КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий 3 страницамайтхуна — букв, «слияние; совокупление». В индуистском мистицизме (особенно в тантре (см.)): слияние индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Также называется один из эзотерических ритуалов «тантры левой руки». Майтрея — один из четырех известных учеников Лакулиши, основателя пашупата-шиваизма. мала — «нечистота». Важный термин шиваизма, относящийся к трем видам уз или путь, называемых паша, — анава (см.), карме (см.) и майе (см.), — которые ограничивают душу и не дают ей познать ее истинную, божественную природу. Малликарджуна — один из 12-ти Джьотирлингамов (см.). мандала — «круг; мистическая диаграмма». 1) Название глав Ригведы (см.). 2) Круговая диаграмма без начала и конца — что указывает на высшее, низшее и другие возможности, — на которые медитируют. Рисунок и соответствующие ему слова, используемые в медитации для входа в изображенные сферы. манас — ум; понимание. Одна из mamma (см.). Низший, или инстинктивный, ум, сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов (индрий). манаса-пуджа — букв. «служение в уме; почитание через ум». Почитание какой-либо из форм Бога, совершаемое в уме. В манаса-пудже все подношения визуализируются и мысленно подносятся Божеству. Мангаладата — букв. «Дарователь блага»; имя-эпитет Всевышнего Бога Шивы. мандапа — зал, помещение, место собрания (обычно крытое). Мандара — мифическая гора, находящаяся в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обитель Индры и Куберы; в мифе о пахтании Молочного океана богами и демонами — гигантская мутовка. Манидвипа — букв. «Драгоценный Остров». Один из мифических материков в пуранической космологии. Маниккавасагар (ок. 850 г.) — «Тот, чьи речи подобны рубинам». Тамильский святой, много сделавший для средневекового возрождения шиваизма. Оставил пост первого министра ради жизни в отречении. Его поэтическое произведение «Тирувасагам» («Святые речения») — одно из главных писаний шиваизма (входит в восьмую книгу собрания «Тиру-мурай») и жемчужина тамильской литературы. манипура-чакра — психоэнергетический центр тонкого тела, известный как солнечное сплетение. Связан с силой воли. маномайя-коша — «слой ума». Инстинктивно-интеллектуальный аспект тонкого тела (сукшма-шариры) души. Это слой обыденных мыслей, желаний и эмоций. Маномайя-коша образована пранической энергией и представляет собой почти полный двойник физического тела. Однако изменения, протекающие в физическом теле, например, старение, сперва происходят в структуре маномайя-коши. Это слой подсознательного ума, легко выводимый из равновесия и потому известный еще как эмоциональное тело. мантра — звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из писаний. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи (см.), чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе (см.) для тонкого успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Универсальной мантрой является «Ом» («Аум»). Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при посвящении. Главная мантра для всех приверженцев шиваизма — «НамахШивайя» (см.), или паньчакшара (см.). мантра-шакти — сила мантры (см.); духовная энергия, заключенная в мантре. мантра-йога — то же самое, что и джапа-йога (см.). «Ману-смрити» — др. названия: «Законы Ману», «Манава-дхар-машастра». Наиболее известный и авторитетный текст ведической литературы, относящийся к разделу Смрити, или вторичной ведической литературы. В основном описывает правила, регулирующие образ жизни ортодоксального ин-дуиста и взаимоотношения между различными кастами. «Маркандея-пурана» — одна из 18-ти главных Пуран, в состав которой входит знаменитая «Деви-махатмья» (см.). матрика — букв. «малая Мать». 50 букв священного санскритского алфавита, почитаемы как звуковое воплощение Великой Богини Матери. махатма — «великая душа». Титул, присваиваемый великим людям, особенно святым. махараджа — «великий царь». В прошлом так титуловался любой индийский монарх. Также данное слово используется как уважительный эпитет духовных учителей или современных политических лидеров. махапрадоша — 13-е лунные сутки (титхи) темной половины месяца (перед новолунием), особо предназначенные для почитания Шивы. Главной махапрадошей года является Махашиваратри (см.). Махакала — Одно из имен Господа Шивы, означающее «Великое Время». Махапуруша — букв. «Сверхличность». Всевышний Бог как Высшая Личность. Махабхайрава—Имя-эпитет грозного аспекта Господа Шивы. Махашиваратри — «Великая ночь Шивы». Главный в году шиваитский праздник, празднуемый в 13-ю ночь темной половины месяца пхальгуна постом, всенощным бдением, пением, медитацией и поклонением Шиве как Источнику и «Я» всего сущего. Махадева — «Великий Бог»; Имя-эпитет Бога Шивы. махавакья — «великое изречение». Глубокий афоризм из писаний или принадлежащий святой личности. Наиболее знамениты четыре утверждения из Упанишад: праджнянам брахма («Чистое Сознание есть Бог» — Айтарея-уп.), ахам брахмасми («Я есть Бог» — Брихадараньяка-уп.), тат твам аси («Ты есть То» — Чхандогья-yn.) и айам атма брахма («Душа есть Бог» — Мандукья-уп.). «Махавишну-пурана» —см. «Вишну-пурана». махамандапа—большой зал храма или дворца. Махарудра — букв. «Великий Рудра»; имя-эпитет Бога Шивы. Махешвара — «Великий Господь». В шайва-сиддханте — имя Шивы как милостивого Владыки сокрывающей или вуалирующей энергии; один из пяти аспектов Парамешвары, Изначальной Души. Махешвара — это также популярное имя Господа Шивы как Первичной Души и Личностного Бога. Махеша — то же самое, что и Махешвара (см.). Махиша — буйвологоловый демон, убитый Богиней Дургой. Олицетворяет пороки тонкого (витального) тела. История убиения демона Махиши описывается в «Деви-махатмье» (см.). Мейкандар — «Видящий истину». Тамильский богослов XII в., автор (или переводчик из «Раурава-агамы») текста «Ши-ваджняна-бодхам». Основатель школы шиваизма, известной как Мейкандар-сампрадайя, представляющей дуалистическую ветвь шайва-сиддханты (см.). Меру — мифическая гора, обитель богов, расположенная в центре срединного материка, Джамбудвипы; иногда уподобляется чашечке лотоса, лепестки которого составляют материки земли. Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг вершины (местопребывания Брахмы, принимающего здесь великих мудрецов и небожителей) вращаются светила; на нее ниспадает река Ганга (см.), обтекающая затем Меру, разбившись на четыре потока; с 4-х сторон света гору Меру охраняют локапалы (см.). мокша — то же самое, что и мукти (см.). Мритьюньджая — «Победитель смерти»; имя-эпитет Господа Шивы. мудры — жесты, имеющие ритуально-магический, йогический и культурно-эстетический смысл. Различные мудры широко используются в индуистском ритуале, в практиках йоги (см.) и медитации, а также в классическом индийском танце. «Мука-паньчашати» — букв. «Пятьсот стихов Немого Поэта». Произведение Мука Кави (Немого Поэта), которого Богиня Камакши (см.) благословила даром речи. Эти пятьсот стихов прославляют Деви, Ее лотосные стопы, Ее благодать, Ее прекрасный взгляд и Ее любящую материнскую улыбку. Каждой из этих тем посвящена сотня стихов. мукти — букв, «освобождение; спасение». Освобождение от цикла перевоплощений, сансары (см.), круговорота рождений и смертей, происходящее после того, как карма (см.) будет исчерпанной, а нирвикальпа-самадхи, реализация истинного «Я», Парашивы, — достигнутым. муладхара-чакра — энергетический центр тонкого тела, расположенный в основании позвоночника. муни — мудрец, садху (см.), особенно тот, кто дал обет полного молчания или говорит крайне редко и ищет неподвижности ума. В гимнах Ригведы (см.) муни — мистические провидцы, связанные с Богом Рудрой. мурти — антропоморфный скульптурный образ Божества.
