Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глоссарий 4 страница




Санаткумара — один из 4-х божественных мудрецов (т.н. Кумаров), рожденных разум ом Брахмы.

санкхья — «перечисление». Одна из шести даршан (мировоззрений) ортодоксального индуизма.

санатана-дхарма — букв, «вечная религия; естественная религия; вечный закон». Так называется религия Вед, основная форма которой ныне известна как индуизм. Синонимы: вайдика-дхарма (ведическая религия), арья-дхарма (закон ариев), хинду-дхарма (индуизм).

санньяси(н) — «отреченный». Тот, кто прошел инициациюи стал индуистским монахом, свами (см.), членом всемирного братства или святого ордена санньясинов. Некоторые из них странствуют, другие живут в монастырях. Санньясин — защитник своей религии, погруженный в нее постоянно, свободный от всего мирского, способный работать и служить Богу сосредоточенно и эффективно. Он придерживается определенных дисциплин, в том числе очищения тела, ума и эмоций. Он сдерживает и контролирует ум посредством садханы, тапаса и режима медитации. Его практика упасаны, поклонения, — в основном внутренняя, он ищет Шиву внутри.

сансара — «поток». Феноменальный мир. Трансмиграторное существование, отмеченное непостоянством. Цикл рождения, смерти и перерождения; общий шаблон последовательных земных жизней, переживаемых душой.

саньчита-карма — сумма кармических результатов от действий, совершенных в текущей и прошлых жизнях; вся индивидуальная накопленная карма (см.) вообще.

самадхи — «пребывание внутри своего «Я», созерцание, союз, целостность, завершение». Самадхи — этот состояние истинной йоги, в котором медитирующий и объект медитации суть одно. Есть два уровня

самадхи. Первый — сави-кальпа-самадхи (самадхи с формой или семенем), отождествление или единство с сущностью объекта. Его высшая форма — реализация первоосновы чистого сознания, Саччиданан-ды. Второй уровень — нирвикальпа-самадхи (самадхи без формы или семени), отождествление с «Я», в котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная Реальность вне времени, Парашива.

самскары — «впечатления; отпечатки, последствия». 1) Отпечатки, оставленные в подсознательном уме опытом этой или предыдущих жизней, окрашивающие всю жизнь человека, его склонности, реакции, со стояния ума и т.д. 2) Таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в другую. Эти таинства оставляют глубокие и позитивные впечатления в уме человека и обеспечивают благословение из внутреннего мира. Многочисленные самскары подробно расписаны в Грихья-шастрах. Большинство этих ритуалов сопровождается специальными мантрами из Вед (см.).

самхара — «растворение; уничтожение». То же самое, что пралайя (см.).

Сарасвати — «текучая». Шакти, Вселенская Мать; богиня искусств и наук, мифологическая спутница Господа Брахмы. Ей возносят молитвы о совершенствовании в науках, искусствах и ремеслах. Сарасвати — также название одной из священных рек, упомянутых в Ригведе (см.); сейчас эта река течет под землей. Кроме того, Сарасвати — название одного из десяти ведантических монашеских орденов, к которому принадлежал и Свами Шивананда.

сатсанга — «общность Истины». Община духовно устремленных душ.

Сатьям — «Истина». Один из важнейших эпитетов Шивы в шайва-сиддханте (см.).

Сатьям-Шивам-Сундарам — «Истина-Благость-Красота». Одно из имен-эпитетов Всевышнего Бога Шивы, характеризующее Его качества.

саттва — см. саттва-гуна.

саттва-гуна — «чистота»; качество доброты или чистоты. Одна из трех гун (см.).

Сатьялока — «План реальности, Истины». Другое название — Брахмалока; высочайший из семи миров.

Сати — дочь Дакши (см.), Супруга Бога Шивы. Одно из проявлений Божественной Матери.

Саччидананда (Сат-чит-ананда) — «Бытие-сознание-блаженство». Синоним Парашакти. Божественный разум Господа Шивы и одновременно — чистый сверхсознательный ум каждой индивидуальной души.

сахасрара-чакра — психоэнергетический центр тонкого тела человека, находящийся в области темени.

саюджья — букв, «соединение; слияние; союз».

свара — тон в ведическом санскрите: удатта (высокий), ану-датта (низкий) и сварита (обычный). Наряду с прочими особенностями санскритского произношения (различение гласных по долготе и краткости, придыхательные звуки и т.п.) тональное ударение играет важную роль в правильной рецитации «Рудрипатхи» (см.) и др. ведических гимнов и мантр (см.).

