КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Протестантизм. Протестантизм в Казахстане имеет достаточно длительную историюПротестантизм в Казахстане имеет достаточно длительную историю. После присоединения к России, на территории Казахстана появились первые военные поселения, среди жителей которых было немало лютеран, особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица – чиновники, ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части России в Казахстан в 80-е гг. XIX в. Тогда появились первые немногочисленные общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская реформа начала ХХ в. привела к новому потоку переселенцев, что еще более разнообразило конфессиональный состав населения. Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е гг. ХХ в. Среди переселенцев было, например, более 360 тысяч немцев Поволжья. Уже после ослабления политики в отношении неугодных народов и конфессий – с середины 1950-х гг. – в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне г. Астана) в 1955 г. Власти во времена СССР крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее, их численность постоянно увеличивалась. К моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов, что в два раза превышало количество мусульманских мечетей. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией в Германию, Россию и другие страны в 90-х гг. ХХ в. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей народов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Среди баптистов сейчас много русских, украинцев, белорусов, казахов, корейцев. Благодаря этому количество баптистских церквей в Казахстане растет, несмотря на выезд из страны немцев, долгое время составлявших большую часть верующих. Об этом свидетельствует и статистика. Если в 1993 г. действовало 129 баптистских объединений, в 2002 г. – 281, в 2007 г. – 290. На начало 2011 г. в Казахстане, по официальным данным, действовало 362 религиозных объединения и групп евангельских христиан-баптистов, при этом 48 из них не зарегистрированы органами власти. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х гг. ХХ в. Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа. В результате на 1 января 2011 г. количество пятидесятнических церквей достигло 97, пресвитерианских – 239, харизматических – 306. Наиболее известны следующие объединения: «Грейс-Благодать», «Еммануил», «Новая Жизнь», «Агапе», «Сун Бок Ым», «Церковь Полного Евангелия». Многие пятидесятнические и пресвитерианские церкви были созданы миссионерами из Южной Кореи и США. Среди их пасторов и последователей немало представителей корейской диаспоры. Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма их учение является сектантским. Большинство протестантских церквей отвергает их принадлежность к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами. Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.
|