КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строфа ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯДля достижения лишь своей цели шраваки и пратьекабудды Прилагают такие усилия, будто тушат пожар усебя на голове. Видя это, усердно стремиться к источнику всех качеств Просветления для блага всех существ — Это практика Бодхисаттвы.
Здесь автор приводит пример того, как люди,стремящиеся обрести освобождение архата, совершенствуют парамиту радостного усилия. Их главная цель — достижение освобождения для себя, поэтому их называют последователями Хинаяны или Тхеравады. Но, хотя это всего лишь их личная цель, они применяют парамиту с таким рвением, как будтопытаются потушить свои горящие волосы. Другой пример приводится в комментарии современного профессора Семпы Дордже: если трусливому человеку на колени упадет змея, он так испугается, что немедленно постарается отбросить ее. Точно так же пратьекабудды и шраваки стремятся достичь Освобождения, упорно осуществляя парамиту усилия. А поскольку мы стремимся к Просветлению не только для достижения своих личных целей, но и для блага всех существ, у нас еще больше оснований практиковать с еще большим энтузиазмом. Мы должны проявлять еще больше усердия, чем пратьекабудды и шраваки. Строфа гласит: «Видя это, усердно стремиться к источнику всех качеств Просветления для блага всех существ — это практика Бодхисаттвы». Ни для кого не секрет, что самой большой помехой нашему энтузиазму является не что иное, как лень. Преодолеть ее мы можем лишь с помощью огромных усилий. У большинства из нас лень может возникать из-за слишком напряженной жизни. Даже без всякой практики, в обычной повседневной деятельности, лень начинается тогда, когда мы слишком погружаемся в размышления о своей ответственности и о предстоящих годах работы. Представляя себе эти бесконечные невыполнимые задачи, мы склонны сдаться. Именно это является источником лени, из-за этого мы забываем о радостном усилии. То же самое иногда происходит с практикующими, нагрузка у которых еще больше. В повседневной жизни единственная наша задача состоит в том, чтобы спасти свою шкуру. Но, встав на путь Бодхисаттвы, мы ответственны не только за достижение собственного счастья, но и за помощь всем существам. Таким образом, обязательства становятся слишком тяжелыми, и мы поддаемся лени. Наиболее практичный способ не терять энтузиазма — разделить работу на небольшие части, распределив их по дням, месяцам или годам, в зависимости от наших способностей. Так гораздо проще; нет нужды забегать слишком далеко вперед. Мы знаем, что нужно сделать за неделю, за месяц, и так далее. Мы ставим перед собой достижимые цели в заданном периоде. Теперь мы подходим к парамите медитации.
|