КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строфа ПЯТНАДЦАТАЯПусть кто-то ругает меня перед большим собранием, Публично разоблачая мои недостатки; Уважительно поклониться ему как духовному другу — Это практика Бодхисаттвы. Этот стих похож на предыдущий, с той разницей, что описанная ситуация более вероятна в нашей повседневной жизни. Из-за наших привычных склонностей и ошибочных поступков за все свои жизни мы нажили много врагов и обрели много друзей. Если кто-то публично ругает нас перед любым собранием, это причиняет сильную боль, потому что в сансаре мы привыкли холить и лелеять себя. Кроме того, столь же болезненна для нас и критика в адрес наших родителей, членов семьи, друзей и всех, кто нам дорог. Когда о них говорят плохо, нам трудно держать себя в руках. Кажется, будто из самого этого текста следует, что такое восприятие свойственно нам от природы. Но на самом деле наша природа иная, а болезненное отношение к критике — лишь признак нашей подверженности мешающим эмоциям. Мы все хотим достичь свободы. Но если мы не способны освободиться из-под власти чувств — при любой внешней свободе и демократии мы так и останемся закрепощенными. И сбросить эти оковы неверного понимания можно, только если научиться видеть «врага» как духовного друга; как сказано в текстах, перед нами Бодхисаттва, настоящий, живой Бодхисаттва. Быть рядом с традиционным учителем — это хорошо, это роскошь. Но в некотором смысле это может быть помехой, ведь учитель полон сочувствия. Он не всегда прямо укажет на наши ошибки. Поэтому враг может оказаться даже более полезным учителем, поскольку он способен обнаружить любую нашу негативную сторону и выставить ее напоказ. Если при этом мы видим в нем помощника и духовного друга, то наш долг Бодхисаттвы выполнен.
|