ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. низации искусства (см.: Тертерян А
низации искусства (см.: Тертерян А. И. Испытание историей. М., 1973, с. 148).
Цикл повестей, объединенных общим замыслом и связанных одним героем («Осенняя соната», «Летняя соната», «Весенняя сона- та», «Зимняя соната»), создан Валье-Инкланом в 1902—1905 гг.
1 Речь идет о книге И. Тэна «Происхождение современной Фран- ции», в которой образ Наполеона, подобно тому как это имело место у Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» в отношении цезарей, воссоздается на основе учета «факторов среды», из которых важнейшим является фактор «расы», то есть исторически сложив- шихся социально-психологических свойств французского народа. Критический анализ этих воззрений Тэна дал Г. В. Плеханов (см.: Плеханов Г. В. Литература и эстетика. Т. 1. М., 1958, разд. «Теория искусства»).
2 Борджиа (исп. «Борха»)—старинный испанский род, возвыше- ние которого началось с Алонсо, кардинала, а впоследствии папы (Каликста III). Когда Алонсо получил папскую тиару, к нему в Рим перебрались многочисленные родственники, в числе которых был Родриго, будущий папа Александр VI, отец Чезаре Борджиа (ок. 1476—1507)—правителя Романьи, князя и кардинала, игравшего важную роль в европейской политике.
3 Имеется в виду Возрождение; обычно этот термин применяет- ся по отношению к национально-освободительному движению в Италии в конце XVIII—XIX в.
4 Конный пастух (исп., южпоамер.). Быт и традиции гаучо нашли широкое отражение в южноамериканском фольклоре.
5 Наименование яда; дословно—«шпанская мушка» (итал.).
6 Кватроченто (итал.).—XV век, эпоха проторенессанса.
7 Заратустра (Заратуштра), в греческой версии Зороастр,—легендарный пророк и реформатор древнеиранской религии. Учение, изложенное в «Авесте», священной книге зороастризма, направлено против родоплеменного общества и старых богов и призывает к сильной власти и миру.
8 Рецензия А. Франса из сборника «Литература и жизнь» («La vie litteraire »).
9 Ортега использует образ из книги Дж. Рсскина «Семь светиль- ников архитектуры» (1899).
10 Статья Р. де Гурмона «О стиле, или О писании» (« Du style ou de l'ecriture ») в сборнике «Культура идей» (La culture des idecs. Paris, 1899).
11 «Прекрасный стиль» (исп.).
12 Игнатий Лойола, будущий основатель ордена Иисуса, в моло- дости был офицером; будучи опасно ранен, услышал голос Бога
КОММЕНТАРИЙ
и принял духовный сан. Приводимый Ортегой эпизод относится к 1522 г., когда Лойола руководил зашитой крепости Памплона от французов,
13 «Беатрис»—ранний рассказ Валье-Инклана.
14 «Оруженосец Маркое», «Гусман де Алъфараче»—плутовские романы «Жизнь оруженосца Маркоса де Обрегона» Висенте Эс- пинеля и «Жизнеописание Гусмана де Алъфараче» Матео Алемана.
15 Люцифер (Сатана)—глава мятежных ангелов; согласно сред- невековым представлениям, у него шесть крыльев нетопыря, кото- рые соответствуют шести крыльям херувима.
АДАМ В РАЮ
(Adan en el paraiso).— О. С., 1, p. 473—493.
Написано в мае—августе 1910 г. Включено автором в состав сборника «Люди, творения, вещи» (1916).
Статья типична для «Mocedades», ранних произведений Ортеги: прослеживаются различные идейные влияния, которые испытывал философ; явна многопроблемность и известная поспешность в реше- нии проблем; заметно тяготение автора к глоссаторству, отра- жавшее период формирования мышления Ортеги и свидетельство- вавшее о его озабоченности состоянием философско-теоретической культуры испанской интеллигенции.
В этой работе впервые очерчен контур философии Ортеги. Идея Адама в раю, то есть первого человека, вброшенного в мир, является метафорическим образом концепции «радикальной реальности», раз- вернутой в «Размышлениях о «Дон Кихоте». В данном контексте у метафоры были преимущества перед концепцией, поскольку здесь мир представал не как «вещь», а как «сценарий» жизни, которую, согласно Ортеге, необходимо рассматривать как трагедию или драму.
1 Фр. Алькантара—старинный друг семьи Ортеги, сотрудничал в газете «Эль Импарсьяль», принадлежавшей деду Ортеги.
2 Аллюзия образного выражения теории «общественного до- говора» XVII в.: «Я не буду рвать яблоки в твоем саду, а ты не будешь делать того же в моем саду». Подразумевается правовая автономия субъекта деятельности (каждой вправе заниматься соб- ственным делом и делать его хорошо) и его собственности.
3 Ремесло (франц.).
4 «Копья»—картина Веласкеса «Сдача Бреды».
5 Имеются в виду критические очерки Д. Дидро «Салоны» (1750—1770-е it,).
6 Разделяй и властвуй '(латин.).
7 Свидетельство колебаний Ортеги между позициями естествен- нонаучного материализма и объективного идеализма. Например
|