КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. Тойя пишет всего двух тореро: это братья Ромеро, Педро и Хосе
Тойя пишет всего двух тореро: это братья Ромеро, Педро и Хосе. Портрет Костильяреса довольно со- мнительной атрибуции, к тому же время его создания не совпадает с возрастом модели. Приняв во внимание даты активных выступлений на арене всех трех мата- доров и Дату написания последнего портрета *, следует все три портрета отнести самое раннее к 1790 году23. Три года назад Гойя познакомился с герцогиней Осуна, которая принадлежала к группировке Костильяреса. Вспомним, что вся испанская жизнь была тогда сплош- ной борьбой группировок. В 1790 году он, должно быть, познакомился с герцогиней Альба,— во всяком случае, вступил в более короткие отношения с этой высокородной особой, такой дерзкой, взбалмошной и бесшабашной. Так вот, герцогиня Альба покрови- тельствовала Хосе Ромеро **.
В 1794 году он пишет первый из двух портретов актрис, портрет Тираны. Как случилось, что он выжи- дал столько времени, прежде чем запечатлеть эту звез- ду подмостков, по милости которой почти каждое представление заканчивалось дракой? Ведь Тарана умирает в этот же самый год. Но Тирана находит- ся под сильным, непосредственным покровительст- вом герцогини Альбы... и «просветителей». Игра случая! Гойя пишет первую актрису, воспитанную в правилах французского театра. В театре Сарсуэлы Тирана не участвует в сайнете, не исполняет тонадильи; она—трагическая актриса. Когда муниципальный совет предлагает ей поступить в одну из двух «тра- диционных» трупп, она вынуждена заявить, что не знает чисто испанского репертуара, не умеет говорить под суфлера и у нее нет никаких костюмов, кроме трагических. Перед нами на холсте Гойи — хмурое лицо орленка с непомерно густыми бровями, кото- рыми, неизвестно почему, Гойя наделяет многие свои модели и которые жалует даже ангелам в Сан
* Портрет Педро Ромеро отличается от двух других своей неопределен- ностью. Такое впечатление, будто он написан по памяти.
** Хосе Ромеро занимает в тавромахии второстепенное положение. Он, по всей видимости, не выступает в Мадриде до 1789 года, и маловероятно, чтобы Гойя был с ним близко знаком. Напротив, удивительно, что художника не заинтересовал Пепе Ильо. Но Пепе Ильо в то время только начинает завоевывать популярность.
ГОЙЯ И НАРОДНОЕ
Антонио де ла Флорида24*. Почему же он не пишет тех актрис, которые, как Гранадина, могут ска- зать о себе: «Мы из простого народа» **?
Мое объяснение появления этих портретов нельзя понимать в тривиальном смысле. То, что такой- то тореро или такая-то актриса пользовались покро- вительством той или иной герцогини, играет мало- важную роль. Я хотел сказать, что с 1787 года Гойя начинает рассматривать национальную жизнь с точ- ки зрения тех двух социальных групп, к которым он примкнул и в которых оставался всецело вплоть до самой своей смерти. Поскольку эта точка зрения двой- ственна и противоречива (вкус верхов к «вульгарному» и ниспровергающее его презрение, исходящее от «идеи»), наследие Гойи, относящееся к темам такого порядка, двусмысленно и вызывает сомнения. Мы за- частую даже не знаем, превозносит ли Гойя то, что пишет, или осуждает, изображает ли он это pro или contra.
|