Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФУРЬЕ 751




циации основных элементов капиталистич. обществ. от­ношений.

Учение Ф. оказало значит. влияние на социальную и филос. мысль ряда стран Европы и Америки. См. Утопический социализм.

• Oeuvres completes, v. 1—6, P., 1841—70; Oeuvres comple­tes, v. 1 — 12, P., 1966—68; в рус. пер,—Избр. соч., т. 1—4, М.—Л., 1951—54.

• Бебель А., III. Ф., его жизнь и учение, пер. с нем., М., 1923; Дворцов А. Т., Ж. Ф. Его жизнь и учение, М., 1938; Иоаннисян А. Р., Ш. Ф., М., 1958; 3 и л ь б е р-ф а р б И. И., Социальная философия Ш. Ф. и её место висто­рии социалистич. мысли первой пол. XIX в., М., 1964 (лит.); Armand F., Fourier, v. l—2, P., 1937.

ФУТУРОЛОГИЯ(от лат. futurum — будущее и греч. λόγος — слово, учение), в широком значении — сово­купность представлений о будущем человечества, в уз­ком — область науч. знаний, охватывающая перспекти­вы социальных процессов; часто употребляется как си­ноним прогнозирования и прогностики. В СССР термин «Ф.» большей частью применяется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Тер­мин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехт-хейм в качестве названия некоей надклассовой «фило­софии будущего», к-рую он противопоставлял идеоло­гии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил рас­пространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностич. (предсказательные) функции существую­щих науч. дисциплин. С кон. 60-х гг. термин «Ф.», вви­ду многозначности и неопределённости, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие Ф. со­хранилось преим. в виде образного синонима последнего. В бурж. Ф. выделилось неск. течений: апологетиче­ское, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. преобладало открыто апологетическое, к-рое опира­лось на разного рода технологич. теории, сводившие со­циальный прогресс общества только к росту уровня тех-нико-экономич. развития (см. также «Постиндустриаль­ное общество») и пыталось доказать жизнеспособность гос.-монополистич. капитализма, возможность его мо­дернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жуве-нель, Ж. Фурастье). Представители реформистского те­чения доказывали необходимость «конвергенции» капи­тализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидер­ланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «зап. цивилизации» перед лицом науч.-технич. революции [А. Ускоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг. бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, к-рое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях разви­тия общества. Ведущее влияние в этом течении при­обрёл т. н. Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и др. футурологи разде­лились на два осн. направления; одни из них разви­вают неомальтузиажские идеи социального пессимизма

[Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать ката­строфы с помощью «оптимизации» гос.-монололистич. капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Фер-кисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эр-рера (Аргентина) и др.] (см. «Научно-технический оп­тимизм» и «Экологический пессимизм»).

Концепциям бурж. Ф. противостоит марксистско-ле­нинское науч. предвидение, к-рое опирается на тео-ретич. положения диалектич. и историч. материа­лизма.

• Какое будущее ожидает человечество?, пер. с французского, Прага, 1964; Эделинг Г., Прогнозирование и социализм, пер. с нем., М., 1970; Будущее человеч. общества, М., 1971; Араб-Оглы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Лавалле Л., За марксистское исследование будущего, пер. с франц., М., 1974; Ожегов Ю. П., Социальное про­гнозирование н идеологич. борьба, М., 1975; Бовш В. И., Футурология и антикоммунизм, Минск, 1977; Косола-пов В. В., Л и с и ч к и н В. А., Критика бурж. концеп­ций будущего, М., 1978.

ФЭН ЮЛАНЬ(р. 1895,Танхэ, пров. Хэнань), кит. фи­лософ, создатель т. н. нового неоконфуцианства (синь ли-сюе), историк кит. философии. Принадлежал к груп­пе кит. немарксистских мыслителей, выступавших в 20—40-х гг. за объединение традиц. кит. и совр. зап. философии. Новое неоконфуцианство Ф. Ю. представ­ляло собой своеобразный синтез неоконфуцианства шко­лы Чэн—Чжу (см. Чэн И, Чжу Си) с элементами даосиз­ма, буддизма и зап. течений, особенно позитивизма. В основе его учения четыре «пустых», «лишённых положит.

содержания», формальных понятия: ли-принцнп (идеальная форма, высшим выражением её является великий предел — тайцзи); ци — материя, материальная сила; дао ди — постоянный процесс движения-преобра­зования дао, совмещающий все единичные процессы; да цюань — «великое целое», универсум, всеобъемлю­щая сумма всего сущего — «Один есть все и все есть Один». В соответствии с осознанием человеком своих действий Ф. Ю. выделял четыре ступени, или «сферы жиз­ни»: невинно-младенческую (человек, подобно ребёнку или дикарю, поступает в согласии с инстинктами или обычаями); утилитарную (человек осознаёт себя и действует себе на пользу); моральную (индивид осозна­ёт существование общества и себя как его члена); транс­цендентную (понимание универсума, «великого целого», осознание себя «гражданином неба»). После образова­ния КНР Ф. Ю. отказался от «нового неоконфуцианства» и заявил о своём переходе на марксистские позиции. Под­вергался гонениям в период «культурной революции». * Синь ли-сюэ (Новое неоконфуцианство), Шанхай, 1939; Синь юань жэнь (Новый трактат о природе человека), Чунцин, 1943; Синь юань дао (Новый трактат об изначальном дао), Шан­хай, 1946; Чжунго чжэсюе ши (История кит. философии), т. 1 — 2, Пекин, 1961; Лунь Кун Цю (О Конфуции), Пекин, 1975; A short history of Chinese philosophy, Ν. Υ., 19584; The spirit oi Chinese philosophy, Boston, 1962.

• Буров В. Г., Современная кит. философия, М., 1980; Переломов Л. С., Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая, М., 1981, с. 259—62; Wing-tsit Chan, A source hook in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p..751—62, 776—79.

X

XАБEPMAC(Habermas) Юрген (р. 18.6.1929, Дюссель­дорф), нем. философ и социолог (ФРГ). Проф. во Франк-фурте-на-Майне (с 1964). Директор (наряду с К. Вайцзек-кером) Ин-та по исследованию условий жизни науч.-технич. мира в Штарнберге (с 1970). Начал деятельность как последователь Хоркхаймера и Адорно; наиболее


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты