КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №2 Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древней Индии и Древнего Китая)(2 часа)
Ключевые понятия древнеиндийской философии: Веды, Упанишады, даршаны, астика, настика, Атман, Брахман, сансара, карма, майя, ахимса, мокша, дхарма, шунья, нирвана. Ключевые понятия древнекитайской философии:конфуцианство, даосизм, легизм, Великий предел (Тайцзы), инь и ян, ци, Книга о Дао и Дэ, Дао, благородный человек, низкий человек, человеколюбие (жэнь), ритуал (ли), долг (и), недеяние (у вэй), исправление имен.
1. Особенности и различия исторических образов восточной и западной философии. «Веды» как источник культурной и мировоззренческой традиции Древней Индии. 2. Даршаны (ортодоксальные и неортодоксальные системы древнеиндийской философии) о цели человеческой жизни и путях освобождения. 3. Культурно-исторические предпосылки древнекитайской философии. Образ мира в «Книге перемен». 4. Поиск идеальной модели взаимосвязи природы, социума и человека в философии Древнего Китая.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо: 1. В первом вопросе – выявить различия интеллектуальных традиций Востока и Запада, пояснить структуру и содержание «Вед» и определить социокультурные и мировоззренческие основания древнеиндийской цивилизации. 2. Во втором вопросе – раскрыть содержание основных категорий наиболее влиятельных систем древнеиндийской философии (санкхьи, веданты, буддизма и др.), используемых при рассмотрении проблем смысла и цели человеческой жизни. 3. В третьем вопросе – сосредоточить внимание на социально-политических условиях периода становления основных школ древнекитайской философии, а также на ключевых натурфилософских представлениях «Книги перемен», связанных с понятиями «Великого предела», «инь», «ян», «ци» и др. 4. В четвертом вопросе – провести сравнительный анализ идей и представлений о реальности и социуме, их взаимосвязи, о принципах оптимальной организации и управления социумом, о человеке, смысле его жизни и обязанностях в основных школах древнекитайской философии: конфуцианстве, даосизме и легизме; при этом должны быть раскрыты понятия пути (дао), недеяния (у вэй), человеколюбия (жэнь), благородного (цзюнь-цзы) и низкого (сяо жэнь) человека, ритуала (ли), долга (и).
1. Понятие «майя» и проблема реальности в буддизме. 2. Йога как теория и практика самореализации. 3. Локаята и ее «еретическое» отношении к ведийской традиции. 4. Конфуций и Лао цзы об идеальных образах человеческого поведения. 5. Спор конфуцианства и легизма о принципах управления государством. 6. Конфуцианские традиции в современном Китае.
|