свах — см. сварга.

сварга (сваргалока) — «обитель света». Третий из семи высших миров, среднеастральная область.

свами — «господин, хозяин». Тот, кто знает себя или является хозяином самому себе. Уважительный титул индуистского монаха, обычно санньясина (см.), инициированного отшель-никав оранжевом одеянии, полностью посвятившего себя религиозной жизни. Иногда так уважительно называют и немонахов, занятых духовной работой.

свадхиштхана-чакра — психоэнергетический центр тонкого тела человека, расположенный немного ниже пупка.

сваямвара — букв, «собственный выбор». Древний ведический обычай выбора невестой женихаиз числа нескольких кандидатов (обычно соревновавшихся при этом в образованности, воинской доблести, силе и др. достоинствах). Обычай особенно был свойственен знатным аристократическим семействам кшатриев (см.).

Сваямбху — «Самосущий, Саморожденный, Самоявленный».

Сваямбху-лингам — природный Шивалингам. Обычно в образе камня эллиптической формы.

свештакрита — букв, «сделанное самим». Жертвенное подношение чего-либо, сделанного самим жертвователем, в ведическом ритуале.

сиддха — «совершенный». Йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений или обладающий силой.

сиддха-пуруша — букв, «совершенная личность». То же самое, что и сиддха (см.)

сиддхи — мистические сверхспособностии силы, обретаемые в результате упорной садханы (см.). Садхака (см.) или йогин (см.), достигший тех или иных сиддхи, именуется почетным титулом «сиддха» (букв, «совершенный»).

сиддханта — «конечные достижения или выводы». Предельное понимание, которого достигают в любой области знания.

симхасана — букв, «львиное сиденье»; особый трон, на котором восседают цари и настоятели крупных монастырей.

Сирутонда Наянар — один из наянаров, тамильских шиваитс-ких учителей и святых.

Сканда — «Прыгающий; Нападающий». Одно из древнейших имен Господа Карттикеи как прекрасного воина.

снанамандапа — зал омовений во дворце или храме.

Соманатха — один из 12-ти Джьотирлингамов (см.).

Сомасундара — букв. «Красотой подобный луне». Имя-эпитет Бога Шивы.

Сомашекхара-мурти — букв. «Образ с луной в волосах». Одно из имен Шивы.

спанда — «пульсация»; одно из важнейших понятий в философии кашмирского шиваизма, обозначающее первичную космическую вибрацию энергии.

«Спанда-карика» — комментарий из 52 стихов Васугупты к «Шива-сутрам». Также называется «Спанда-сутрой».

Спхатика-лингам Шивалингам (см.) из горного хрусталя.

сришти — сотворение.

стотра — хвалебный гимн в честь какого-либо Божества. Другие названия — cmymu, става.

Стхану — букв. «Твердый; Неподвижный». Одно из имен Шивы.

Субрахманья — «Очень благочестивый; Дорогой святым людям». Одно из имен Господа Карттикеи.

Сурья — «Солнце»; ведическое божество солнца.

Сундарам — «Красота». Один из важнейших эпитетов Шивы в шайва-сиддханте (см.).

Сундарамурти —тамильский шиваитский святой, один из на-янаров (см.), сочинивший множество гимнов Шиве, именующихся деварамами (см.). Сундарамурти Наянар явил миру путь сакха-марги (букв, «путь дружбы») в преданном служении Богу.

суры — боги, дэвы (см.).

Сута — знаменитый мудрец, ученик Вьясы, один из составителей Пуран (см.).

сушумна-нади — «самый милостивый канал». Центральный психический нервный ток внутри позвоночника.

тамас — см. тамо-гуна.

тамо-гуна — «сила инерции». Одна из трех гун (см.).

тандава — «жесткий танец». Любая жесткая танцевальная композиция, исполняемая танцором-мужчиной. Есть много форм тандавы. Их прототипом послужил мистический танец блаженства Шивы, ананда-тандава.

