Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ




Эта система также известна как пратьябхиджня. Основой кашмирского шиваизма являются Агамы. Ага-манта, именуемая пратьябхиджня-даршаной, достигла в Кашмире своего расцвета. Двадцать восемь Агам были написаны на санскрите в Кашмирской Долине, чтобы сделать смысл учения ясным для каждого. Агаманта возникла в Северной Индии задолго до того, как стал известен джайнизм. Затем она распространилась на запад и юг. В Западной Индии она известна как вupa-махешвара-даршана, в Южной — как шуддха-шайва-даршана.

Шива — единственная Реальность во вселенной. Шива — бесконечное Сознание. Он независим, вечен, лишен формы, не имеет подобного Себе, Он вездесущ. Шива — субъект и объект, воспринимающий и воспринимаемое. Мир существует внутри Его Сознания.

Бог творит одной лишь силой Своей воли. В этой системе не признаются карма, материальная сила (например, пракрити), майя, порождающая иллюзию, формы и прочее1. Бог заставляет объекты проявиться в Себе подобно предметам, появляющимся в зеркале. Он не затронут создаваемыми Им объектами, так же как зеркало не затронуто отраженным в нем образом. Благодаря присущей Ему чудесной силе Он проявляется и как индивидуальные души. Бог — основа этого мира. Его активность (вибрация, спанда) производит все различия.

Шива — неизменная Реальность. Он — субстрат, лежащий в основе всего мира. Его шакти (энергия) имеет бесчисленные аспекты. Основные из них — чит (сознание), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (знание) и крия (творящая сила).

Шакти действует как чит, затем Абсолют становится чистым восприятием, известным как Шива-таттва. Действует ананда-шакти и появляется жизнь. Затем наступает вторая стадия, Шакти-таттва. Третья стадия — воля к самовыражению. Далее следует четвертая стадия, Ишвара-таттва, обладающая силой и волей к творению мира. Это — стадия сознательного восприятия (джняна) бытия. На пятой стадии существуют как познающий, так и объект познания. Тогда начинается действие (крия). Это — стадия шуддха-видъи. В этой системе рассматриваются тридцать шесть таттв (основных принципов).

Причиной связанности является незнание (авидья). «Я — конечна», «Я — тело» — думает душа. Она забывает, что едина с Шивой и что без Шивы мир абсолютно нереален.

Пратьябхиджня (распознавание реальности) — все, что требуется для окончательного освобождения. Когда душа познает, что она — Бог, она покоится в вечном блаженстве единства с Богом. Когда исчезает воображаемая двойственность, освобожденная душа сливается с Шивой, как вода с водой или молоко с молоком.

В восьмом веке н.э. Васугупта записал «Шива-сутру» и обучил ей Каллату. «Шива-дришти», написанная Сома-натхой, по своим достоинствам может быть приравнена к «Тирумантираму» Тирумулара. «Спанда-карика» Васугупты, «Шива-дришти» Соманатхи (930 г. н.э.), «Парамартха-сара» и «Пратьябхиджня-вимаршини» А6хинавагупты, «Шива-сутра-вимаршини» Кшемараджи— вот некоторые из значительных трудов этой школы.

Они также принимают в качестве авторитета Шива-агамы и писания школы шайва-сиддханта2. Они модифицируют их в духе адвайты Шанкары3. «Шива-дришти» Соманатхи, «Пратьябхиджня-сутра» Утпалы и труды Абхинавагупты утверждают недвойственность.

1 Это мнение Свами Шивананды не вполне соответсвует действительности. На самом деле философия кашмирского шиваизма признает понятия кармы, майи и пракрити, наделяя их толкованием, несколько отличающимся от учений веданты и шайва-сиддханты. (прим. редактора).

2 Писания шайва-сиддханты в кашмирском шиваизме признаются авторитетными лишь по мере того, как согласуются с его собственным каноном священных текстов (прим. редактора).

3 Несмотря на то, что философия кашмирского шиваизма традиционно считается монистической (из-за чего ее нередко ошибочно отождествляют с монизмом Шанкары), все же она серьезно отличается от адвайта-веданты Шанкары. Более того, шиваитские учителя и теологи Кашмира всегда активно критиковали взгляды Шанкары и его последователей, что отражено в литературе кашмирского шиваизма. Учение о недвойственности Высшей Реальности в кашмирском шиваизме носит откровенно тантрический характер (например, мир считается реальным, а не иллюзорным) и с адвайта-ведантой имеет больше различий, чем общего (прим. редактора).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты