Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВУЛЬГАРНЫЙ




Ещё при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных пред­ставителей бурж. интеллигенции, пытавшихся превра­тить марксизм в грубую схему, ведущую к оппорту­низму или анархич. бунтарству. После Окт. революции 1917 быстрое распространение марксизма вширь и стрем­ление овладеть им частью старой интеллигенции сдела­ли В. с. явлением заметным и представляющим серьёз­ную опасность.

В идейном отношении B.c. был общей питательной средой для разных «левацких» движений, отвергающих наследие старой культуры,— от проповеди уничтоже­ния музеев до теории растворения иск-ва в производ­стве и самой жизни. Так, считалось почти доказанным, что наиболее «созвучны» пролетариату «организованные» направления в живописи, вышедшие из кубизма. Стан­ковую живопись отрицали во имя монументальной. Лит. жанры, унаследованные от старого общества, так­же были поставлены под сомнение — существовали тео­рии отмирания трагедии и комедии. Более умеренное течение В. с. рассматривало старую культуру как гро­мадное кладбище формальных приёмов, к-рыми побе­дивший пролетариат может пользоваться для своих утилитарных целей, соблюдая при этом известную ос­торожность.

В области рус. истории В. с. часто сводился к выво­рачиванию наизнанку офиц. схем прежней историо­графии. С вульгарно-социологич. т. зр. Лжедмитрий и Мазепа были представителями революц. сил своего времени, а прогрессивное значение реформ Петра I ставилось под сомнение. Вообще всё, связанное с нац. традицией и старой государственностью, было зара­нее осуждено «революц.» фразой.

Та же логика действовала и в области истории духов­ной культуры. Абстрактное понимание марксизма вело к одностороннему и ложному истолкованию поло­жения о зависимости сознания от обществ. бытия и классовых интересов. В. с. видел свою цель в разобла­чении писателей и художников прошлого как служи­телей господствующих классов. С этой т. зр. каждое произведение иск-ва — зашифрованная идеограмма одной из обществ. групп, борющихся между собой за место под солнцем. Так, Пушкина превращали в идеоло­га оскудевшего барства или обуржуазившихся поме­щиков, Гоголя — в мелкопоместного дворянина, Л. Н. Толстого — в представителя среднего дворянст­ва, смыкающегося с высшей аристократией, и т. д. За­дача пролет. художника также сводилась к особому выражению глубинной «психоидеологии» своего класса.

Наивный фанатизм В. с. был отчасти неизбежным следствием стихийного протеста против всего старого, преувеличением революц. отрицания, присущим вся­кому глубокому обществ. перевороту. В нём проявился также недостаток марксистски подготовленной интел­лигенции, к-рая была бы способна дать науч. объясне­ние и действительно парт., коммунистич. оценку слож­ным явлениям мировой культуры. Время наибольшего распространения В. с. было исчерпано в 30-х гг. Гро­мадные социальные и политич. изменения, происшед­шие к этому времени в Сов. Союзе, сделали прежнее выражение идей мелкобурж. демократии более невоз­можным. Историч. опыт свидетельствует о том, что совр. рецидивы В. с. также связаны со всякого рода «левац­кими» движениями и теориями, абстрактным понима­нием классовой борьбы и революции, отрицанием тра­диционных форм классической лит-ры и культурного наследия вообще.

Если оставить в стороне классовую фразеологию, то с т. зр. метода в основе В. с. лежат абстрактно взятые идеи пользы, целесообразности. Вся «идеальная» по­верхность духовной жизни представляется чистой иллю­зией, скрывающей тайные или бессознат. эгоистич. цели. Но осн. принцип В. с. состоит в отрицании объек­тивной и абс. истины. Глубокая марксистская формула «бытие определяет сознание» вопреки её подлинному

смыслу используется здесь для превращения сознания в лишённый сознательности, стихийный продукт обществ. среды и классовых интересов.

Идея прогрессивного развития не чужда В. с., но в чисто формальном, количеств. смысле, т. е. за пре­делами таких измерителей, как объективная истина, обществ. справедливость, художеств, совершенство. Всё хорошо для своего времени, своего класса. В ка­честве заменителя объективного критерия ценности В. с. прибегает к абстрактному представлению о борьбе нового и старого (плохо то, что устарело, хорошо то, что ново), а также к типологич. аналогиям и антитезам формально сходных или отталкивающихся друг от друга культур и стилей. Объективный критерий исти­ны заменяется коллективным опытом или классовым сознанием. Само собой разумеется, что, совершая переход от субъекта-личности к субъекту-классу, B.c. не делает ни шагу вперёд от идеалистич. филосо­фии. Если нек-рая доля объективного содержания всё же допускалась представителями В. с., то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным тече­ниям.

Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого, противоречивого, но объектив­ного, для В. с. занимает схема равновесия или наруше­ния равновесия между историч. субъектом и окружаю­щей средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной силы молодого класса, что даёт начало ре-волюц. романтике, устремлённой в будущее, или из ущербности загнивающей социальной группы, откуда — присущие ей настроения утомлённой созерцательности и декадентства.

Для В. с. характерно непонимание глубоких про­тиворечий общественного прогресса и неравномерно­сти развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности в трактовке таких великих пред­ставителей художеств. лит-ры, как Шекспир, Бальзак, Пушкин, чьи исторические позиции не могут быть ис­черпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апо­логией новых буржуазных форм общественной жизни.

Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного историч. анализа обществ. сознания. Но это не значит. что всякое сознание яв­ляется для них слепым продуктом узких классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реаль­ную грань между «...идеологическими составными частя­ми господствующего класса...» и «...свободным духов­ным производством данной общественной формации» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 280). Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом.

Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной стороны, и сикофан­тами паразитических классов — с другой, всегда су­ществует, несмотря на то, что, напр., Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём бурж. демократии. Их деятельность поэтому и относится к бесконечно ценному наследию мировой культуры, что в ней отразилась не борьба за раздел добычи на вершине общественной пирамиды, а ко­ренное противоречие между народной массой, чей ин­терес в последнем счёте совпадает с интересами об­щества в целом, и паразитической классовой верхуш­кой, временными хозяевами общества, подчиняющими его известной форме частной собственности и вла­сти.

Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу коммунистиче­скому. Этот путь ведёт через антагонизм общественных сил к уничтожению классов и подлинному челове­ческому общежитию. Необходимость его всегда созна­валась или предчувствовалась лучшими предста­вителями мировой культуры в форме общественно­го идеала, часто противоречивой, иногда парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, исторические корни.

* Энгельс Ф., (Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 37; е г о ж е, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893г., там же, т. 39; его же, [Письмо] В. Боргиусу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Предисловие ко второ­му изданию кн. «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18, с. 12; его же, Агр. вопрос и совр. положение России, там же, т. 24; е г о ж е, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 459— 474; его же, О пролет, культуре, там же, т. 41; Плеха­нов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Л и ф ш и ц М., Ленин и вопросы литерату­ры, в его кн.: Вопросы иск-ва и философии, М., 1935.

Мих. Лифшиц.

ВУНДТ(Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,— 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), нем. психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологич. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного экспери­мента для расчленения сознания на элементы и выясне­ния закономерной связи между ними. Созданная В., в 1879 первая в мире психологич. лаборатория стала междунар. центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциа­ции, внимание, простейшие чувства. Предметом пси­хологии В. считал непосредств. опыт — доступные са­монаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историч. методом. В. разделял т. зр. психофизич. параллелизма. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение оп­ределяется апперцепцией. Опыт психологич. истолкова­ния мифа, религии, иск-ва и др. явлений культуры В. предпринял в 10-томной «Психологии народов» («Völ­kerpsychologie», 1900—20).

В философии В.— представитель идеализма и волюн­таризма: мир — целесообразное развитие божеств. ми­ровой воли. Язык для В.— одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса свя­зано выделение в качестве главного объекта языко­ведения языковой деятельности, а не языковой си­стемы.

• в рус. пер.: Основания физиологии, психологии, т. 1—2, СПБ, 1880—81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Очерки психологии, [М., 19123; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914].

• К е н и г Э., В. Вундт. Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 10.

ВЧУВСТВОВАНИЕ(нем. Einfühlung), термин психо­логии иск-ва и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., пе­реживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «груст­ный» или «весёлый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало ос­новным принципом эстетики у Т. Липпса, определяв­шего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусст­ва нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и не­редко истолковывалось в субъективно-идеалистиче­ском духе.

* Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Выгот­ский Л. С., Психология иск-ва, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfühlung, Lpz., 1913.

ВЫБОР,см. Свобода, Свобода воли.

ВЫВОДв логике, рассуждение, в ходе к-рого из к.-л. исходных суждений (высказываний), посылок или предпосылок В. получается заключение — сужде-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты