КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения по первоисточникам. 3.1. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Ж.-Ж3.1. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Ж.-Ж. Руссо // Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 180. «Итак, если мы устраним из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то мы найдем, что оно сводится к следующим положениям: каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого. … Как только масса людей объединяется таким путем в одно целое, уже невозможно причинить вред ни одному из его членов, не задевая целое, и тем более нельзя причинить вред целому так, чтобы члены его этого не почувствовали. … Если кто-то откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным. … По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает». ? Какие особенности двух состояний общества – естественного и гражданского – выделяет Ж.-Ж. Руссо? 3.2. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 131. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». ? Как определяет сущность и структуру общества К. Маркс? 3.3. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избр. произвед. – М., 1990. – С. 626 – 630. «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже «социальным действием». … Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке. … Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и сама эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или – что встречается значительно чаще – из которых оно состоит». ? Какие типы социального действия выделяет М. Вебер? 3.4. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 57. «Четыре уровня организации социальных систем, которые я буду рассматривать здесь, составляют своего рода структурную иерархию в четырех различных аспектах. В то же время они образуют ряд, проходящий от высшей степени унифицированного уровня на вершине до высшей степени дифференцированных и разделенных уровней организации у основания. В основании структуры социальная система базируется на конкретном человеческом индивиде как физическом организме, действующем в физическом окружении. Этот индивид как личность принимает участие в процессах социального взаимодействия через свои различные роли. Роли организуются и соединяются, чтобы образовать коллективы, а последние в свою очередь управляются в соответствии со все более и более высокими порядками обобщенных институционализированных норм. На вершине системы находится общество как целостная система, в наше время организованная в виде единого политического коллектива и институционализирующей единой более или менее интегрированной системы ценностей». ? Автором какой модели общества является Т. Парсонс? 3.5. Сорокин, П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – C. 302, 303, 307. «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. … Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. … Резюмируем: социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. … Это, однако, не значит, что социальная стратификация качественно и количественно одинакова во всех обществах и во все времена. По своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам она различна». ? Чем отличается стратификационная концепция от классовой теории? 3.6. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск, 2008. – С. 3 – 5. «Статья 1.Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. … Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Статья 4.Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан…. Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами». ? Как соотносятся политика и право в Республике Беларусь?
1.Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что является объектом и предметом изучения социальной философии? 2. В чем заключается отличие социальной философии от других наук об обществе? 3. Как соотносятся между собой социальная философия и социология? 4. Дайте философское определение общества. 5. Как понимали природу общества античные философы? 6. В чем специфика средневековых представлений об обществе? 7. Каковы основные философские стратегии исследования социальной реальности? 8. Каковы основные идеи материалистического понимания истории? 9. Что представляет собой социальная структура общества? 10. Что является предметом политической философии? 11. Как соотносятся политика и власть? 12. Как соотносятся политика и право, мораль? 13. Что представляет собой государство как важнейший субъект управления обществом? 14. Что такое идеология и каковы ее функции? 15. Каково содержание и философские основы идеологии современного белорусского государства?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2.Закончите определения:
«Единство производительных сил и производственных отношений составляет … …». «… … – отражение общественного бытия». «… … – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития». «История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели …» (К. Маркс).
1. Совместимы ли политика и мораль? 2. Может ли быть общество без идеологии? 3. Возможна ли полная свобода человека от общества?
► Подумайте о смысле изречений: ü «Как поступает наилучший, так и другие люди. Какой он закон выполняет, такой и народ выполняет» («Бхагавад-гита»). ü «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость» (Пифагор). ü «Ад – это Другие» (Ж.-П. Сартр). ü «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс).
Дополнительная литература к теме: 1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль VI, тема 6.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang. 2. Маркарян, Э. Вопросы системного исследования общества / Э. Маркарян. – М., 1972. 3. Полякова, Н. Л. XX век в социологических теориях общества / Н. Л. Полякова. – М., 2004. 4. Сунягин, Г. Ф. Социальная философия как философия истории / Г. Ф. Сунягин. – СПб., 2008. 5. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М., 2001. 6. Фурс, В. Социальная философия в непопулярном изложении / В. Фурс. – Вильнюс, 2005. 7. Яскевич, Я. С. Социальная философия. Антиномии человеческого бытия / Я. С. Яскевич. – Минск, 2005. 8. Петренко, Е. Л. Философия социального : учеб.-метод. пособие / Е. Л. Петренко. – М., 2008. 9. Гобозов, И. А. Социальная философия : учебник для вузов / И. А. Гобозов, В. С. Грехнев; под. ред. И. А. Гобозова. – М., 2003.
|