КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий 1 страницаабхайя —«бесстрашие». Одна из основных добродетелей. «Бесстрашие — плод полной Самореализации, состоящей в восстановлении чувства недвойственности» («Брихадара-ньякаУпанишад», 1.4.2). Также название соответствующей мудры (положения рук), в которой пальцы правой руки подняты вверх, а ладонь обращена вперед. Божества и учи-теля нередко изображаются с абхайя-мудрой, «жестом бесстрашия», в индуистской иконографии. абхайя-мудра —жест бесстрашия. Абхинавагупта (ок. 950-1015) — выдающийся кашмирский шиваитский философ-мистик, гуру (см.) и ученый, автор десятков фундаментальных трудов: «Тантралоки», «Тант-расары», «Пратьябхиджня-вимаршини» и др. По праву прозван «тантрическим Шанкарой». абхишека—ритуальное возлияние воды, молока и др. жидкостей на Шивалингам (см.) или мурти (см.) почитаемого аспекта Божества, сопровождаемое рецитацией специальных мантр (см.). Абхишекой также называется окропление посвящаемого ученика в обряде посвящения (совершается гуру (см.)), жертвователя в обряде благословения (совершается священником), а также царя или верховного жреца в обряде возведения их в должность. аварана — ограждение, завеса или покров. Также см. ашта-аварана. авастха—состояние сознания.
аватара — земное воплощение Божества или другой сверхчеловеческой личности. авидья — неведение; ложное понимание природы себя, мира и Бога. авьякта — неописуемый. Агама (мн.ч. Агамы) — священное Откровение; Пятая Веда; тантрический канон священных писаний в шиваизме (см.) и шактизме (см.), а также в вайшнавизме (см.). агаманта — «заключение Агам»; философские взгляды приверженцев 28 шиваитских Агам (см.). агами-карма (иначе—криямана-карма) — букв, «приходящая карма». Кармические последствия действий, совершаемых в текущей жизни. Агастья—знаменитый ведический риши (см.) и святой, упоминающийся еще в Ригведе (см.) в качестве создателя ряда гимнов. Особенно почитается на юге Индии (под именем Агаттияра)как один из 18-ти прославленных шиваитских святых. По преданию, пришел на юг из Северной Индии с целью проповедовать дравидам учение Вед. Считается создателем грамматики тамильского языка. Агни — ведическое божество огня. агни-таттва — тонкоматериальный элемент огня. агнихотра — огненное ведическое жертвоприношение. Агхора-мантра — ведическая мантра (см.), посвященная Агхо-ре (Неужасающему), одному из пяти важнейших аспектов Шивы в Ведах (см.). адвайта — недвойственность. адвайта-веданта — недуалистическая школа веданты (см.). аджняна — то же, что и авидья (см.). аджня-чакра — «третий глаз»; психоэнергетический центр в межбровье. Адигуру — Изначальный Учитель, т.е. Бог Шива. Адья-Шакти (Ади-Шакти) — Изначальная Сила; Божественная Мать. адхара — опора или центр чего-либо. адхарма — противоположность понятию дхарма. Неправедность, противоестественность, безрелигиозносгь, нечестие и деградация (прежде всего, духовная). Адхармой являются все мысли, слова и поступки, противоречащие божественному закону, дхарме. айкья — «Единство». Одно из важных положений в учении вира-шиваизма, а также некоторых других монистических школ. айшварья — сиддхи (см.) богатства и господства. Акаша-лингам — тонкий аспект Шивалингама (см.), ощущаемый в пространстве. акханда — бесконечность; Бесконечный (как эпитет Бога). аланкарамандапа — храмовый зал (в крупных южноиндийских храмах), в котором совершается наряжение и переодевание статуи почитаемого Божества. Амба — Мать; Богиня-Мать. Амбика — «Матушка»; имя Богини-Матери. амрита — напиток бессмертия в райских мирах. ананда — «блаженство». Чистая радость, духовный экстаз бо-жественного сознания, или духовное переживание. В высшем смысле ананда представлена в знаменитом ведическом описании Бога: Сат-чит-ананда (Саччидананда)) Бы-тие-Сознанис-Блаженсгво,—высший, божественный или сверхсознатсльный разум всех душ. Анандадата — «Податель блаженства»; имя Шивы. Ананда-шакти — «Сила блаженства»; Божественная Мать. анава — см. анава-мала. анава-мала — «нечистота умаления»; ограничивающий принцип майи (см.), обволакивающий индивидуальную душу завесой двойственности и невежества. анахата-чакра — сердечный центр тонкого тела. анга — букв, «часть». Часть или фрагмент, дополнение чего-либо. Например, часть тела или дополнительные вспомогательные тексты ведического канона (веданги). анджали-мудра — «жест ладоней, сложенных в почтении». Также называется пранама-анджали («молитвенный жест»). Жест, выражающий почтение, мольбу или просьбу, а также приветствие, при котором ладони сложены вместе и обращены пальцами вверх. Часто выполнение анджали-мудры сопровождается произнесением слова «намаскара» («поклон, почтение»). Анджали-мудрой на уровне груди принято приветствовать равных, на уровне «третьего глаза» — своего гуру, а над макушкой — Бога. аннамайя-коша — «слой пищи; тело пищи». Физическое тело. Одна из кош (см.). Антаратман — «Атман (см.), пребывающий внутри [всех существ]». ануштхана—букв, «старание». Умеренный тапас (см.),интенсивная кратковременная садхана (см.). апана — частное проявление тонкой жизненной энергии, или праны (см), которое способствует удалению из организма кала, мочи и т.п. Аппар — один из тамильских шиваитских святых (см. наянары). апсары — полубожественные существа; небесные нимфы и танцовщицы. арати — букв, «служение». Центральная часть пуджи (см.), состоящая в предложении Божеству светильника с горящими фитильками или камфорой вертикальными вращательными движениями по часовой стрелке. Символизирует сжигание завесы неведения, отделяющей поклоняющегося от единства с Божеством, огнем истинного знания. аргхья — ароматизированная вода, подносимая Божеству в пуд-же (см.). арджава — «честность, прямодушие». Одна из добродетелей, которую необходимо развивать. «Ардханари-натешвара-стотра» — краткий гимн на санскрите, воспевающий Шиву и Шакти, слившихся воедино в андрогинном образе Ардханаришвары (см.). Ардханаришвара — «Господь наполовину женского пола». Господь Шивав андрогинной форме, Чье тело мужского пола с правой стороны и женского — с левой. Арджуна — прославленный воин, герой «Махабхараты», с которым Господь Кришна беседует в «Бхагавад-гите» и открывает ему важнейшие истины йоги (см.) и веданты (см.). ардхамандапа — малый зал храма или дворца. арии —от санскр. «арья» («благородный»). В широком смысле — древние индоевропейцы, предки современных народов индоевропейской языковой общности: индоариев, персов, греков, германских, славянских и др. родственных им по языку и крови народов. В узком смысле — предки высших каст индийского общества. Также слово «арья» нередко используется как синоним понятия «индуист» (хинду), приверженец религии Вед (см.), санатана-дхармы (см.) и ведической культуры. Аруначалешвара — «Господь горы Аруначалы»; один из аспектов Бога Шивы, особо почитаемый в Южной Индии. артха — «цель; выгода; смысл; польза». Одна из четырех ценностей (чатурартх), определяющих смысл человеческого существования. См. варги. арчана — букв, «почитание». Процесс почитания образа или символа Божества, при котором жертвуются цветы, листья, зерна, совершаются окропления и т.п. действия с одновременным повторением мантр (обычно 108-и или более имен Божества). астейя — «нестяжание; отказ от воровства». Одна из добродетелей. астикья — «вера в то, что Бог существует» (от санскритского асти, «есть; существует»). Признание существования Бога, богов и демонов, вечной жизни освобожденных душ и авторитета Вед (см.) и Агам (см.). Приверженность саната-на-дхарме (см.) или какой-либо другой подлинно духовной религии. асуры — демоны, соперники богов. Атирудра — «Наивысший Рудра»; одно из имен высшего аспекта Шивы. Атман — истинная Самость, или Душа, всех душ; один из эпитетов Бога. атма(н) — индивидуальная душа. Атма-линга—тонкий аспект Шивапингама (см.), который каждый способен ощутить в собственной душе. атма-ниведана — в учении вишнуитских сект состояние полной самоотдачи Господу, то же самое, что и мадхурья-бхава. Атхарваведа — четвертая Веда (см.), основное содержание которой составляют магические мантры (см.) и заклинания. По преданию, составлена риши (см.) Атхарваном, откуда и происходит ее название. Известна еще как «Веда молитвы» или «Веда заклинаний». ахамкара — чувство «я»; принцип, порождающий эгоизм и эгоцентризм. ахимса — ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием. Один из важнейших духовных принципов в йоге (см.) и в индуизме в целом. ахути — ритуальное возлияние гхи (см.), молока, меда и др. субстанций в ведическом жертвоприношении (см. яджня). ачара — «путь; образ жизни; тип деятельности». 1. Обычай, традиция, правила поведения. 2. Определенная школа или традиция санатана-дхармы (см.). Например, шайвачара, «путь шиваизма». ачарья — высоко уважаемый учитель. Мудрец, который сам практикует то, что проповедует, т.е. учит своим примером. Др. название — гуру (см.). ашрам(а) — духовная обитель или центр. ашта-аварана — «восемь защит; восемь покровов». Восемь главных объектов веры и преданности для последователей вирашиваизма и близких ему школ: гуру (учитель), Лингам (священный символ Шивы), джангама (монах-священник), вибхути (священный пепел), рудракша (четки из зерен растения Eleocarpus ganitrus), падодака (вода, которой омыты стопы гуру или святого подвижника), прасада (предложенная Богу или учителю пища) и паньчакшара-махамантра («НамахШивайя»). Восемь аваран являются священными для всех шиваитов агамической традиции как главные проводники спасительной милости Шивы, Его ануграха-шакти. Ашта-мурти — Восемь Космических Образов, или проявлений, Шивы (Рудры), соответствующих земле, воде, огню, воздуху, эфиру, луне, солнцу и жертвователю. Ашутоша — «Легкоудовлетворимый»; одно из имен Шивы. ашуддха-майя — грубо-магнетическая энергия; низший аспект пракрити (см.).
аюрведа — букв, «наукажизни»; система медицины и здорового образа жизни, основанная на ведических знаниях.
баддха — букв, «связанный; скованный». балипитха — «место предложения» в виде небольшого возвышения в форме перевернутого лотоса в традиционном ага-мическом храме. Здесь приходящий в храм должен оставить все свои негативные мысли, прежде чем войти вовнутрь. бандха — букв, «замок; замыкание; сжатие». Одна из практик хатха-йоги. бетель — смесь измельченных ядер плодов арековой пальмы, некоторых специй и небольшого количества извести и пищевого серебра, используемая индийцами и др. народами Южной Азии для жевания. Оказывает тонизирующее и возбуждающее действие. Используется и как подношение индуистским божествам в пудже(см.). биджа — «капля». Так же называются однослоговые мантры (см.), т.е. биджа-мантры типа «хрим», «ом», «айм»и т.п. биджакшара — букв, «семенной слог»; иначе — биджа-мантра, или биджа (см.). бильва — священное дерево Aegle Marmelos («мраморная яблоня»). Листья бильвы, имеющие форму трилистника, используются в почитании Шивы и Шакти. Подношение Шиве листьев бильвы обеспечивает поклоняющемуся три варги (см.): праведность, богатство и благополучие, а также наслаждение радостями жизни. Плод бильвы символизирует Лакшми, Богиню богатства и счастья; бинду — «капля; точка»; своеобразный источник или семя творения; первичное ядро сгущающегося трансцендентного Божественного Света, из которого развивается вся вселенная. Брахма — Бог как Творец; в шиваизме рассматривается как один из аспектов Всевышнего Бога Шивы. Брахман — Бог (особенно как безличный Абсолют). брахман — ведический жрец; индуистский священнослужитель. Брахмалока — мир Господа Брахмы. брахмарандхра — то же самое, что и сахасрара-чакра (см.). брахмачари(н) — неженатый ученик, практикующий воздержание, строго соблюдающий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану (см.), преданное служение и послушание духовному наставнику. Брахма-чарины обычно живут в ашраме (см.) вместе со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи (духовного ученичества и послушания) брахмачарин либостановится женатым мирянином (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты, становясь санньясином (см.). Это же слово часто используется для обозначения неженатого молодого человека в возрасте от 12 до 24 лет (или даже вплоть до женитьбы). брахмачарья — период ученичестваи духовного послушания, в течение которого обычно соблюдаются воздержание и ряд других духовных дисциплин. «Брахма-сутры» — др. назв.: «Веданта-сутра», «Шарирака-сут-ра». Один из трех важнейших первоисточников веданты (см.). Важное писание общеиндуистского значения. буддхи — разум, интеллект. бхакти — преданность и любовь к Богу. бхакти-йога — духовная практика преданного служения Богу с целью пробудить в сердце любовь к Нему и открыть себя Его милости. бхакта — преданный Господа; практикующий бхакти-йогу. бхасма-дхарана — ритуальное нанесение священного пепла, или бхасмы (см.), на тело в ведической религии древних ариев и в современном шиваизме. Бхайрава — «Ужасный; Вселяющий страх». Имя-эпитет грозного аспекта Шивы. Бхава — «Сущий». Имя Шивы. бхава — бытие, существование; характер; эмоциональное или душевное состояние» воодушевление. Бхавани — «Супруга Сущего», одно из имен Богини-Матери. «Бхагавад-гита» — букв. «Божественная Песнь; Песнь Господа». Важнейшая часть «Махабхараты», рассматривающая различные религиозные и философские вопросы в форме беседы Господа Кришны (см.) и воина Ар джуны (см.). Входит в «тройной канон» веданты (см.). бхаджан(а) — «прославление». Духовное песнопение. Индивидуальное или групповое воспевание преданными (бхак-тами) гимнов Божеству на различные мелодии. Процесс пения бхаджанов также известен как бхаджан(а) или кир-тана (см.). Бхаджаны сочиняются (не только на санскрите, но и на других языках) обычно певцами-бхактами и, в отличие от гимнов Бед, не являются жестко фиксированными в отношении языка и мелодии исполнения. бхасма — священный пепел, использующийся в шиваитских ритуалах. Бхасмасура — знаменитый демон, убитый Шивой. бхеда-абхеда — «различие и неразличие». Ведантический термин, означающий, что души и мир одновременно едины с Богом и в то же время отличны от Него, подобно тому как волны в океане — еще не весь океан, а только лишь его часть. Бхима — «Мощный; Могущественный». Имя Шивы. бхритьячара (бхритья-ачара) — «путь служения; путь слуги» . Один из пяти этических принципов в вирашиваизме (см.) и близких ему тантрических школах шиваизма. Состоит в бескорыстном служении ближним посредством карма-йоги (см.). бхух — см. бхурлока. бхувах — см. бхуварлока. бхукти — наслаждение. бхурлока — земной, или физический план бытия. бхурлока — «земной мир». Физический план бытия. бхуварлока — «план атмосферы». Второй из семи высших миров, соотносящийся со свадхиштхана-чакрой (см.) и включающий в себя два астральных мира: питрилоку (мир предков) и преталоку (мир призраков умерших).