Наваратри—букв. «Девять ночей». Девятидневный праздник в честь Богини- Матери, завершающийся праздником Виджая Дашами (см.), днем, когда, по преданию, Богиня одержала окончательную победу над демонами. Нагешвара — букв. «Повелитель змей». Одно из имен Всевышнего Бога Шивы. нади — нервные волокна или энергетические каналы тонких тел человека. Считается, что существует 72000 нади. Они взаимосвязаны с чакрами. Три главных нади именуются идой, пингалой и сушумной. нада — звук, звуковая вибрация. нада-чакра — одна из малых чакр (см.) тонкого тела, расположенная в голове между аджня-чакрой и сахасрарой. нама-смарана — букв, «вспоминание Имени»; памятование о Господе и Его Имени. Намах Шивайя— букв. «Поклонение Шиве». Главная мантра (махамантра) шиваизма, известная также как паньчакшара (пятислоговая) мантра. Находится в самой сердцевине Вед (см.), в гимне «Шатарудрия». Нанди — «Радостный». Белый бык с черным хвостом, ездовое животное Господа Шивы, символ Его мощной инстинктивной силы. Нанди — совершенный преданный (бхакта), идеал души человека; он смиренно склоняет колени перед Богом Шивой и всегда сосредоточен на Нем. Нандишвара (Нандикешвара) — «Повелитель Нанди». Имя Бога Шивы. Нараяна — букв. «Прибежище людей». Одно из имен Господа Вишну. Натараджа — букв. «Царь Танца»; Бог Шива как Космический Танцор. Наркирар — поэт, преданный Шивы. Наркирар оскорбил Господа, найдя изъян в волосах Его Супруги Умы Деви и потому был проклят Им, но в последствии раскаялся и был прощен Господом Шивой. Нармадешвара — саморожденный (сваямбху) природный Ши-валингам (см.) из реки Нармады. Представляет собой камень эллиптической формы. наянары (тамил.) — «Учителя». 63 канонизированных тамильских святых из Южной Индии, перечисленных в книге Секкилара «Перийя-пуранам» (ок. 1140 г.). Кроме нескольких, все они были домохозяевами, признанными выдающимися преданными Господа Шивы. Некоторые из них сделали вклад в свод писаний шайва-сиддханты под названием «Тирумурай». Нигама — 1. Разновидность Агам (см.). 2. Ведические писания (Шрути). Нилакантха — букв. «Синешеий, Синегорлый». Имя-эпитет Бога Шивы, связанный с мифологическим эпизодом пахтания Молочного Океана богами и демонами. Среди появившихся из океана предметов оказался яд калакута, грозивший гибелью богам и всему живому на земле. Чтобы предотвратить опасность, Шива выпил яд и задержал его в горле, отчего оно посинело. нирвана — букв, «угасание». Духовное особождение. Прекращение состояния духовной несвободы, страдания, неведения и эгоцентризма, утверждение сознания в своем глубинном естественном бытии, характеризующееся покоем, просветленностью и духовной свободой. Синоним понятий мокша (см.) или мукти (см.). нирвикальпа-самадхи — «самадхи безформы или семени». Реализация «Я», Парашивы, состояния единства по ту сторону всех перемен и различий, времени, формы и пространства. «Ви» означает «меняться», «капьпа» — «порядок, устройство; период времени». Таким образом, «викальпа» означает «разнообразие, различие в восприятии». «Hup» означает «без». ниргуна — букв, «неимеющий качеств». Ниргуна-Брахман — Всевышний Бог как Абсолют не имеющий атрибутов или качеств. нияти — «необходимость, ограничение; установленный порядок вещей, судьба». Синоним кармы (см.), восьмая тат-тва (см.). Част одной из пяти «оболочек» души (панъча канчука (см.)), а именно виджнянамайя-коши. ньяса — букв, «наложение». Ритуал касания отдельных частей тела в определенной последовательности с одновременным произнесением специальных мантр (см.). Основная цель ньясы — активизировать циркуляцию мантрических вибраций в тонком теле и тем самым усилить общий эффект от практики мантра-йоги (см.) и пуджи (см.). ньяя — однаиз шести классических систем индийской философии, опирающихся на авторитет Вед (см.). Система логики.
омкара —слог «ом», самая священная мантре индуизма. Иное название — пранава.
падигам — разновидность бхактических гимнов на тамильском языке. пайяса — напиток (обычно из свежего сока фруктов). палаша — тропическое дерево Butea Frondosa (ложный тик). панъчакшара — букв, «пять слогов»; махамантра «Намах Шивайя» (см.), самая священная мантра (см.) шиваизма. Пандавы — герои «Махабхараты», пятеро сыновей царя Панду. Одному из них, воину Арджуне (см.), Кришна поведал «Бхагавад-гиту» (см.). паньча-бхута-кшетры (бхута-линга-кшетры) — букв. «святилища пяти элементов». 5 известных шиваитских святилищ в Южной Индии, связанных с пятью элементами: Кандживарам, Джамбукешварам, Тируваннамалай, Калаха-сти и Чидамбарам. паньчамрита — напиток, состоящий из пяти компонентов: молока, йогурта, гхи (см.), меда и сахара. Используется в пудже как одно из подношений Божеству. панъчамрита-снана — ритуальное омовение почитаемого образа или символа Божества паньчамритой (см.) в процессе пуджи (см.). пандит (а) — индуистский ученый или богослов, человек, хорошо знающий философию, литургию, религиозный закон и сакральную науку. Парвати — «Дочь гор»; одно из множества имен Божественной Матери. Ей возносят молитвы о силе, здоровье и очищении. Мифологическая Супруга Шивы. Парабрахман — то же самое, что и Брахман (см.). Параматман — то же самое, что и Атман (см.). Паратпара — «Наивысший». Имя Бога Шивы. Парамджьоти—букв. «Высший Свет». Образ Всевышнего Бога Шивы как бесконечного светящегося Лингама. парикрама — ритуальный обход вокруг святилища или места паломничества. Парасамвит — Высшее Сознание; Абсолют. парамагуру —«старший наставник». Гуру вашего гуру. Парвата — Химаван, царь Гималайских гор, отец Богини Пар-вати (см.). Патанджали (ок. 200 г. до н.э.) — шиваитский натха-сиддха, оформивший древнюю философию, которая описывает путь к просветлению через очищение, контроль и трансцендирование ума. Это одна из шести классических даршан (воззрений) индуизма, известная как йога-даршана. Пати — «Хозяин, Господь, Владыка». Имя Бога Шивы, указывающее на Его положение по отношению к душам как заботливого руководителя и наставника. паша — «узы, путы». Все бытие, проявленное и непроявленное. То, что связывает и ограничивает душу и не дает ей (некоторое время) проявить свой полный потенциал. Паша — это тройные узы анавы, кармы и майи. пашу — «живое существо; индивидуальная душа; животное». 1. Относится ко всем индивидуальным душам — от богов до животных. Шива как Повелитель созданий известен как Пашупати (см.). 2. В терминологии тантризма и шактизма пашу — низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособного воспринять истины эзотерического учения (кулачары). пашупата — одна из шести школ шиваизма, основанная Лаку-лишей ок. 200 г. Пашупати — букв. «Владыка созданий». Древнее имя Бога Шивы, впервые встречающееся в Атхарваведе (см.). пашу-бхава — букв, «природа животного» или «состояние связанности». В терминологии тантры (см.): состояние обыденного мышления, характеризующееся рядом комплексов и заблуждений. Человек, которому свойственна пашу-бхава, именуется словом пашу. Пашу невосприимчив к эзотерическому знанию, недостаточно зрел духовно и потому неспособен к осознанной и серьезной садхане (см.) йоги и тантры. Пинака — мифический лук Господа Шивы. питта — «желчь; огонь». Одна из трех телесных субстанций, дош, аюрведы (см.). питха — «сиденье; пьедестал». 1. Основание, или пьедестал, Шивалингама или скульптуры божества. 2. Трон настоятеля монастыря (матха). 3. Храм, ашрам или матх, основанный вокруг такого-то местопребывания духовного авторитета. питри — предки. прана — «жизненный воздух», от «пран», «дышать». Жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайя-коше как пять первичных жизненных токов, известных как вайю, «жизненные воздухи или ветры». пранава-джапа — повторение пранавы (см.). пранаяма — йогическая практика управления дыханием. Стандартная пранаяма состоит из 3-х стадий: пурака (вдох), кум-бхака (задержка) и речака (выдох). пранагнихотра—внутреннее жертвоприношение, состоящее в визуализации церемонии огненного ведического жертвоприношения. При этом медитирующий рассматривает свой желудок как жертвенник, энергию пищеварения — как священный огонь, пищу — как жертвенное подношение, а прану (см.) и ее разновидности — как жертвователей и жрецов. Процесс медитативного вкушения пищи также называется пранагнихотрой. пранагнихотра-мантры — мантры (см.), повторяемые перед приемом пищи. пранава — «жужжание». Мантра «Ом», Бог как Первичный Звук. прадакшина — ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека или мурти (см.) по часовой стрелке. пракрити — «первичная материя; природа». В системе 25 таттв санкхьи, которая рассматривает только осязаемый спектр мироздания, — пракрити, или прадхану, — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша (см.), женский и мужской принципы. Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного — пуруши (см.), чистого сознания. пралайя — «растворение, поглощение; уничтожение, смерть». Синоним самхары (см.), одной из пяти функций Шивы, а также название частичного уничтожения (растворения) космоса в конце каждого временного цикла. Пракрити — «Материя; Природа». Эпитет Богини-Матери. праматхи — см. ганы. праматха-ганы — см. ганы. прасад(а) — букв, «милость». 1. Добродетель безмятежности и снисходительности. 2. Пища, предложенная Божеству, святому или гуру, а также благословленные остатки этой пищи. Одна из аваран (см.). 3. Любое примирительное, благосклонное предложение. пратьябхиджня — «узнавание; воспоминание» (от «знание» (джняна), которое «поворачивается лицом» (абхи) к знающему и к которому он тоже в конце концов «поворачивается» (прати)). Понятие кашмирского шиваизма, которое указывает на признание преданным (по милости гуру) Истины, которая была всегда, — что Шива действительно повсюду, а душа уже едина с Ним. «Пратьябхиджня-сутра» — основополагающее кашмирское шиваитское писание, состоящее из 190 афоризмов (сутр). прарабдха-карма — кармические результаты прошлых действий, которые придают форму событиям текущей жизни. См. также карма. Праналингам — Бог, переживаемый как Личность в Шивалин-гаме. Термин, особенно важный в вирашиваизме (см.). прахара — отрезок времени, или часть («стража») ночи, длящаяся примерно 3 часа. према — высший накал чувства экстатической любви. пуджа — букв, «поклонение, почитание». Агамический ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище перед мурти (см.) или другим священным объектом или перед живой личностью, например садгуру. пуджопакараны — предметы, принадлежности, и подношения используемые в пудже (см.). Др. название — упачары или пуджопачары. пуджари — тот, кто совершает пуджу (см.). Пураны — «древние предания». Индуистские народные сказания, содержащие этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия богов, царей и героев, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран. Среди них — «Шива-пурана» (см.), «Виш-ну-пурана» (см.) и др. «Пуруша-сукта» — знаменитый гимн Всевышнему Богу в образе Космического Первосущества из Ригведы (см.). пурнахути — букв, «полное возлияние». Завершающее ахути (см.) в ведическом жертвоприношении. Обычно это возлияние полного ритуального черпака гхи (см.) медленной струей с одновременным повторением соответствующих мантр (см.). Пуруша — букв. «Личность». Бог (особенно как Личностное Божество); Дух; Высшее Сознание. пуруша — личность; дух; человек. пурашчарана — интенсивная практика повторения мантры (см.) одновременно с выполнением ряда сопутствующих садхан (см.), обычно проводится сразу же после посвящения. Пушпаданта — предводитель гандхарвов, сочинивший прекрасную «Шива-махимна-стотру» («Гимн Величия Шивы»), Пхаланетра — букв. «Зрящий плод, или результат»; одно из имен Шивы. Равана — демон, герой эпоса «Рамаяна» (см.). Легендарный царь Шри-Ланки, противник Рамы, побежденный Рамой и его воинством. Равана известен как автор «Шива-тандава-стотры», знаменитого гимна в честь Господа Шивы.
рага — 1. страсть; 2. одно из центральных понятий в классической индийской музыке. рагадвеша — букв, «страсть и ненависть». Состояние ума и чувств, неблагоприятное для духовного развития; нейтрализуется практикой регулярной садханы (см.) и развитием в себе добродетелей. раджа — царь, правитель. раджас— см. раджа-гуна. раджа-гуна — «страсть, активность» одна из гун (см.). Раджешвари — букв. «Владычица царей» или «Царственная Владычица». Богиня-Мать (особенно как Трипурасундари). Радха — Возлюбленная Господа Кришны; рассматривается как воплощение Богини Лакшми (см.). ракшасы — демоны-людоеды, вредящие святым подвижникам и препятствующие совершению ведических жертвоприношений. Рама — главный герой эпоса «Рамаяна» (см.). Считается одним из воплощений Бога Вишну. Рамачандра — см. Рама. «Рамаяна» — «Жизнь Рамы (см.)». Один из двух великих эпо-сов Индии (Итихас), наряду с «Махабхаратой». Рассказанная Вальмики трагическая история любви Рамы и Ситы, жизнь которых является высоким образцом благородства и достоинства для придерживающихся индуистской дхармы (см.). Рамешвара — букв. «Покровитель Рамы». Имя одного из двенадцати Джьотирлингамов, установленный царевичем Рамой перед Его битвой с демоном Раваной. раса —букв, «вкус; состояние». Важное понятие индийской философии и эстетики, фигурирующее в шиваитском учении Кашмира и впоследствии заимствованное кришнаитскими