тантра (тантризм) — Эзотерическая традиция в индуизме (особенно в шиваизме и шактизме), придающая особое значение почитанию и постижению Бога как Божественной Пары — Шивы и Шакти с помощью широкого набора эзотерических практик йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии. Активно использует материальное для достижения духовного. Существуют три главных ветви индийской тантры: «тантра правой руки» (дакшиначара, или дакшина-марга), не противоречащая традициям обычного индуизма и сводящаяся, в основном, к ритуализму; «тантра левой руки» (вамачара,или вама-марга), использующая методы и практики, неприемлемые большинством индусов-ортодоксов: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды и др. «нечистые» (с точки зрения ортодоксов) действия и предметы; «тантра срединного пути» (мишрачара, или мишра-марга), отвергающая крайности «правого» и «левого» путей и делающая особый акцент на позитивный духовный опыт, здоровый образ жизни и йогические методы поднятия кундалини (см.). Иногда «тантру срединного пути» еще именуют каула-тантризмом. Традиционной «тантры срединного пути» придерживаются последователи духовного общества «Тантра-сангха» в России и СНГ. Не следует путать с настоящим индийским тантризмом т.н. «нью-эйдж тантру» (западный неотантризм), популяризируемую последователями Раджниша и ряда «нью-эйдж групп», периодически проводящих свои пресловутые «семинары тантры» и сводящих «тантру» исключительно к психотехническим и сексуальным практикам вне всякой связи с тантрическим почитанием Шивы и Шакти.

танматры (ед.ч. танматра) — тонкие органы восприятия: звук как таковой (шабда-танматра), осязание как таковое (спарша-танматра), форма как таковая (рупа-танматра), вкус как таковой (раса-танматра) и обоняние как таковое (гандха-танматра).

тапасья (тапас) — букв, «жар, огонь». 1. Очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм, покаяние и жертвоприношение. Если садхана (см.) — это простой, но устойчивый аскетизм, то тапас — это аскетизм суровый, трансформирующий психику, умерщвление плоти в его крайних проявлениях. 2. На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее состояние «огня» кундалини (см.), который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества.

тарасара — букв, «сущность спасения». Великий священный слог «ом».

тарака-мантра — букв, «спасительная мантра», то же самое, что и пранава (см.).

тарпана — особое ритуальное возлияние воды богам, риши (см.) и предкам (питри) в ведической религии.

Таракасура — великий демон, убитый Господом Скандой.

mammвa — «истина; действительность, реальность; принцип, сущность». Таттвы — это первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, «кирпичи» из которых строится вселенная. В системе санкхьи (см.) рассматриваются 25 таттв. Шиваизм же признает 25 таттв и, кроме того, еще 11 таттв — всего 36 таттв.

Татпуруша — букв. «Та Личность». Одно из важнейших имен Шивы в Ведах, (см.) и Агамах (см.).

Теджолингам — букв. «Огненный, сияющий Лингам». Лингам, переживаемый как столп света (подобный тому, что возник перед Вишну и Брахмой во время их спора по поводу своего верховенства) или же тонкий духовный свет в сердце человека.

тилак(а) — знак принадлежности к конкретной индуистской секте, наносимый на лоб священным пеплом, светлой глиной или сандаловой пастой. Вишнуиты наносят вертикальную U-образную тилаку. Шиваитская тилака, трипундра, состоит из трех горизонтальных линий, часто с точкой между бровей, наносимых священным пеплом, вибхути (см.).

тиртха — священное место паломничества, обычно расположенное возле священной реки или водоема, омовение в которых очищает от грехов и улучшает карму (см.). Тирунаваккарасар — один из четырех тамильских учитлей (см. самайячарьи).

«Тирумантпирам» — «Святое воспевание». Древнейшее тамильское писание Нандинатха-сампрадайи. Написано ок. 200 г. до н.э. риши Тирумуларом (см.). Это самая ранняя книга из свода «Тирумурай», кладовая эзотерического йогического и тантрического знания.

Тирумулар (ок. 200 г. до н.э.) — тамильское имя великого сиддха-йога и риши из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, пришедшего с Гималаев (или из Кашмирской Долины) в Тамилнад и составившего «Тирумантирам». Ориг. санскр. имя — Сундаранатха.

Тируджняна Самбандхар — великий тамильский шиваитский святой и ачарья (см.).

mumxu — лунные сутки.

тодди — индийский хмельной напиток, изготавливаемый из пальмового сока.

трайодаши — тринадцатый день лунного месяца; посвящен гневным проявления Шивы.

тратака — одна из йогических практик, состоящая в продолжительном глядении на какой-либо объект или предмет (например, точку или пламя свечи). При этом созерцающий должен сидеть в устойчивой йогической позе и смотреть на предмет пристально, не отводя глаз и не моргая. Данная практика способствует концентрации.

Тринаяна — «Трехокий». Имя-эпитет Шивы.

Трилочана — «Трехокий». Имя-эпитет Бога Шивы.

