклянная паста. VIII в. до н.э. Тарквиния, Национальный музей.

[с.22] было значение греческого города Коринфа. Все сильнее сказывалось влияние греческих религии и мифологии.

Тесное общение этрусков в лучшие времена их существования с эллинами определило большое внешнее сходство в их пантеонах. Уже в конце VII и в VI веках до н.э. возникли божества, имевшие много общего с греческими. Бог Тиния был подобен Зевсу, богиня Уни — Гере, Минерва — Афине, Туран — Афродите, Турмс — Гермесу, Нептун — Посейдону. Имена этрусских богов часто находят на бронзовых зеркалах, керамических изделиях. В VI веке до н.э. появились триады богов — Юпитер, Юнона и Минерва, как их стали называть позднее римляне. Правда, некоторые божества были не сходны с греческими. Трудно найти у эллинов что-либо подобное мрачному покровителю города Вольсинии Вольтумне, возможно, главному верховному богу этрусков (2, с. 66)*.

Этруски верили в существование добрых и злых демонов: Лазы, Тухулки и других. Отличны от греческих и изображенные танцующими на крышке бронзовой ситулы конца VIII века до н.э. из Бизенция древнейшие этрусские божества. Здесь можно видеть истоки тех культов, которые у латинян будут воплощаться в образах пенатов и ларов.

Не дошедшие до нас рукописи этрусков, по-видимому, фиксировали многие религиозные законы и обычаи. Некоторые из них остались запечатленными в живописи и в сохранившихся жреческих предметах. Особенно широко были распространены у этрусков гадания жрецов по полету птиц и внутренностям животных, чаще всего по печени, бронзовая модель которой с указанием имен богов найдена в Плаценции. Чувство соответствия всеобщего и единичного, великого и малого [с.23] находило выражение, в частности, в древнем веровании, что здоровая печень жертвенного животного означала милость богов к задуманному предприятию.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты