ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. кардинала Камилио Астали-Памфили, дальнего родственника Олимпии.
кардинала Камилио Астали-Памфили, дальнего родственника Олимпии.
6 «Лоция живописца» (1660) Боскини прославляет достоинства венецианской школы, от Беллини до Тинторетто. Интересно, что маньерист Боскини отдает должное новым течениям в современной ему живописи и восхищается искусством Рубенса и Веласкеса. В «Ло- ции живописца» приводится следующий диалог Веласкеса с Саль- ваторс Розой: «Понравился ли вам наш великий Рафаэль?» — «Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится».— «По тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной».— «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место, и Тициан является их знаменосцем» (Marco Bosquini. La carta del navegar pittoresco. Venezia, 1660, p. 58).
7 Буквально «кладя, убирает» (латин.).
8 Преодоление средневекового искусства в Нидерландах проте- кало не с помощью обращения к античному наследию и реалистиче- ского переосмысления монументальных традиций византийского и позднегерманского искусства, а путем переработки и дальнейшего развития прогрессивных традиций готики.
9 Рубенс впервые приезжает в Испанию в 1628 г. с дипломати- ческой миссией правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы.
10 Севилья, главный портовый город Испании, обладала моно- польным правом на морскую торговлю с заокеанскими колониями.
11 Из знаменитых фламандцев под влиянием Караваджо в ран- ний период творчества находился Рубенс. Под «лучшими из фран- цузов» подразумеваются такие действительно интереснейшие худож- ники своего времени, как Валантен (1594—1632), Жорж де Латур (1593—1652), Луи Ленен (1594—1648).
12 «Бодегонес» (исп. «трактир») — жанровая картина, в которой два-три человека изображаются в помещении кухни или харчевни и где большую роль играет натюрморт: кухонная утварь, посуда, съестное.
13 Собственно «Продавец воды в Севилье» (1618—1621 гг., Лон- дон, Апслей-Хаус, коллекция Веллингтона),
14 «Распятие» для монастыря Сан Пласидо (1630-с гг., Мадрид, Прадо) — одно из самых известных произведений Веласкеса, особен- но любимое писателями поколения 1898 г.
15 «Коронация Марии» (начало 1640-х гг., Мадрид, Прадо) — поздняя религиозная композиция Веласкеса, созданная по заказу королевы.
16 Герцог Моденский, талантливый полководец и известный авантюрист. Посетил Испанию в 1638 г.
КОММЕНТАРИЙ
17 Изгнание морисков в 1609 г.— варварская акция, проведенная Филиппом III и имевшая для страны катастрофические последствия. Сохранились свидетельства, что Веласкес больше внимания уделил страданиям морисков, вынужденных покинуть родные земли, чем официальным «героям» — королю и его приближенным. Очевидно, поэтому картина показалась «неожиданной» истинно придворному художнику Кардуччи.
18 Здесь — сразу (итал.).
19 Парки — в римской мифологии богини судьбы, прядущие, и обрезающие нити человеческой жизни.
20 Историю соревнования богини Афины и ткачихи из Меонии Арахны Овидий изложил в VI книге «Метаморфоз».
21 Другие названия картины — «Христос у колонны», «Бичева- ние Христа», «Христос и христианская душа» (начало 1630-х гг., Лондон, Национальная галерея).
22 Изабелла Бурбонская — первая жена Филиппа IV, дочь Ген- риха IV. Несмотря на нелюбовь королевы к позированию, Веласкес все же написал ее конный портрет для дворца Буэн Ретиро (ок. 1631 г., Мадрид, Прадо).
23 «Ла Фрага» — портрет Филиппа IV в военном костюме (1644, Нью-Йорк, коллекция Фрика), Портрет был написан во время по- давления восстания в Каталонии, в городе Фрага, где находилась штаб-квартира короля (отсюда название картины).
24 Кардинал-инфант Фердинанд (1609—1641) — младший из сы- новей Филиппа III.
25 Портрет жены — так называемая «Сивилла» (конец 1630-х гг., Мадрид, Прадо).
26 Предполагаемый портрет дочери — так называемая «Дама с веером» (Лондон, коллекция Уоллеса).
ГОЙЯ И НАРОДНОЕ
(Goya у lo popular). Перевод выполнен по книге: Ortega у Gasset J. Goya. Madrid, Revista de Occidente, 1962.
Впервые опубликовано в 1950 г. издательством «Ревиста де Оксиденте» в сборнике «Заметки о Веласкесе и Гойе».
В настоящем издании публикуются § 5 и 6 первой главы книги. В других главах Ортега рассматривает также ряд теоретических вопросов искусствознания и эстетики живописи.
В книге Ортега последовательно обращается к исследованию «обстоятельства» и «призвания» Гойи. Круг изучаемых здесь про- блем обширен и проблематичен, поэтому к данной работе вполне применимы названия «Вокруг Гойи» и одновременно «Гойя изнутри».
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Творчество этого художника всегда являлось для Ортеги загадкой, притягательной проблемой. Значительная часть исследовательских материалов о Гойе из архива философа не опубликована и, возмож- но, не приведена в систему (см.: Ferrari E.-L. Ortega у las artes visuales. Madrid, Revista de Occidente, 1970, p. 19).
1 Видимо, имеются в виду фрески из Дома «глухого», написан- ные художником в 1820-е гг.
2 Гойя работал для королевской гобеленовой мануфактуры Сан- та Барбара в 1775—1780 и 1786—1792 гг. В 1775 г. он создал картоны для двух серий гобеленов на охотничьи темы. В 1776—1780 гг. Гойя исполняет три серии картонов на «народные» темы. К 1786—1789 гг. относятся две серии картонов на «деревенские» темы, и к 1791—1792 гг.— серия из семи картонов, опять на «народные».
3 Фуэндетодос — арагонское селение, где родился Гойя.
4 Имеется в виду Оливарес.
5 Обходиться своими силами, делать самому (итал.).
6 В тавромахии — весь состав участников представления.
7 Сайнете (букв. «соус», «подливка», «лакомый кусок») — в ХVII в. интермедия, ставившаяся между вторым и третьим актами пьесы; с середине ХVIII в. самостоятельная одноактная пьеса из народной жизни, включающая в себя песни и танцы. Хакара — шу- точный романс, в XVII в. исполнялся в интервалах между действи- ями, а затем, когда его стали петь на два или три голоса, превратил- ся в самостоятельный жанр, приближающийся к оперетте. Тонади- лья — первоначально народная песня; с середины ХVIII в.— короткая комическая опера.
8 Сарсуэла — жанр, близкий современной оперетте. Получил на- звание от королевского загородного дворца, где впервые (в 1643 г.) были исполнены такого рода произведения.
9 По желанию, по усмотрению (латин.).
10 Изгнание иезуитов было проведено главой правительства Ка- рла III графом де Арандой после спровоцированного ими в Мадриде восстания в апреле 1766 г. Пять тысяч членов ордена были насильст- венно вывезены в Папскую область в Италии, а имущество их конфисковано. В 1798 г. иезуиты вернулись, и официально их орден в Испании был восстановлен в 1815 г. Затем в 1820 г. во время революционных событий они были вновь изгнаны, а в 1829 г. возвращены и еще дважды изгонялись — в 1835 и 1868 гг.
11 Лоа (букв, «хвала») — первоначально род пролога, в котором прославлялся тот, кому посвящалась пьеса; с середины ХVIII в.— короткая, но самостоятельная композиция, обладающая своим собственным сюжетом; исполнялась, как и ранее, перед основной пьесой.
КОММЕНТАРИЙ
12 Здесь имеется в виду увлечение образом жизни «махос» — ма- дридского простонародья.
13 Власти действительно вели наступление на это народное зре- лище. В 1754 и 1757 гг. были изданы указы, запрещающие корриду, но практически они не возымели силы.
14 Из вестей портрет маркизы де ла Солана, написанный Гойей (1794—1795), Париж, Лувр.
15 Тирана — народная песня.
16 Закон боя быков (латин.).
17 Постановка в Париже опер Глюка вызвала ожесточенную борьбу мнений. Против Глюка выступили приверженцы французской оперы (сформировавшейся в творчестве Люлли и Рамо) и сторон- ники итальянской оперы, представленной, в частности, Никколо Пуччини (1728—1800).
18 Кантаор — исполнитель народных песен.
19 Имеется в виду «Проповедь св. Бернардина Сиенского», кото- рая до сих пор находится в боковом приделе этой церкви.
20 В церкви Пресвятой Девы дель Пилар Гойя расписывал купол.
21 Инфант Луис Антонио Хайме де Бурбон — младший брат Карла Г1Г. Его покровительство имело решающее значение для судьбы художника: он ввел Гойю в дома высоких слоев испанской аристократии. Гойя написал в 1783—1784 гг. четыре портрета самого инфанта, четыре — его жены, по одному — дочери и сына, а также групповой портрет семьи инфанта вместе с художником.
22 Восхождение, взлет, усилие, стремительное движение (ла- тин.).
13 Два портрета Педро Ромеро написаны Гойей в 1790—1799 гг. (Флоренция, Уффици, и Нью-Йорк, Испанское общество); портрет Хосе Ромеро — в 1796 г. (Филадельфия, Художественный музей).
