В ПОИСКАХ ГЕТЕ. Письмо к немецкому другу
Письмо к немецкому другу
(Pidiendo un Goethe desde dentro.— Carta a un alemán). — O. C., 4, p. 395.
Написано для берлинского журнала «Die Neue Rundschau», опу- бликовано в его первом томе за 1932 г., в разделе «Литература, искусство, наука», в переводе, выполненном Хелен Вейль. Несмотря
КОММЕНТАРИЙ
на то, что тема столетия со дня смерти И.-В. Гете редакцией не аннотировалась, участие в номере таких авторов, как Андре Жид, Герман Гессе, Эмиль Людвиг, Томас Манн, превратило это издание в юбилейное. В апреле 1932 г. напечатано в журнале «Ревиста де Оксиденте». В том же году Ортега издал большой сборник статей, в котором заглавное место заняла эта работа.
Значение данного очерка Ортега подчеркнул сам, назвав его «критикой жизненного разума». Это своего рода модель применения метода «жизненного разума» к осмыслению творчества выдающихся деятелей мировой культуры в свете «обстоятельств» их жизни, вклю- чающего наряду с индивидуальной биографией также ее социальный и исторический контекст. Впервые Ортега применяет здесь критерий своей «историологии»: исследует возможности так называемого био- графического метода.
Видимо, Ортега был удовлетворен результатами, так как уже в следующем году он прочел в Мадридском университете курс лекций под названием «Вокруг Галилея», частично тогда же опуб- ликованный отдельным сборником (целиком он вышел в 1942 г.) под заголовком «Схема исторического кризиса»). Важно подчеркнуть, что теме «Галилей изнутри» здесь было отведено едва ли с десяток страниц, тогда как основной объем труда составила разработка теории и метода поколений в истории и исторической науке.
Для понимания очерков «В поисках Гете» и «Вокруг Галилея» следует учитывать их республиканский «контекст», обстановку, в кото- рой Ортега работал над ними, а также его негативное отношение к развернувшейся в Испании острой классовой борьбе. Ортега считал, что как «левые», так и «правые» равно выступают в этой борьбе с позиции «экстремизма как формы жизни». Именно так формулирова- лась тема лекций, которые Ортега читал в 1933 г. в Летнем университе- те (разновидность «народного университета») г. Сантандера.
1 «В начале было дело» (нем.).— цитата из Фауста.
2 Реквизит (итал.).
3 Духовной мощью (франц.).
4 Определение Ортегой культуры как фактора «спасения» разъ- ясняется им в толкованиях культуры как «упорядочения» (О. С., 1, р. 457), «уточнения» (р. 11), «согласия» (р. 148), «ясности» (р. 357, 358) и в других близких по смыслу терминах.
5 Жизненный путь (латин.),
6 Изящное построение (нем.).
7 Из изобилия (латин.).
8 Менее интеллектуализированным понятием, чем «перспекти- визм», Ортега считал, например, термин «динамический диалог» между индивидуумом и миром,
|