мистиками-бхактами. В кашмирском шиваизме и в теории эстетики обозначает особое переживание, которое формируется в процессе восприятия произведений искусства и др. объектов и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, прежде всего к чувствам действующих в нем героев. Абхинава-гупта различал 9 главных рас: любовь, веселье, скорбь, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление, покой. Расы соотносятся также с религиозным переживанием индивидуальных душ как по отношению к Богу, так и друг к другу и миру. расешвара — одна из средневековых мистических сект шиваизма. рахасья — тайна. Ригведа — «Веда стихов»; первая из четырех Вед (см.). Ришабха — 1. Божественный мудрец, фигурирующий в Ити-хасах (см.) и Пуранах (см.). 2. Одна из второстепенных аватар Вишну. риши — «видящий, пророк». Просветленное существо, наделенное сверхчувственным восприятием, видением и мудростью. В ведические времена риши жили в лесных или горных скитах, в одиночестве или с учениками. Эти риши были теми великими душами, которые вдохновенно передавали нам Веды (см.). Говорят, что семь риши (сапта-риши), упомянутые в Ригведе (см.) до сих пор руководят человечеством из внутренних миров. Рудра — «Управляющий ужасными силами» или «Красный (Рудый), Сияющий». Основное имя Бога Шивы в Ведах. Рудра-гаятри — гаятри-мантра (см.) Бога Шивы. рудракша — «Глаз Рудры» или «красный глаз». 1. Третий глаз, или аджня-чакра (см.). 2. Красно-коричневые со сложным рельефом, размером с крупную виноградину, семена Eleocarpus ganitrus, или голубого мраморного дерева Посвящены Шиве и символизируют Его сострадание к человечеству. Ожерелья из больших семян, шиваитские рудрак-шамалы, монахи носят на шее. Из меньших по размеру семян делают четки для джапы (см.). «Рудри» — см. «Рудрипатха». «Рудрипатха» — один из важнейших гимнов Яджурведы (см.), прославляющий величие Бога Рудры (Шивы). Другие названия — «Шатарудрия» («Гимн Ста Рудрам») или «Руд-рам». В этом гимне впервые встречается наиважнейшая мантра всех шиваитов — «НамахШивайя» (см.). сабхамандапа — зал собраний во дворце или храме. сагуна — «имеющий качества». Сагуна-Брахман — «Бог с качествами». Личностный Господь. Садашива — «Вечно благой». Имя Изначальной Души, Шивы, синоним Парамешвары, проявляющегося в физическом бытии садгуру (см.). Имя Садашива, в частности, указывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы (см.) садгуру — «истинно весомый». Духовный наставник, обучающий высочайшему достижению. Тот, кто осознал предельную Истину, Парашиву, в нирвикальпа-самадхи (см.). Дживанмукта (см.), способный безопасно вести других по духовному пути. Это всегда санньясин (см.), неженатый или отрекшийся от мира. Все школы индуизма учат, что милость и руководство живого садгуру необходимы для Самореализации. Его признают и почитают как воплощение Бога Садашивы (см.), источник милости и освобождения. садхана — «старание; эффективное средство достижения». Религиозные или духовные дисциплины, такие, как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В результате садха-ны укрепляется сила во ли, вера в Бога, уверенность в себе, доверие к богам и гуру. Садхана обуздывает и преображает инстинктивно-интеллектуальную природу, делая возможным постепенное духовное раскрытие, реализацию сверхсознательного и врожденных способностей души. садхака — человек, практикующий садхану (см.). садху — «добродетельный; прямой; непогрешимый». Святая личность, посвятившая себя поиску Бога. Странствующий отшельник. Садьоджата — одно из основных имен Шивы в Ведах (см.) и Агамах (см.). сакхья-бхава — букв, «состояние друга». Состояние, в котором между Богом и Его преданным царит отношение друзей. Примером преданного, находившегося с Богом в состоянии сакхья-бхавы, является Сундарамурти Наянар. Сакши — «Свидетель». Имя Всевышнего Бога как Безмолвного Свидетеля всего. Самаведа — «Веда напевов». Третья из четырех Вед (см.). Сама-веда представляет собой древнейшую из известных форм индийской музыки. самана — разновидность праны (см.), управляющая процессами поглощения и распределения по всему телу жизненной энергии, получаемой с пищей. самайячарьи — южноиндийские шиваитские святые и духовные учителя шайва-сиддханты (см.) эпохи древности и раннего средневековья. См. также наянары. самкальпа—намерение (обычно выражаемое вслух) жреца или жертвователя совершить пуджу (см.), яджню (см.) или другой обряд. Санака — один из 4-х божественных мудрецов (т.н. Кумаров), рожденных разумом Брахмы. Санандана — один из 4-х божественных мудрецов (т.н. Кума-ров) , рожденных разумом Брахмы. Санатана — один из 4-х божественных мудрецов (т.н. Кума-ров), рожденных разумом Брахмы.
|