пгришула — трезубец, оружие Господа Шивы, символизирующее три фундаментальных шакти, или энергии, Бога — иччха-шакти (силу желания), крия-шакти (силу действия) и джняна-шакти (силузнания, мудрости).

триварника — букв, «трехзвучие». Священный слог «ом», образованный из трех звуков: «а», «у» и «м».

трипути — триада «познающий-познание-познаваемое».

Тримурти — Классическое представление Бога как Божественной Троицы — Брахмы, Вишну и Рудры.

Трипурари — «Враг Троеградия демонов». Имя-эпитет Шивы.

Трипура — «Троеградие»; город-крепость демонов, построенный асурой Майей и впоследствии разрушенный Шивой.

Трипурасундари (Трипура) — «Прекраснейшая в трех мирах». Богиня-Мать.

Трьямбака — «Трехглазый». Имя Рудры-Шивы, одного из Одиннадцати Рудр. Его эмблемы — сосуд для воды, чакра, барабан, лук, стрекало, змея и трезубец.

Трьямбакешвара — «Трехокий Владыка»; одно из имен Бога Шивы.

туласи — базилик священный (Осium sanctum). Священное дерево Господа Вишну, почитаемое индуистами, в особенности вишнуитами.

турия (турья) — четвертое, или трансцендентное, состояние сознания, превосходящее состояния бодрствования (джаг-рат), сна (свапна) и глубокого сна (сушупти).

Тьягараджа — 1. Одно из имен аспекта Шивы, связанного с муладхара-чакрой (см.). 2. Знаменитый индийский музыкант и святой, в совершенстве владевший искусством нада-йоги (медитации на внутренние звуки с разными частотой, тоном и вибрациями).

 

Угра — букв. «Грозный»; одно из имен Бога Шивы. удана — разновидность праны (см.), управляющая процессами подъема жизненной энергии вверх.

Ума — «О, не надо!». Одно из имен Шакти, происходящее, согласно «Шива-пуране», от восклицания, адресованного Парвати Ее матерью, просившей Ее не практиковать аскетизма. Упанишады — букв, «сидение преданно рядом». Завершающие части каждой из Вед (см.), раскрывающие тайный философский смысл ведических гимнов. Упанишады — это собрания глубоких текстов, которые являются источником веданты (см.) и доминируют в индийской мысли на протяжении тысячелетий. Это философские хроники риши (см.), в которых объясняется природа Бога, души и космоса. Согласно традиции, Упанишад всего 108. Из них от 10-ти до 16-ти классифицируются как «главные» или «великие» Упанишады; их многократно комментировали различные философы на протяжении столетий. Упанишады обычно датируются более поздним временем, чем Самхиты и Брахманы, хотя некоторые являются фактически частями Брахман. Основное содержание этих популярных текстов составляют учения о единстве души и Бога, реинкарнации, карме (см.) и освобождении через отречение и медитацию.

упапураны — букв, «младшие, или второстепенные, Пураны». Пуранические тексты (на санскрите и др. инд. языках), опирающиеся на авторитет главных Пуран (см.), а также содержащие жизнеописание великих святых.

Урдхванатана — Шива в аспекте Танцора, исполняющего сложный вариант танца, в котором Он вскидывает ногу вертикально вверх.

Утпаладева (ок. 900-950) — ученик Сомананды и автор «Пратьябхиджня-сутр» (другое название — «Пратьябхид-жня-даршана») и других текстов.

 

хаван(а) — букв, «сжигание». Огненное жертвоприношение. Иначе — агнихотра (см.).

 

Хара — «Разрушитель»; имя-эпитет Шивы. Хари — «Уносящий»; имя Бога Вишну.

Хари-Хара — «Вишну-Шива»; иконографическая форма Всевышнего, у которой правая половина тела взята от Шивы, а левая — от Вишну. Символизирует то, что Шива и Вишну — едины и не являются двумя отдельными Божествами.

Хираньягарбха — букв. «Золотой Зародыш». Имя, или эпитет, Брахмы-Создателя.

хома — см. хавана и агнихотра.

Чайтанья — «Дух, Сознание; Высшее Бытие».

чандала — неприкасаемый, человек стоящий вне каст. Представитель низших и деклассированных элементов индийского общества, отстраненный от участия в религиозной жизни кастовых индуистов.

Чандра — «Луна»; божество луны.

«Чамака» — ведическая молитва, состоящая из повторяющихся прошений о различных желаемых дарах, в которых постоянно фигурирует словосочетание «чаме» («и это мне»). Входит в «Рудрипатху» (см.).

