Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Чёдраг Гбямцо,1454-1606




Микьё Дордже,1507-1554

ВангчугДордже, 1556-1603

Чёйинг Дордже, 1604-1674

Йеше Дордже, 1676-1702

Джангчуб Дордже, 1703-1732

Дюдюл Дордже, 1733-1797

Тхегчог Дордже, 1798-1868

Кхакхьяб Дордже, 1871-1922

Рангджунг Ригпе Дордже, 1924-1981

Тхае Дордже, р. 1983

Кюнзиг шамарпа ринпоче – излучение Будды Амитабхи, — следующий после Гьялвы Кармапы Лама в духовной иерархии традиции Карма Кагью. Первый Шамарпа Ринпоче, Кхедруп Тракпе Сенге (1283-1349), был главным учеником Третьего Кармапы Рангджунга Дордже. Его второе воплощение Качо Вангпо получил от Четвертого Кармапы Ролпе Дордже Красную корону — точную копию Черной короны Кармап. Вместе с Короной он обрел титул «Шамарпа»,

что означает «носящий Красную корону». С этого времени в текстах Карма Кагью говорится о двух Кармапах — в Черной короне и Красной короне. Вот уже несколько веков эти Ламы попеременно становятся друг для друга то учителем, то учеником, хотя считается, что их умы неразделимы. В Сиккиме, в монастыре Румтек, Кюнзиг Шамарпа Ринпоче получил от Кармапы XVI полную передачу поучений школы Карма Кагью. После смерти Кармапы Шамарпа Ринпоче реализовал проект по созданию Международного буддийского института Кармапы (KIBI) в Нью-Дели (Индия). В марте 1994 года он официально признал в Тринле Тхае Дордже Семнадцатого Кармапу. Большую часть времени Шамарпа Ринпоче проводит в поездках по всему миру, передавая буддийские поучения.

 

лама (тиб., высший принцип, или санскр. гуру, букв. тяжелый [от изобилия благих качеств] — буддийский учитель. Один из Трех корней. Особенно важен в Алмазном пути: без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги — медитации на Ламу — мы получаем его благословение. Таким образом, в течение нескольких мгновений переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.

любовь (тиб. джампа, санскр. майтри) — желание, чтобы все существа были счастливы и имели причины счастья.

любящие глаза (тиб. Ченрезиг, санскр. Авалокитешвара) — Будда сочувствия и беспристрастной любви в Состоянии радости. Часто изображается белым, с четырьмя руками. В его внешней правой руке — хрустальная мала, освобождающая всех существ из обусловленного мира. В двух средних руках он держит драгоценность Просветления у сердца, а во внешней левой — цветок лотоса, который показывает чистоту его настроя. Его глаза видят всех существ.

мадхьямака — см. Великий срединный путь.

малый путь (тиб. тхег чунг, санскр. хинаяна) — путь «слушающих Учение» (тиб. ньен тхё, санскр. шравака), а также «достигающих Просветления в одиночку» (тиб. ранг сангье, санскр. пратьекабудда). Здесь главный упор делается на личное Освобождение.

медитация (буддийская) — тибетское слово «гом», которое мы переводим как «медитация», означает «приучать себя [к чему-то]» и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально. На высшем уровне понимания медитация — это пребывание без усилий в том, что есть. На различных уровнях буддийских поучений передаются разные методы, которые в целом можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг. Важнейшими средствами в Алмазном пути являются отождествление с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. Как и раньше в пещерах йогинов Тибета, сегодня медитация с ведущим (тиб. гомлунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути.

мешающие эмоции (тиб. нъон монг, санскр. клеша) — умственные состояния, приносящие страдание. Это неведение, привязанность, гнев, гордость и ревность. Вместе с негативными действиями они формируют причины всех страданий в цикле существования — сансаре.

миларепа (1040-1123) — самый известный из тибетских йогинов. В юности он, выполняя желание матери, отомстил врагам своей семьи, убив тридцать пять человек, и затем стал искать способ очиститься от накопленной плохой кармы. Он встретился со своим учителем, Марпой-переводчиком и благодаря своему несокрушимому доверию к нему и готовности медитировать в самых суровых условиях обрел Просветление за одну жизнь. Миларепа — величайший поэт Тибета, он знаменит своими песнями, передающими духовное достижение.

нагарджуна (санскр., тиб. лу друб) — этот великий буддийский ученый, специалист по логике и философии, был родом из Индии; он покинул университет Наланда и стал бродячим йогином, а впоследствии махасиддхой. Известен как основатель школы Мадхъямака, основанной на поучениях Праджняпарамиты, которые он передавал. Считается, что он жил во втором веке нашей эры.