Вайдьянатха — «Господь целителей»; имя Шивы. Вайкунтха — духовный мир Вишну (см.). вайшьи — сословие, или каста, собственников (торговцев, скотоводов и земледельцев). Третья (после брахманов и кшатриев) по своему значению каста в ведическом обществе древних ариев и в современном индуизме. Вайю — ведическое божество воздушной стихии. вайрагья — бесстрастие, непривязанность. Одна из добродетелей. вайшнав(а) — вишнуит; преданный Господа Вишну. вайшнавизм (вишнуизм) — одна из четырех важнейших ветвей индуизма. Вайшнавами (вишнуитами) является примерно половина всех индуистов. Вайшнавы почитают Вишну как Личностное Божество, а также Его супруг-шакти и авата-ры (см.). Учение об аватарах — отличительная черта вишнуизма, согласно которой Бог принимает воплощение на земле с целью восстановить попранную справедливость и утвердить истинный путь. Согласно разным писаниям, существуют 10, 22 или 34 аватары Вишну. Наиболее почитаемые аватары — Кришна и Рама. Последней аватарой бу-дет Калки, который установит на земле «золотой век». Вайшнавизм превозносит личностный аспект Бога над безличным и считает бхакти единственно истинным путем к спасению. Цель вайшнавов — достижение мукти, понимаемого как исполненное блаженства единство с телом Божества, подобно тому, как часть едина с целым, и вечная близость к Нему на Вайкунтхе. Важнейшими из писаний вишнуизма являются вишнуитские Агамы, «Бхагавад-гита» и «Бхагава-та-пурана» («Шримад-Бхагаватам»). Самые древние секты — паньчаратра и бхагавата. Пять важнейших современных школ (возникших за время между 1000 и 1500 гг.) основаны Рамануджей, Мадхвой, Нимбаркой, Валлабхой и Чайтаньей. Философия этих школ варьирует от чистого дуализма Мадхвы до умеренного монизма Валлабхи. Вамадева — букв. «Прекрасный Бог»; одно из важнейших имен Шивы. ванапрастха — букв, «обитающий в лесу». Отшельник-полумо-нах. Ванапрастхи обычно жили (нередко с женами) общинами и группами в особых лесных скитах- ашрамах (см.). варги — ценности человеческого существования. Существуют 4 варги: дхарма (религия, духовность, мораль, долг), артха (благополучие, богатство, карьера, социальное положение), кама (сексуальное, чувственное и культурно-эстетическое наслаждение) и мокша (духовное освобождение и Самореализация). Варанаси — также — Каши, Бенарес. Один из наиболее священных для всех игндуистов (особенно шиваитов) мест паломничества, а также древнейших городов мира. Расположен на берегах Ганга в северной Индии. Индуисты верят, что смерть в Варанаси позволяет достичь мокши (см.), освобождения. варна-матрика — тонкое тело Шакти (см.), состоящее из 50-ти звуков и букв священного санскритского алфавита. Также известна просто как матрика. Васиштха — древний ведический риши (см.), составитель гимнов 7-ой мандалы (книги) Ригведы (см.). Один из наиболее древних известных учителей йоги наряду с Патанджали, Вьягхрападой и Нандикешварой (Нандинатхой). Обучал царевича Раму йоге, что описано в трактате «Йога-Васишт-ха» (см.), состоящем из 29 000 стихов. Васугупта (ок. 800 г.)—знаменитый мудрец, которому Сам Шива даровал текст «Шива-сутры», чтобы дать возможность оживить пришедшую в упадок традицию шиваизма в Кашмире и восстановить изначальное правильное понимание Агам (см.). Васуки — легендарный Змей, царь нагов, или змееподобных существ, обитающих в низших мирах. Упоминается в пу-ранических сказаниях о пахтании океана богами и демонами в качестве «веревки», с помощью которой те вращали гигантскую мутовку — гору Мандару. васана — подсознательная наклонность; остаточная подспудная наклонность и привычка, которая окрашивает и мотивирует отношение человека к чему-либо. Васанта-Наваратри — весенний Наваратри (см.). Васанта-пуджа — «Весеннее почитание» Богини-Материи Господа Рамы, известное также как Васанта Наваратри (см.). Васудева — букв. «Бог жизненных сил»; имя Вишну (особенно Кришны). вата — воздух, ветер. вачана — «изречение; высказывание». Краткие духовные стихи, которые сочиняли ранние шивашараны, вирашиваитс-кие святые. Отражают основные идеи лингаятской философии и практики. Веды — главные священные книги ведической религии и современного индуизма; древнейшие священные писания на земле. Некогда единая Веда в настоящее время разделена на четыре книги. Это — Ригведа (Веда стихов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Самаведа (Веда напевов) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Веданта — «завершение Вед»; последний раздел Вед (см.), в который входят Упанишады (см.), рассматривающие, в основном, философские вопросы. веданта — философская система, опирающаяся на авторитет Вед (см.) и особенно Веданты (см.), откуда и происходит ее название. Существует множество школ веданты, как монистических, так и дуалистических, но все они опираются на общий ведантический «тройной канон» (т.н. прастхана-трайя), который, однако, интерпретируют каждая по-своему. «Тройной канон» веданты состоит из Упанишад (см.), «Веданта-сутры» и «Бхагавад-гиты». Господствующей школой веданты считается адвайта-веданта Шанкары, известная также под названиями брахмавады (учения о Едином Брахмане), майявады (учения о иллюзорности мира), нирвиб-хеда-адвайты (безусловного монизма) и др. Свами Шива-нанда также был приверженцем адвайта-веданты. веданги — букв, «части Вед». Шесть вспомогательных отраслей ведических знаний, помогающих правильно понимать и применять Беды (см.): шикша (фонетика), чхандас (размеры стихосложения), нирукта (этимология), вьякарана (грамматика), джьотиша (астрономия, астрология) и кальпа (включающая в себя различные юридические, общественные и домашние процедурные каноны). Вишну — Господь-Вседержитель; один из аспектов Всевышнего Бога Шивы (в шиваизме). Вишнуитами (вайшнавами) почитается как Верховный Господь. вибхути — букв, «могущество; сила». Другое название бхасмы (см.), священного Пепла, получаемого либо из просеянной золы (бхасмы), оставшейся после ритуала яджни (см.), или агнихотры (см.), либо приготовленный сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи. Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы — трипундру, шиваитскую тилаку (см.). Вибхути также символизирует сиддхи, мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть «Йога-сутры» Патанджали (см.), описывающая сиддхи, носит название «Вибхути-пада». Для вирашайвов (см.) вибхути является одной из восьми аваран (см. ашта-аварана). видья — знание; наука; сила знания (обычно воплощенная в мантре), а также сама какая-либо конкретная мантра (см.) или отрасль мистического знания. виджнянамайя-коша — «слой сознания». Ментальный или интуитивно-сознательный слой души. Виджая Дашами — букв, «десятый день победы». Важный праздник в честь Богини-Матери, известный также как Дурга Пуджа (см.) или Наваратри (см.). викшепа — рассеяность, разбросанность, оскорбление, ругательство. Один из пороков. вина — индийский струнный музыкальный инструмент. Вирабхадра — букв. «Могучий Герой». Демон, олицетворяющий энергию гнева и разрушения Шивы. Согласно Пуранам (см.), Шива сотворил Вирабхадру с целью наказать мудреца Дак-шу и разрушить устроенное им жертвоприношение, на которое тот не пригласил Шиву. вира-махешвара-даршана — букв. «воззрения воинствующих последователей Махешвары». См. вирашиваизм. Вират — 1. Космос, Вселенная. 