чамара — опахало их хвоста яка, используемое в индуистском богослужении.

Чандрамаули — «Увенчанный серпом луны». Имя Шивы.

чанчалата — беспорядочное движение ума.

чарья — то же самое, что чарья-пада (см.).

чарья-пада — «стадия доброго поведения». Период религиозного ученичества, посвящаемый служению, послушанию и выработке характера, благоприятного для дальнейшей духовной практики более высокого уровня.

чатурдаши — четырнадцатый день лунного месяца. Является священным днем Бога Шивы.

читта — «ум, сознание». Ум как субстанция. На личном уровне — то, в чем записываются ментальные впечатления и опыт. Местопребывание сознательного, подсознательного и сверхсознательного состояний и тройственной ментальной способности (антахкараны), состоящей из буддхи, манаса и ахамкары.

 

чидакаша — букв, «пространство сознания».

Чидамбарам — букв. «Зал сознания»; знаменитый южноиндийский храм Шивы Натараджи.

Чидрупини — Богиня-Мать как Олицетворение Высшего Сознания.

чинмудра — «жест сознания».

 

шабдабрахман — аспект Сагуна-Брахмана в форме звуковой вибрации и Слова (шабды).

шайва — шиваит, почитающий Шиву как Всевышнего Бога и своего Ишта-дэвату (см.).

шайва-ачарьи — шиваитские духовные учителя, гуру (см.).

шайва-сиддханта — самая широко распространенная и влиятельная из шести школ шиваизма сегодня, особенно сильная среди тамилов Южной Индии и Шри-Ланки. Первым гуру традиции шуддха («чистой»)-шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н.э.). В средние века учения Агхорашивы и Мейкандара породили дуалистическое направление в шайва-сиддханте.

Шакти — «Сила, Энергия». Активная Сила или проявленная Энергия Шивы, которая пронизывает все сущее. Ее наиболее тонким аспектом является Парашакти, или Саччидананда. Эта Божественная Энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символизируемые тремя зубцами тришулы (см), или трезубца, Шивы.Из них появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и сотворения. В религии шактистов (шактов) поклонение Божественной Шакти стоит превыше всего — в Ее многочисленных грозных и благих формах. Шакти — это Божественная Мать проявленного мира, визуализируемая в женской форме, тогда как Шива — это лишь Непроявленный Абсолют.

шактизм — религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, или Шакти, в Ее многочисленных формах, как милостивых, так и грозных.

шакти-йога-садхана — тантрическая практика почитания Божественной Шакти с помощью различных эзотерических методов, передаваемых непосредственно от гуру (см.) к ученику. шалаграмы — черные камни, почитающиеся вишнуитами как символические воплощения Вишну.

 

Шамбху — «Тот, суть Которого — Благо», имя-эпитет Господа Шивы.

Шанкара — букв. «Творящий благо». Одно из имен Шивы.

 

Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788-820) — одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру (см.) ведантической традиции. Прославился своей монистической философией адвайта-веданты (см.) и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов сан-ньясинов (см.) с резиденциями первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил только 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени.

шарана (шивашарана) — букв, «тот, кто обрел прибежище в Шиве». Так принято называть святых в вирашиваизме (см.).

шастра — «священный текст; учение». 1) Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например: дхарма-шастра — религиозный закон, артха-шастра — политика. шастри — знаток шастр (см.), пандит (см.). «Шатарудрия» — см. «Рудрипатха».

Шашишекхара — «Увенчанный луной». Имя-эпитет Шивы.

 

Шива — букв. «Благосклонный, Милостивый, Совершенный». Верховный Господь шиваитской религии. Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как Личностное Божество, Он является Создателем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Изначальная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность).

Шивам — «Благостность». Один из важнейших эпитетов Шивы в шайва-сиддханте (см.).

шиваизм — религия тех, кто поклоняется Шиве как Высшему Богу. Древнейшая из четырех главных ветвей индуизма.

«Шива-пурана» — «Древнее [предание] о Шиве». 1. Собрание шести главных пуранических писаний, священных для шиваитов. 2. Название древнейшего из этих шести текстов (некоторые считают его версией «Вайю-пураны»).

шивадхъяна — медитация на Шиву во всем.

Шивананда — состояние Блаженства Шивы.

Шивапада — духовная обитель Шивы, состояние Сознания Шивы.

Шива-пуджа — почитание-пуджа (см.) антропоморфного (мур-ти) или абстрактного (Шивалингам) образа Шивы.