нирвана (санскр., тиб. нья нгенле депо) — полное освобождение от страданий сансары. В Махаяне говорят о Великой нирване, под которой понимается состояние совершенства (состояние Будды). Это непривязанное пребывание в том, что есть. Если ничего не происходит, это проявление пространства ума. Если что-то происходит, снаружи или внутри,— это его свободная игра. А тот факт, что любые события и переживания возможны, выражает безграничность ума.

обещание бодхисаттвы обещание достичь Просветления для блага всех существ и работать, проявляя силу и выдержку, пока все существа не освободятся или не станут Просветленными. Дается в присутствии Бодхисаттвы и повторяется в ежедневной медитации для укрепления этой мотивации.

освобождение — выход из круговорота обусловленного бытия (сансары), т. е. состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. Освобождение достигается за счет растворения ошибочной идеи реальности «я», и на этом уровне растворяются все мешающие чувства. Просветлением же называется более высокая ступень — когда отброшены последние жесткие идеи о реальности.

парамиты – см. Шесть освобождающих действий.

пратьекабудда (санскр., тиб. ранг сангье) — «достигающий пробуждения в одиночку». Так называют представителей Малой колесницы, которые практикуют без учителя, стремясь достичь личного освобождения. Применяя медитации на взаимозависимое возникновение, пратьекабудды постигают отсутствие своего «я» и освобождаются от обусловленного существования. Однако, поскольку они не осознают пустоту, полного Просветления они не обретают. Пратьекабудды появляются только тогда, когда нет Будды и Дхарма утрачена.

Шраваки (санскр., тиб. нъен тхё), букв. «слушатели» — более распространенный тип последователей Хинаяны. Их цель — достижение уровня архата.

прибежище (тиб. кхьяб дро, буквально «приходить под защиту») — встречаясь с собственной природой Будды, мы обращаемся к ценностям, на которые действительно можно положиться. Мы принимаем Прибежище в Будде как цели, в Дхарме как пути и в совершенной Сангхе — Бодхисаттвах — как в друзьях и помощниках на пути. Это так называемые Три драгоценности. В Алмазном пути Прибежище принимается дополнительно в Трех корнях. Принятие Прибежища у ламы является ритуальным началом пути. Учитель создает связь между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и отстригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он состриг волосы, после того как отказался от родины и привилегий, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

просветленный настрой (тиб. Джанг чуб кьи сем, санскр. бодхичиттпа) — желание достичь Просветления для блага всех существ — основа Великого и Алмазного путей. Настрой ума Бодхисаттвы. Обусловленный (относительный) Просветленный настрой состоит из этого желания и действий, направленных на самосовершенствование посредством Шести освобождающих действий для блага всех. Окончательный (абсолютный) Просветленный настрой являет собой постижение неразделимости пустоты и сочувствия, спонтанной и свободной от усилий активности без размышлений и колебаний. Субъект, объект и действие больше не воспринимаются как отделенные друг от друга.

сансара (санскр., тиб. кхорва) — круговорот бытия. Вынужденные перерождения в обусловленных состояниях, сопровождаемые невозможностью управлять миром своего опыта.

состояние излучения (тиб. тулку, санскр. нирманакайя, букв. тело воплощения) — одно из Трех состояний Просветления. Выражает способность ума беспрепятственно проявлять все. В высшем смысле понятие «нирманакайя» относится к историческому Будде. Он — «наивысший тулку». Другие разновидности тулку — это «искусный тулку», или «тулку добрых дел», который действует на благо других в качестве, например, целителя, деятеля искусства или ученого. Есть также и «воплощенные тулку», которые могут даже принять рождение в теле животного, чтобы помогать существам. Некоторые из тулку помнят свои прошлые жизни, другие нет. Тулку проявляются, чтобы открывать существам доступ к их природе Будды. Тулку воспринимает свое тело как иллюзию. Он не считает, что является своим телом, — он знает, что у него есть тело, и потому может использовать его как инструмент для работы на благо всех существ.

состояние истины (тиб. чеку, санскр. дхармакайя, буквально «тело Дхармы») — одно из Трех состояний Просветления. Состояние истины — это само вневременное Просветление, пустая природа ума. Является основой Состояния радости и Состояния излучения. Это абсолютная сущность, суть

Будды, вне всяких форм, качеств и ограничений. Познание Состояния истины приносит пользу нам самим и наделяет абсолютным бесстрашием, тогда как Состояния формы приносят пользу другим.

состояние радости (тиб. лонг ку,санскр. самбхогакайя, букв. тело наслаждения) — одно из Трех состояний Просветления. Просветленное выражение ясности ума, его свободной игры и опыта высшей радости. Это состояние переживается, когда ум с уровня бесстрашия узнает свое богатство возможностей. Состояние радости проявляется из Состояния истины в виде разнообразных просветленных форм (Йидамов) и их силовых полей. Высокоразвитые Бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них благословение, поучения и прямую передачу глубокого видения.