2. Вселенская Форма (Вират-рупа) Божества. 3. Тонкое эфирное тело Вселенной, из которого развиваются психические и более грубые элементы материи. вирашайва — букв, «героический, или воинствующий, шиваит». 1. Приверженец вирашиваизма (см.). 2. Иногда вира-шайвами называют также особо фанатичных шиваитских сектантов, нетерпимо относящихся к другим индуистам (особенно к вайшнавам), почитающим помимо Шивы также иные формы Бога. вирашиваизм — одно из главных направлений шиваизма, восходящее к весьма архаичной ведической традиции почитания Господа Рудры (которую условно можно назвать рудраизмом), отвергающее идолопоклонство, многобожие и многие другие черты обычного индуизма. Основным направлением современного вирашиваизма является лин-гаята-шиваизм, особенно ставший распространенным с XII в. в Карнатаке благодаря деятельности Басовы и его последователей. В вирашиваизме Шива и Шакти почитаются как Единое нераздельное Божество исключительно в образе Шивалингама (см.). Философия вирашиваизма (особенно в лингаятизме) известна как шакти-вишишта-адвайтавада или вира-махешвара-даршана. виравайшнава — сектантски мыслящий фанатик-вишнуит, нетерпимо относящийся к почитанию других форм Бога, кроме Вишну, а также к индуистам не- вайшнавам и к вай-шнавам (см.) других сект. Для сравнения см. вирашайва. «Вирагама» — одна из шиваитских Агам (см.), особо почитаемая вирашайвами (см.). вичара — интуитивное различение; распознавание. «Вишну-пурана» — одна из 18 главных Пуран, связанная с традицией вайшнавизма (см.) вишуддха-чакра — психоэнергетический горловой центр в тонком теле человека. Вишварупа—Вселенская Форма Господа. Вишванатха — «Господь Вселенной»; имя Шивы. Вришакету — букв. «Быкознаменный»; имя Шивы., вьякта — букв, «описуемый»; нечто, поддающееся описанию. вьяна — частное проявление праны (см.), помогающее телу сохранять свою форму.
ганы — букв, «сонмы; свиты». Группы низших божеств, полубогов и духов, выступающих как свитапомощников Шивы и находящихся под предводительством Ганеши (см.), который не столько их хозяин, сколько посредник между ними и Шивой. Иногда ганами собирательно именуются не только божества, но и все преданные Шиве души во всех мирах. Ганапати — Предводитель ганов(см.). Бог Ганеша(см.). Ганеша — Владыка ганов (см.). Благостное слоноликое божество мудрости и удачи в любом начинании, устранитель препятствий, сын Бога Шивы и Богини Парвати. Ганг(а) — главная священная река индуистов, почитаемая как одно из проявлений Божественной Матери. Гангадхара — «Держатель Ганга». Имя Шивы. гарбхагриха — главная часть, или святая святых, традиционного индуистского храма (особенно в Южной Индии), в которой находится статуя или символ Божества.
Гаутама — ведический мудрец, основатель философской школы ньяя (см.), автор «Ньяя-сутр». гаятри-мантра — 1) Важнейшая ведическая мантра, известная также под названиями Ведаматри («Матерь Вед») и Савитри. 2) Любая из класса специальных мантр-гаятри, посвященных конкретной форме Бога (например, Рудра-гаятри). Гаури — букв. «Светлая». Одно из имен Богини-Матери. Гаурипати — «Супруг Гаури». Имя Шивы. Гита — букв. «Песнь»; см. «Бхагавад-гита». Говардхана — знаменитый холм, который, по преданию, Господь Кришна поднял одним пальцем руки с целью защитить своих приверженцев от гнева бога Индры (см.), наславшего на них нескончаемый проливной дождь. Кришна держал холм Говардхана как своеобразный зонт, под которым преданные Кришне пастухи с их стадами укрывались семь дней и ночей от гнева Индры.
|