Шиваратри — см. Махашиваратри.

шиваганы — см. ганы.

Шивапракаша — Самосияющее Сознание Шивы.

Шиво'хам — букв. «Я — Шива». Важная махавакья (см.) в веданте (см.) и шиваизме.

Шива-Шакти — Бог-Отец-и-Мать, одновременно имманентный и трансцендентный. Имя Бога Шивы, относящееся одновременно к Его непроявленному Бытию и проявленной Энергии.

Шивалока — «Мир Шивы». Причинный план, мир Шивы, богов, а также высоко развитых душ. Это — план творчества и интуиции, наивысший среди планов бытия.

Шива-стотры — гимны Шиве (как правило, на санскрите).

Шивалинга(м) — букв. «Знак Шивы». Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шива-итских храмах. Округлый эллиптический предмет, обычно устанавливаемый на круглом основании, питхе (см.). Шива-лингам — это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Парашивы, Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Парашакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (вырезанными или естественного происхождения, сваямбху, например речная

галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с «Карана-агамой», временные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки. Трактовка Шивалингама как «фаллоса» является вульгарной и оскорбительной для индуистов всех толков и направлений. Шивалингам — не «фаллос», а своего рода «бесформенная форма» Неизобразимого Всевышнего Бога. Шива-таттва — высшее состояние, или природа, Бога Шивы, Его Сущность.

«Шива-сутра» — важнейшее, «семенное» писание кашмирского шиваизма, состоящее из 77 афоризмов, открытое Господом Шивой муни (см.) Васугупте (ок. 800г.).

 

«Шива-дришти»—писание кашмирского шиваизма, написанное Соманандой, учеником Васугупты.

 

Шивагати — букв. «Прибежище в Шиве». То же самое, что и Шивапада (см.).

 

Шивапада — букв. «Обитель Шивы»; духовный мир Шивы, а также состояние Его Сознания. Шри-Видья —важная шактистская мантра (см.), связанная с Богиней Трипурасундари и Шри-Янтрой (Шри-Чакрой).

Шрикантхешвара — букв. «Прекрасношеий Владыка». Одно из имен Шивы.

Шрути — букв. «Услышанное». Богооткровенные писания, явленные миру через пророков-риши (см.). В широком смысле Шрути — все богооткровенные писания саната-на-дхармы (см.), включая Агамы (в т.ч. Тантры), в узком же — только Веды (см.).

 

Шубхам — «Благоприятность». Один из важнейших эпитетов Шивы в шайва-сиддханте (см.).

шуддха-видья — «чистое знание». Пятая таттва в космологической системе шайва-сиддханты (см.). шуддха-джива — чистая душа.

шудра — «рабочий, слуга»; член низшей из четырех основных варн (каст) индуизма.

 

шукла-пратхама — первый день светлой половины лунного месяца, т.е. первый день после новолуния.

 

Шулапани — «Держатель трезубца». Имя Шивы.

экадаши — одиннадцатый день лунного месяца, священный день Господа Вишну.

 

«Экадаша-Рудри» — букв. «Одиннадцатикратное повторение «Рудрам»».См. «Рудрипатха».

Экапада-Рудра — один из аспектов Господа Рудры.

юга — букв, «период; эра». Космологический промежуток времени. Существуют 4 юги, циклически сменяющие друг друга: сатья-юга (иначе Крита-юга) — эпоха праведности, «золотой век»; трета-юга — время начала упадка устоев дхармы (см.); двапара-юга — время продолжающегося упадка устоев дхармы; кали-юга — «железный век» полной духовной деградации и вырождения человечества. Каждая последующая юга короче предыдущей на одну четверть. В настоящее время мир живет в эпоху кали-юги, которая в общей сложности должна продлиться 432 000 земных лет.

 

Яджурведа — «Веда жертвенных формул (яджусов)». Существуют две редакции текста Яджурведы: 1) Кришна («Черная») — Яджурведа (называемая так потому, что материал комментариев- Брахман перемешан с гимнами) и 2) Шукла («Белая» или «Чистая») — Яджурведа (где гимны не перемежаются никакими комментариями).

яджня — «поклонение,жертвоприношение». 1) Форма ритуаль-ного богослужения, которое было особенно распространено в ведические времена и в котором подношения — топленное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева — предлагаются огню в определенном писаниями порядке при пении или рецитации специальных мантр (см.). 2) Личные акты поклонения или жертвоприношения в ведической религии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты