КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. алмазный путь (тиб. дордже тхегпа, санскралмазный путь (тиб. дордже тхегпа, санскр. ваджраяна): Наивысший уровень Учения Будды, охватывающий тело, речь и ум. Иначе называется «Тантраяна» или «Мантраяна». С помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель — совершенное Просветление — превращается в путь. Алмазный путь можно практиковать только с готовностью видеть все как в основе своей Чистое (см. также Чистое видение). архат (санскр., тиб. дра чом па) — тот, кто «победил врага», при этом имеются в виду «эмоции и неведение, удерживающие нас в сансаре, как в темнице». В рамках Хинаяны состояние архата — это цель стремлений, когда достигается прекращение страданий. бодхисаттва (санскр., тиб. джанг чуб семпа) — тот, кто стремится к Просветлению для блага всех существ, никогда не теряя отваги. Настрой Бодхисаттвы соответствует идеалу буддизма Махаяны, к которой относится и Алмазный путь. Бодхисаттва — это тот, кто понял пустоту и развил сочувствие. Этот термин применяется также ко всем, кто дал обещание Бодхисаттвы. будда (санскр., тиб. сангъе) — название просветленного состояния ума. Тибетский слог «санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «гье» — «полное раскрытие» всех изначальных качеств ума: бесстрашия, бесконечной радости, безграничного сочувствия, мудрости и активности для блага существ. Будда нашего времени — это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы. великий путь (тиб. тхегчен, санскр. махаяна) — путь Бодхисаттвы, нацеленный на достижение Просветления для блага всех существ. Здесь в течение долгого времени углубляются сочувствие и мудрость с помощью изучения, размышления и медитации, что ведет к постижению истины. Иногда понятие «Великий путь» используется в том же значении, что и слово «Сутра». великий срединный путь (тиб. ума ченпо, санскр. маха мадхьямака) — философский взгляд Великого пути, превосходящий все крайние мнения, в частности, представление о вещах как реальных или нереальных. Базируется на учении о Совершенстве мудрости (санскр. праджня-парамита), подробно изложенном великим индийским ученым Нагарджуной (1-11 вв. н.э.) и другими более поздними мастерами. дхарма (санскр., тиб. чё) — буддийское Учение. Распространенный перевод: «То, каким все является». Один из аспектов буддийского Прибежища. Дхарму подразделяют по-разному, часто на Хинаяну, Махаяну и Ваджраяну — три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их склонностями. дхармакайя (санскр.) см. Состояние истины.
завеса (тиб. дрибпа, санскр. аварана) — туманные представления или переживания, препятствующие постижению истины. Завесы возникают из неведения, мешающих чувств и крайних взглядов. защитник учения (тиб. чёкъонг, санскр. дхармапала) — один из Трех корней. Функция Защитников — устранение препятствий на пути к Просветлению. Благодаря их силе каждое переживание становится частью пути. Защитники — источник просветленной активности — являются, как и Йидамы, выражением Состояния радости Просветления и по своей сути неотделимы от Ламы. Важнейшие Защитники линии преемственности Кагью — Черный Плащ (тиб. Бернагчен, санскр. Махакала) и Сиятельная Богиня (тиб. Палден Лхамо, санскр. Шри Дэви). Йидам (тиб.) — один из Трех корней, источник просветленных качеств. Йогин, йогиня, осуществляющий (-ая) Учение (санскр., тиб. налджорпа, налджорма) — мужчина или женщина, который (-ая) практически применяет буддизм в жизни и, независимо от своих общественных установок и надежности жизненной ситуации, настраивается в первую очередь на познание природы ума. В Азии буддисты были монахами, мирянами или йогинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йогинов смешиваются. кагью, кагьюпа (линия преемственности, школа) — одна из четырех главных школ тибетского буддизма; передача, ориентированная на практику и постижение. Охватывает старые и новые поучения, достигшие Тибета. Название «Кагью» означает «устная передача». Другое название — «линия совершенств». Эта традиция уделяет особое внимание практическому применению Учения. Ее принес в Тибет около 1050 года герой Марпа, и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика. Основы четырех больших и восьми малых школ Кагью были заложены четырьмя главными учениками Гампопы. Эти традиции называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их преемственность от Гам- попы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) — опосредованная, через одного из учеников этого великого мастера. Сегодня все большие линии преемственности влились в школу Карма Кагью, главой которой является Кармапа. Что касается малых линий, то самые крупные из них — Другпа и Дрикунг Кагью. У первой много приверженцев в Бутане, у второй — в Ладакхе. карма (санскр., тиб. ле, буквально «действие») — закон причины и следствия. Согласно этому закону мы воспринимаем мир в соответствии с теми впечатлениями, которые хранятся в уме в результате наших действий тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее. карма кагью (школа, линия преемственности) — одна из школ традиции Кагью. кармапа (тиб., буквально «осуществляющий активность всех Будд», или «человек просветленного действия») — первый сознательно перерождающийся лама Тибета, возглавляет линию преемственности Карма Кагью начиная с XII века. Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств их следующих рождений. До сегодняшнего дня было семнадцать воплощений. Дюсум Кхьенпа, 1110-1193 Карма Пакши, 1204-1283 Рангджунг Дордже,1284-1339
|