сочувствие (сострадание, тиб. ньингдже, санскр. кару/на) — второе из Четырех неизмеримых, желание, чтобы существа были свободны от страдания и от его причин.

сутра (санскр., тиб. Эо) — часто употребляется как название «Пути причины». Мы долго создаем «причины» Просветления, чтобы познать признак всех вещей — их пустоту. Наряду с Тантрой является одним из подразделений Великого пути. Второе значение (санскр., буквально «ткацкая нить основы») — название отдельных наставлений Будды.

СФЕРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В САНСАРЕ, ТРИ

(тиб. кхам сум, санскр. тридхату):

Сфера желания:охватывает миры — от самых низших миров паранойи до определенных божественных миров;

Сфера формы: семнадцать уровней богов формы;

Сфера без формы: четыре уровня богов без формы.

тантра буддийская (санскр.) — часть Великого пути, следующая методу «Пути результата», важнейшими средствами в которой являются отождествление с Просветлением и поддержание чистого видения. Тантраяна (путь тантры) — синоним Ваджраяны (Алмазный путь) и Мантраяны (Путь мантры). Цель — состояние Будды — здесь превращается в путь. Это быстрый путь к Просветлению, предпосылками которого является доверие к собственному уму и своему Ламе, а также сочувственная мотивация (см. Просветленный настрой). Второе значение (санскр. букв. «вплетение») —название отдельных наставлений Будды, данных на уровне Алмазного пути, например, Тантра Будды Высшей Радости (санскр. Чакрасамвара).

три драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха. Все буддисты принимают в них Прибежище.

три корня: Лама, Йидам и Защитник. В дополнение к Трем драгоценностям они являются Прибежищем в Алмазном пути и создают возможность быстрого достижения Просветления. Являются источниками (или корнями) благословения, совершенства и защиты.

три состояния просветления (санскр. трикайя): Состояние истины (санскр. дхармакайя) — постижение пустотной, на абсолютном уровне, природы всех

проявлений — связано с опытом бесстрашия, Состояние радости (санскр. самбхогакайя) связано с опытом необусловленной радости, Состояние излучения (санскр. нирманакайя) связано с опытом необусловленного сочувствия. Три состояния Просветления пробуждаются во время посвящений тела, речи и ума в Гуру-йоге, а также во время церемониальных посвящений.

трипитака (санскр., букв. три корзины) — полный буддийский канон, содержащий слова Будды Шакьямуни. Состоит из трех частей: Виная включает правила поведения для монахов и монахинь и объяснения их значения и происхождения; Сутра содержит прямые поучения Будды; Абхидхарма — это свод очерков по философии и космологии.

Тулку — см. Состояние излучения.

Ум (тиб. сэм, санскр. читта) — поток отдельных мгновений ясного и осознанного восприятия. В непросветленном состоянии способности ума мыслить, воспринимать и вспоминать выражаются через сознание (тиб. намше). Его истинная, просветленная сущность свободна от концентрации на «я» и переживает себя неотделимой от пространства — как открытое, ясное и неограниченное осознавание (тиб. йеше).Постижение природы ума ведет к бесстрашию, самовозникающей любви и активному сочувствию.

Хинаяна — см. Малый путь.

Черная корона (тиб. ада наг) — особенный атрибут Кармап. В момент своего Просветления Кармана получил от дакинь корону, сплетенную из их волос мудрости. Таким образом дакини короновали Кармапу как «Господина просветленной активности». Это поле силы постоянно находится над его головой и видно только существам с высоким уровнем духовного развития. Во время церемонии Короны используется ее физическая копия — как метод, позволяющий достичь освобождения благодаря видению Короны. При виде ее или вследствие медитации на нее возникает открытость, позволяющая очищать глубочайшие уровни ума и постигать его природу.

шантидэва (VIII век) — ученый Махаяны, последователь философской школы Мадхьямака, основанной Нагарджуной.

шесть миров — шесть уровней перерождения в рамках сансары:

Адские миры (состояний паранойи);

Мир голодных духов;

Мир животных;

Мир людей;

Мир асуров (полубогов);

Мир богов.

Шесть освобождающих действий(тиб. пхарол ту чхинпа друг, санскр. сатпарамита) — освобождающие действия Бодхисаттвы. Чаще всего называют следующие шесть действий: щедрость, осмысленный образ жизни, терпение, радостное усилие, медитация и мудрость.

Шинэ (тиб., санскр. шаматха) — успокоение ума, пребывание в покое. Медитация на действительный, воображаемый или абстрактный объект, когда стараются приучить ум однонаправленно и, не отвлекаясь, покоиться в сосредоточении на объекте. Шинэ в Сутре и Тантре является основой узнавания истинной природы ума.


ЦЕНТРЫ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты