КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика философии Средних вековСтр 1 из 9Следующая ⇒ ТЕМА 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Ключевые имена и понятия: Августин, провиденциализм, схоластика, теология, теоцентризм, универсалии, Фома Аквинский. Входная информация
Изучение темы «Философия Средних веков» предполагает знакомство с философскими традициями Средневековой Европы. Изучение данной темы является необходимым для понимания становления и европейской философии, и философии Древней Руси, так как речь идет о знакомстве с одним из духовных корней европейской и восточнославянской культур Приступая к изучению данного раздела курса философии, важно внимательно проработать материал предыдущих занятий (темы № 1, 3 - практическое занятие № 1 и № 2), вспомнить все то, что известно о Средневековой культуре из школьных курсов истории, мировой и отечественной литературы, мировой художественной культуры, курса «Человек и общество» и др., а также цикла гуманитарных дисциплин, которые изучаются на первом и втором курсах академии. Например, для студентов архитектурного факультета – это курс «История архитектуры», «Культурология», для студентов экономических специальностей – «Религиоведение», «Логика», «История и теория экономических учений», «Политология». Философия Средних веков органически связана религией, поэтому, прежде всего, необходимо вспомнить основные библейские идеи философского значения (например, библейское учение о сотворении мира Богом «из ничего», о создании человека «по образу и подобию Бога»). Также необходимо вспомнить особенности Христианского учения (например, основные догматы христианства: «о Троице», «о Христе как Богочеловеке», «о Воскресении»), так как именно христианство становится мировоззренческим основанием европейской философии Средних веков.
Содержание темы 2.1.1. Общая характеристика философии Средних веков: Проблема взаимоотношения философии и богословия (разума и веры в Средние века); Основные типологические особенности средневековой философии. 2.1.2. Первый (ранний) период философии Средних веков: Апологетика; Философия Оригена. 2.1.3.Второй период философии Средних веков: Патристика; Философия Блаженного Августина. 2.1.4. Третий период философии Средних веков - схоластика: Проблема доказательств Бытия Божия в средневековой схоластике и философии. Общая характеристика философии Средних веков Средневековая философия начинается периодом апологетики(от греч. «апология» — защита) (I — III века н. э.), представители которй выступали с обоснованием христианства и его защитой от нападок римских властей, преследовавших и убивавших христиан как инакомыслящих и «языческих» философов. Эта защита не ограничивалась утверждениями: «мы не нуждаемся в любознательности после Христа, нам не нужны исследования после Евангелия» (Тертуллиан), но зачастую сводилась к попыткам найти в античном интеллектуальном наследии идеи, которые можно было бы соотнести с новым христианским мировоззрением. Следующий период в истории средневековой философии, когда заканчивается ее становление и утверждение, получил название «патристика»(от греч. и латин. «патер» — отец) (11/111— VI(/VIII вв.). Это был период формирования наиболее авторитетыми христианскими мыслителями — «Отцами церкви» — исходных принципов средневековой христианско-философской мысли. Своего расцвета философия западного Средневековья достигает в схоластике(от греч. «схола»— школа). Основная идея схоластики — «рациональное» обоснование религиозных догматов (истин веры, которые принимаются как Богооткровенные истины) логическими методами доказательства. Важнейшая проблема, над разрешением которой билось не одно поколение средневековых схоластов, — это проблема соотношения единичного и общего, отдельных вещей и общих понятий об этих вещах. Эта проблема известна под названием спора об универсалиях.В попытках ее решения средневековые мыслители разделились на номиналистов и реалистов.Реалисты, по их собственным словам, придерживались мнения, что «universalias sunt realis» — т. е. подлинны, реальны и действительны только единичные вещи, они существуют независимо от тех понятий, в которых передаются; номиналисты, напротив, были убеждены в том, что «universalias sunt nomines» — люди дают общие имена для большого количества сходных по существенным признакам вещей, как-то: стол, лошадь, дерево, и именно эти понятия обладают для них первичной реальностью. В современном языке слово «схоластика» стало отождествляться с бесплодным и бессодержательным умствованием, формальным знанием, оторванным от жизни.
|