24 Над росписями в церкви Сан Антонио де ла Флорида Гойя работал в августе — октябре 1793 г.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Августин Аврелий («Блажен- ный»; 354—430) — христиан- ский теолог, один из отцов католической церкви; его воз- зрения явились важным исто- чником ранней схоластики 250, 352, 379, 391, 435
Авельянеда Фернандес де — псев- доним автора подложной II части «Дон Кихота» 78, 147, 537
Авенариус Рихард (1843—- 1896) — швейцарский фило- соф-идеалист, один из осно- воположников эмпириокри- тицизма 202
Аверроэс (собств. Ибн Рошд; 1126—1198) — арабский мыс- литель-аристотелик, уроже- нец Испании 420
Агатон (ок. 448—397 г. до н. э.)—древнегреческий дра- матург 148
Аларих II (484—507) — король германского племени вестго- тов, окончательно овладев- ших Испанией к нач. VI в. 54
Александр VI, в миру Родриго Борджиа (ок. 1431—1503) — папа римский с 1492 г., отец Чезаре Борджиа 49, 124, 125, 458
Александр Македонский (356— 323 до н. э.) — царь Македо- нии, полководец, государст- венный деятель 124, 125, 459
Альберти Леон Баттиста
(1404—1472) — итальянский художник, архитектор, писа- тель 503
Альфаро-и-Гомес Хуан де (1640— 1680) — испанский художник- миниатюрист, ученик Вела- скеса. Автор жизнеописания испанских живописцев 499
Ангуло Иньигес Диего (р. 1901)— испанский искусствовед 508, 509
Аптиох (242—187 до н.э.) — царь государства Селевки- дов, полководец, завоеватель Азии 124
Антонины — династия римских императоров (96—192 г. н. э.) 345
Apemинo Пьетро (1492 —1556) — итальянский комедиограф, памфлетист, поэт 49
Аристипп из Кирены (ок. 435— 360 (?) до н. э.) — древнегре- ческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель т. н. киренской или гедони- ческой философской школы 340
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аристодем (VI—V вв. до н. э.) — тиран греч. колонии Кум 148
Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий фи- лософ и ученый 70, 120, 132, 203, 207, 215, 232, 336, 408, 491
Аристофан (ок. 445—ок. 385 до н. э.) — древнегреческий дра- матург 137, 146, 148, 149
Артур (1-я пол. VI в.) — леген- дарный король Англии 126
Асорин (собств. Мартинес Руис Хосе; 1873—1967) — испанс- кий писатель, представитель поколения 1898 года 271, 272
Бальзак Оноре де (1799—1850) — французский писатель 113, 263, 277, 380
Бальтасар Карлос (1629—1646) — сын Филиппа IV и Изабел- лы Бурбонской 513
Батиль Теодор (1823—1891) — французский писатель, близ- кий к парнассцам 52
Бароха-и-Несси Пио (1872— 1956) — испанский писатель 170, 260, 275, 295, 358, 359
Баруци Жан 388
Бенвенуто деи Рамбальди
(1338—1390) — итальянский писатель, автор фундамен- тального комментария к «Бо-жественной комедии» Данте 49
Бетховен Людвиг ван (1770— 1827) — немецкий компози- тор 166, 167, 174, 225, 238
Бодлер Шарль (1821 — 1867) — французский поэт 241, 251, 393
Бонапарт Наполеон (1769— 1821) — французский импера- тор 49, 70, 144, 232, 342, 431, 458
Боннар Авель (1883—1946) — французский поэт 362, 365
Боскини Марко (1613—1678) — итальянский художник, гра- вер, миниатюрист и писа- тель, автор трактатов об искусстве, в т. ч. в стихах 503
Борхес Хорхе Луис (р. 1899) — аргентинский писатель; один из основателей модернистс- кого направления ультраиз- ма 555
Брейзиг Курт (1866—1940) — не- мецкий социолог и историк 327
Бугеро Адольф Вильям (1825— 1905) — французский худож- ник, академик 166
Бурже Поль Шарль Жозеф (1852— 1935) — французский писатель 153
Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк и фи- лософ культуры 152
Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель, один из основоположников учений о развитии природы 53, 158
Вагнер Рихард (1813—1883) — немецкий композитор-дра- матург и эстетик 164, 166, 225, 227, 238, 240, 254, 256
Вазари Джорджо (1511 — 1574) — итальянский живопи- сец, архитектор и историк ис- кусства 155
19 Заказ № 1435
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Валера-и-Алъкала Галиано Хуан (1824— 1905) — испанский пи- сатель-реалист 49, 57
Валъе-Инклан Рамон Мария дель (1869—1936) — испанский пи- сатель 49—59
Вашингтон Джордж (1732— 1799) — американский госу- дарственный деятель, первый президент США 149
Вейль Герман (1885—1955) — не- мецкий математик 315
Веласкес Родригес де Сильва Ди- его де (1599—1660) — испанс- кий живописец 72, 84, 91—93, 129, 137, 154, 156, 193—198, 273, 298, 308, 372, 492—514
Вентура Родригес (1717— 1785) — испанский архитек- тор, с 1764 — главный архи- тектор Мадрида 529
Верагуа, герцог — титул, присво- енный Карлом V сыну Колу- мба Дьего — 523
Верлен Поль (1844— 1896) — французский поэт 165, 166
Верн Жюль (1828—1905) — фра- нцузский писатель 127
Вернер X. 243
Вертмюллер — художник из ма- стерской Менгса 528
Вёльфлин Генрих (1864—1945) — немецкий историк и теоретик искусства 253
Виллемер Марианна фон (1784— 1860) — младшая современ- ница Гете 455
Вольтер (собств. Аруэ Франсуа Мари; 1694— 1778) — фран- цузский писатель, публицист и философ 149
Вульпиус (Христиан Август; 1762—1824) — немецкий пи-
сатель, автор романа «Рина- льдо Ринальдини, главарь разбойников» (1797) 64, 82
Гаварни Поль (собств. Шева- лье Сюльпис-Гийом; 1804— 1866) — французский худож- ник-иллюстратор и карикату- рист 128
Галилей Галилео (1564—1642) — итальянский астроном и ма- тематик, один из основопо- ложников экспериментально- математического естествоз- нания и механистического материализма 115, 132
Гальярдо Бартоломе Хосе (1776— 1852) — испанский библио- граф и критик, автор «Кри- тико-бурлескного словаря» (1811) и «Опыта испанской библиотеки редких и любо- пытных книг» (изд. 1863— 1889) 499
Гарридо Мигель (1745—1807) — испанский комический актер и певец, получивший прозви- ще «Короля шутов» 524
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий фи- лософ — объективный идеа- лист, представитель немец- кой классической философии 316, 435, 453
Гейне Генрих (1797—1856) —не- мецкий поэт, публицист, мы- слитель 168
Гете Иоганн Вольфганг (1749— 1832) — немецкий поэт, есте- ствоиспытатель и мыслитель 93, 170, 207, 217, 267, 433, 436—438, 440—461
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Гиберти Лоренцо (1378—1455) — итальянский скульптор 121, 123, 289
Глюк Кристоф Виллибальд (1714— 1787) — немецкий компози- тор, реформатор оперы 526
Гойя-и-Лусиентес Франсиско Хо- се (1746—1828) — испанский художник 497, 498, 515—534
Гомер — легендарный поэт Древ- ней Греции 64, 87, 92, 118, 119, 121, 123, 125, 139, 150, 459
Гомес де ла Серпа Рамон (1891 — 1963) — испанский писатель- авангардист 245
Гораций (65—8 до н. э.) — римс- кий поэт 230
Гофман Ганс (1880—1966) — американский искусствовед 547
Грасиан-и-Моралес Бальтасар (1601 — 1658) — испанский пи- сатель и мыслитель 488
Греко (Эль Греко, собств. Доме- нико Теотокопулос; 1541 — 1614) — испанский художник, по происхождению грек 60, 75, 153, 154, 193, 194, 303, 511
Гурмон Реми де (1858—1915) — французский писатель-сим- волист 415
Гюго Виктор (1802—1885) — французский писатель-рома- нтик 53, 166
Гюйо Жан-Мари (1854—1888) — французский философ-пози- тивист, поэт и драматург 218, 220
Дарвин Чарльз (1809—1882) — английский биолог-материа- лист, основоположник науч-
ной теории развития органи- ческого мира 148, 150, 361, 406, 429
Дарио Рубен (собств. Гарсиа Сармьенто, Феликс Рубен; (1867— 1916) — никарагуан- ский поэт и критик 58, 166
Дебюсси Клод (1862—1918) — французский композитор, ос- новоположник импрессиони- стического направления в му- зыке 163—167, 173, 174, 240— 242
Декарт Рене (латин. Картезий; 1596—1650) — французский ученый и философ-дуалист 115, 196, 201, 202, 217, 351, 372, 403, 503
Делитц Фридрих (1850—1922) — немецкий ассириолог 67
Джойс Джеймс (1882—1941) — ирландский писатель 245
Джорджоне (собств. Барбарел- ли, Джордже; 1478—1510) - итальянский живописец 193
Джотто ди Бондоне (1266/67— 1337) — итальянский живопи- сец проторенессанса 199, 201
Дидро Дени (1713—1784) — фран- цузский философ-материа- лист, писатель, теоретик ис- кусства, просветитель, глава энциклопедистов 63
Диккенс Чарльз (1812—1870) — английский писатель 51, 58, 113, 149,237,290
Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ-идеалист, один из основоположников философии жизни 491
Диоген Синопский (ок. 404—323 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик основателя
|